13 марта 2012 г. в сельской усадьбе "Мартинова Гусь", которая расположена в Воложинском районе, состоялся семинар по формированию туристического образа и бренда Налибокской пущи. Около 30 участников из нескольких районов Беларуси, на территории которых находится Налибокская пуща, обсуждали, что нужно сделать, чтобы этот регион стал более узнаваемым и привлекательным для отечественного и иностранного туриста, а загородный отдых в Беларуси стал более разнообразным с точки зрения продукта и возможностей.
Перед началом семинара. Алесь Белый рассуждает о будущем туризма в Налибокской пуще
Дискуссии о привлекательности региона начались до официального открытия семинара
Любовь Максимова (Департамент по туризму МСиТ) и Дмитрий Карпиевич (региональный координатор по Минской области Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии, модератор форума)
Василий Шакун, директор заказника "Налибокский" (слева) и Сергей Лученок, руководитель КФХ «Лученок Органик-Фарм» (справа).
Счастливый Анатолий Ганец, владелец усадьба "Ганка" (он едет на стажировку в Америку) и Валерия Клицунова, председатель БОО "Отдых в деревне"
Открыла семинар Любовь Ефимовна Максимова, начальник отдела планирования и организации турдеятельности Министерства спорта и туризма РБ
Начало семинара про туристический образ Налибокской пущи
Представители местных органов власти, работники культуры, представители белорусских туристических компаний, владельцы сельских усадеб Беларуси, экологи согласились, что без целостной "многоотраслевой" программы действий край трудно продвигать и развивать.
Алесь Белый, владелец усадьбы "Мартинова гусь", один из наиболее активных инициаторов мероприятия и Валерия Клицунова
Всем очень понравилось выступление Инги Станиславовны Малашкевич, заведующей отдела организационной работы оздоровления населения и туризма управления по физкультуре, спорту и туризму Миноблисполкома
Все, что говорится на семинаре, тут же обдумывается и обсуждается с точки зрения возможности внедрить на практике. На фото - Алесь Белый
Алесь Белый, кроме отдыха в белорусской сельской усадьбе, на правах создателя презентовал уже работающий эко-музей "Брама у Налибоки"
Что такое отдых в Налибокской пуще? Не секрет, что сегодня для туриста этот регион может быть "неизвестнее", чем более популярные, часто звучащие в СМИ и рекламе туррегионы страны. В Налибокской пуще и окрестностях уже сейчас сосредоточено немало интересных памятников архитектуры, истории, замечательных уголков природы. А история этого компактного региона - одна из наиболее интересных в Беларуси. К тому же небольшая удаленность от столицы Беларуси делает этот регион привлекательным для организации разнообразного отдыха под Минском.
Но без популяризации яркого и запоминающегося образа региона как единого целого турист не сможет в полной мере оценить ни красоту этого края, ни продукцию его ремёсел, ни увлекательную многовековую историю. А значит, и его жители не получат достаточных доходов, чтобы развивать многоотраслевой туристический комплекс этого белорусского края.
Участники семинара. На переднем плане Франц Мамуль, координатор по Гродненской области Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии
Выступление Валерии Клицуновой было посвящено в том числе зарубежному опыту формирования и продвижения туристических и агротуристических кластеров
Облисполком берет на карандаш :)
Антураж практической встречи по образу пущи в сельской усадьбе "Мартинова гусь"
Алесь Белый в презентации показывает своё видение настоящего и будущего туристического кластера пущи
Стоит отметить, что презентация Алеся оперирует исключительно фактами, что ещё раз даёт основу вспомнить о большой практике владельца усадьбы "Мартинова гусь" по продвижению отдыха в Налибокской пуще
Внимательные слушатели
За последние два года в Воложинском районе Беларуси сложилось своеобразное сообщество местного туристического бизнеса - сельские усадьбы для отдыха, ремесленники, аниматоры, работники музеев, организаторы фестивалей и другие неравнодушные люди. Опыт Воложинского туристического "кластера" по праву считается самым передовым в стране, сюда нередко приезжают представители других районов поучиться местному опыту.
Василий Шакун, директор заказника "Налибокский", предложил слушателям не только интересный эмоциональный рассказ с фактами из личной биографии, но и рассказал о сотрудничестве с турфирмами, которые "сделали" большой турпоток на экологический маршруты
Олег Гапанович, представитель загородного клуба "Фестивальный", фотографирует жетоны, которые продемонстрировал Василий Шакун
Пока Любовь Ефимовна просто рассматривает жетон, Инга Станиславовна уже примеряет на себя должность лесника Налибокской пущи
И неслучайно, что именно местные активисты выступили с идеей расширения этого опыта на остальные районы Минской и Гродненской областей, на территории котрых раскинулась величественная Налибокская пуща: Столбцовский, Ивьевский, Кореличский, Новогрудский.
Один из возможных ключевых аспектов туристического образа Налибокской пущи - приключенческий, героико-патриотический. Много столетий самым главным экстремальным пущанским спортом, конечно же, была охота, воспетая в знаменитых литературных произведениях. Один из кульминационных моментов поэмы Адама Мицкевича "Пан Тадеуш" - охота на налибокского медведя, а поэма Николая Гусовского "Песнь о зубре", как считают некоторые краеведы, была написана тоже под пущанскими впечатлениями.
Во время 2-й Мировой войны Пуща стала "лесным домом" почти для 20 тысяч партизан разных национальностей; а для нацистских оккупантов - неприступной лестной крепостью, которой они так и не смогли овладеть. На базе некоторых агроусадеб в Налибокской пуще в наше время проводятся "школы выживания", а любители экстремального спорта и туризма уже несколько лет участвуют в вело- и беговых марафонах "Налибоки".
Какой ещё отдых возможен в Налибокской пуще под Минском уже сегодня? Большой популярностью пользуется проложенная по деревьям приключенческая трасса "Малпалэнд" в загородном комплексе "Фестивальный". Возможно, и не задумываясь о глубоких корнях местного экстрима, сегодняшние гости, выбирая отдых в Налибокской пущи и её окрестностях как бы продолжают давние традиции.
Вопросам концептуализации таких традиций и последующего продвижения отдыха в Налибокской пуще был посвящен большой блок вопросов в рамках практического семинара. Как результат для рынка, это может положительно сказаться на разнообразии экстремальных и приключенческих туров и в целом услуг для отдыха под Минском.
Богат и разнообразен животный и растительный мир Налибокской пущи. Его эксплуатация в туристических целях выглядит многообещающей, но в ней много явных и скрытых угроз для местной природы. Выступавшие на семинаре представители проекта ПРООН/ГЭФ "Интеграция вопросов сохранения биоразнообразия в политику и практику территориального планирования в Беларуси" делились опытом разработки нового в стране турпродукта: платного наблюдения за токованием глухаря.
Презентация о возможности организации устойчивого ведения охотхозяйства на основе наблюдения за глухарём на току. Ещё одна форма отдыха в Налибокской пуще для определенного сегмента туристов
Представитель ландшафтого заказника "Налибокский" Василий Шакун рассказывал об этом же, но уже как практик, как представитель организации-"хозяина" наиболее ценной части Налибокской пущи. Кроме этой новой услуги, администрация заказника за последние годы построила несколько туристических стоянок вдоль Ислочи, обустроила вольеры для зубров и ланей, которые в дни школьных каникул посещают тысячи детей и взрослых. А в ближайших планах - создание центра по отлову и расселению диких животных.
Выступление по обустройству территории и инфраструктуре вывело на свет много вопросов, которые необходимо решить, чтобы привлечь туристов в этот регион. Благо, автором презентации был лично проанализирован и систематизирован богатый зарубежный опыт
По разнообразию растительного мира Налибокская пуща - своеобразный "чемпион" нашей страны. Здесь насчитывается 820 видов высших растений и свыше 200 - мохообразных, больше чем в любом заповеднике или национальном парке Беларуси. Так же, как и с образом пущи приключенческой, образ Налибокской пущи - растительного рая - тоже неизбежно всплывает в общественном подсознании. Например, знаменитая фитоаптека в Рубежевичах - единственная в своём роде, уходит корнями в ещё довоенные традиции местного травничества.
Настойки "Налибоки" являются одним из немногочисленных на сегодняшний день примеров визуализации имиджа Налибокской пущи (Внимание! Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью!)
И к этой же традиции апеллирует известная в стране линейка крепких настоек "Налибоки", - представители этой торговой марки также присутствовали на семинаре вместе с образцами своей продукции. Это пример того, как в "раскрутке" образа региона взаимно заинтересованы и регион и одноименный потребительский товар.
Самый разветвлённый и самый известный в стране "куст" брендов, кстати - это Беловежская пуща и более двух десятков торговых марок продуктов питания, напитков, косметики и даже игрового бизнеса, апеллирующих к образу этой территории Беларуси. При этом и эти товары усиливают привлекательность территории для туристов, и сами как бы приобретают корни, дополнительную устойчивость и легитимность. Налибокской пуще - естественному конкуренту Беловежской ещё предстоит активизация такого потенциально взаимовыгодного сотрудничества.
Модератор форума, Дмитрий Карпиевич, предоставляет слово сотрудникам Воложинского музея
В рамках семинара прозвучала интересная презентация достопримечательностей Воложинского края. Много чего есть, однако изюминкой стало обсуждение о включении в туристические и экскурсионные маршруты объектов, которые по разным причинам не включены в эту работу, являются заброшенными
Живая дискуссия на тему достопримечательностей края
Кроме белорусов, Налибокская пуща интересна и другим народам - прежде всего, полякам, евреям и литовцам, для каждого из которых стоило бы разработать свой вариант образа края, основанный на совершенно разных "культурных рецепторах", на разных исторических фактах, героях и носталгических воспоминаниях. Для поляков, например - это величественный образ Пущи, предстающий в поэме Адама Мицкевича "Пан Тадеуш" - польской национальной эпопеи - и героическая история местного антинацистского сопротивления времён 2-й мировой, прежде всег - отчаянно смелого Ивенецкого восстания 19-20.06.1943. Для евреев - образ "лесных евреев", местного сообщества, давшего массу известных деятелей возрождения Государства Израиль, а также давших пример вооруженной борьбы с нацистами (партизанские отряды Бельских, Зорина и др.), в последние годы возвращающийся в сознание всемирной еврейской диаспоры. Для литовцев - своеобразное возвращение к истокам Нёмана, бывшего 1000 лет назад "литовскоязычным" от истоков до устья. А в середине 13 в. непроходимые леса и болота Пущи сыграли решающую роль в защите молодого Литовского государства от агрессии Золотой Орды. Неизвестно, как бы пошла европейская и мировая история, если бы не героизм безвестных пущанских партизан 13 в. с луками и мечами. В общем, у каждого своя Налибокская пуща!
Анатолий Ганец, в рамках обмена опытом, делится информацией, полезной не только для участников "кластера", но и представителей Гродненской и Минской областей
Турфирмам есть над чем задуматься :) Очевидно, что в погоне за клиентом в скором будущем к такому туристическому продукту - отдых в Налибокской пуще - будут стоять очереди из туроператоров. И главное сейчас для туркомпаний ближе познакомиться с продуктом, а, может быть, и стоять у истоков его формирования.
Семинар проходил очень живо и неформально, иногда между участниками вспыхивали жаркие споры, но большинство воспринимало их как свидетельство неподдельного интересе к тематике семинара, и к его главному участнику, которого можно было видеть на горизонте из окна зала: к Налибокской пуще.
Атмосфера практической встречи в усадьбе "Мартинова гусь"
Участники семинара сформировали рабочую группу, которая продолжит рутинную работу по культивированию туристического образа Налибокской пущи.
Проекты логотипов Налибокской пущи. Эскизы Д. Салаша
Проекты логотипов, которые предлагались для обсуждения, пока что остались лишь проектами: принятие логотипа должно венчать собой длительный этап подготовительной работы, а не служить чудодейственным талисманом, магическим действием, от которого туристы, якобы, массово "ломанутся" на отдых в Налибокской пуще. Запланировано неоднократно возвращаться к процессу целенаправленного формирования туристического образа и бренда Налибокской пущи. Возможно, опыт местных энтузиастов послужит примером для аналогичных проектов и в других частях страны.
Организаторы и партнеры состоявшегося семинара. Большое спасибо! :)
Общественный совет по развитию агро-экотуризма в Минской области
Общественный совет по развитию агро-экотуризма в Гродненской области
Программа поддержки Беларуси Федерального правительства Германии
Общественный совет по развитию агро-экотуризма в Воложинском районе ОРУП «Белгосохота»
Авторы текста: Александр Белый – хозяин усадьбы «Марцінова Гусь», создатель эко-музея "Брама у Налибоки", член Общественного совета по развитию агро-экотуризма в Воложинском районе; Андрей Барашко - руководитель туристического портала Беларуси Holiday.by.
Фото: Андрей Барашко, портал Holiday.by
Читайте по теме туристического имиджа
Страновой маркетинг и туристический имидж Беларуси в последнее время находится на слуху как государственных органов, так и частных компаний. Предлагаем вам подборку интересных материалов на тему туристического имиджа стран и городов.
Имидж Беларуси. Страна цмоков. Может существовать?
В продолжении темы туристического символа Беларуси: Что говорят о цмоках?
Бренд Могилёва: каким он будет? (фото+отчет)
Имидж Гомеля, как города идей, поддержат оригинальные скамейки для влюбленных
Видеоролик о Беларуси презентовали в МИД
Имидж Беларуси - главная тема международного форума в Минске
Знакомьтесь - Туристический логотип Киева!
Красивый видео-ролик о Минске. Смотреть всем!
Видео-ролики о городах Беларуси «порвали» белорусский интернет
Спасибо, Сардар, за наш лучший стенд в Москве!
Если вы являетесь экспертом по теме странового или регионального туристического имиджа и желаете донести свою точку зрения или предложение до широкой аудитории, присылайте ваш материал к нам в редакцию по адресу editor@holiday.by или свяжитесь с нами по телефону +375 (17) 226-44-73 (редактор портала Анастасия Шаткевич)
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах