Юг Беларуси – это «государство в государстве». Полесье – это свой язык, культура, пейзаж и материально-культурные ценности. Редактор Holiday.by Андрей Барашко и искусствовед-блогер Никита Монич в экспедиции #целаябеларусь делали остановку в Пинске и Вороцевичах. Необычный путеводитель, где нет руин, унылых исторических справок и железобетонных маршрутов подготовлен при поддержке Samsung Belarus.
В любом регионе есть титульные достопримечательности и исторические личности. Сегодня это так называемый «туристический потенциал». Говоря проще, то, ради чего нужно ехать в ту или иную местность. Чтобы сложить верное впечатление у читателей, все фото и видео экспедиции #целаябеларусь сделаны на камеры смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra и поданы без обработки и фильтров. Равно как и мысли вслух авторов этого необычного путеводителя по Беларуси.
Первые эмоции из поездки можно найти в закреплённых историях инстаграма Holiday.by.
Как смотреть гид #целаябеларусь
Это не путеводитель со строго прописанными маршрутами. Авторы гида «Целая Беларусь» поставили перед собой три задачи. Во-первых, за тринадцать дней поездки по Беларуси не увидеть грустных руин. Во-вторых, переночевать, покушать и купить сувенир в местах, которые имеют более, чем столетнюю историю и готовы принимать туристов. В-третьих, рассказать об этих местах читателям. Дальше – магия в смартфоне, когда понравившиеся точки можно легко разместить в нужной последовательности на карте для идеального путешествия по стране.
Продолжительность поездки зависит только от вас – перед вами #целаябеларусь. В конце каждой части путеводителя находятся прямые ссылки на все объекты. В архиве ниже - другие выходы гид по Беларуси.
Полонечка – Флерьяново – Коссово
Ружаны – Подороск – Пружаны – Каменец
Гродно: замок Витовта – дом Муравьёва – отель Семашко – ресторан «Беласток» – усадьба Святск Гурских
Лида – Больтеники – Гайтюнишки
Залесье – Крево – Чухны – Гольшаны
Красный Берег – Жиличи – Бобруйск
Пинск
Для путеводителя #целаябеларусь специально отобраны объекты гражданской архитектуры. Сегодняшней. Когда-то они предназначались для других целей, но были переосмыслены или «перепрофилированы».
Так произошло и с самым старым зданием Пинска – коллегиумом. Когда-то этот «небоскрёб» был частью иезуитского монастыря. Большой костёл рядом не дошёл до наших дней. Католический орден иезуитов в своё время хорошо понимал, что такое «скрытая реклама». Вместе со своими религиозными догмами они привозили в новые для себя земли – науку, медицину, школы. Поэтому рядом с культовыми постройками иезуитов часто возводились учебные заведения. Например, в Полоцке бывший коллегиум стал одним из корпусов современного вуза. В стенах полоцкого здания даже появилась говорящая голова. В Пинске барочный коллегиум кроме того, что был учебным заведением, так он ещё и выполнял роль… маяка.
Огромное – даже по сегодняшним меркам – трёхэтажное здание стоит на судоходной реке Пине. Потому его угловую башню также делали максимально полезной для города. И всё это дошло до наших дней из глубин XVII века.
Первая в Пинске аптека, типография, лаборатории, помещения для занятий и даже театр – это всё про коллегиум. Говоря современным языком, иезуиты пробовали позиционировать себя на разные целевые аудитории горожан. Если говорить про образование, то это был патронат университета в Вильно. Таким образом, полученное в Пинске образование (бесплатное!) котировалось во всём Великом Княжестве Литовском. Учиться приходилось тринадцать лет. Образование не было чисто светским – всех учеников воспитывали в духе преданности ордену иезуитов и католической вере. Изначально в коллегиуме обучалось пятьдесят учеников из Пинска и окрестностей. На пике тут получали образование около семисот юношей со всей Речи Посполитой.
Пышность и статусность объекта подчёркивает тот факт, что король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский в 1784 году во время визита в Пинск останавливался в стенах коллегиума.
Если бы король не был занят тем, что страну уже делили между собой соседние империи, а монарх имел такой смартфон как Samsung Galaxy S21 Ultra, то мы бы сегодня могли любоваться на королевское селфи во внутреннем дворике коллегиума или на фоне сводчатых потолков. Здание дошло до наших дней практически в первозданном виде, за исключением внутренней колоннады во дворике на итальянский манер. Во внешнем облике – микс из ренессанса и барокко.
В интерьере – сводчатые потолки, толстые стены, внутренние галереи. Были тут и жилые помещения для учеников и монахов-иезуитов. Здание строилось этапами, о чём говорит использование разного кирпича, разная толщина стен (на нижнем этаже – до двух метров!) и разные стили в архитектуре. Здание имеет всего три этажа, но за счёт ломаной «французской» крыши, двадцати четырёх печных труб и грамотного использования ландшафта здание выглядит необычно высоким и массивным. Лучшие виды отрываются либо с моста над Пиной, либо с лодочной станции и пляжа на другом берегу реки. На одном из фасадов сохранились часы-куранты.
Три имени, с которыми ассоциируется коллегиум в Пинске. Андрей Боболя – мессионер иезуитов, мученик, которого католическая церковь причислила к лику святых. Он преподавал в коллегиуме. Адам Нарушевич – представитель местного шляхетского рода, который окончил Пинский коллегиум. По заказу короля Речи Посполитой написал огромный труд «История польского народа». Ещё один из известных выпускников – политический и экономический деятель Матей Бутримович. Построил себе в Пинске дворец и пробовал реформировать Полесье.
В межвоенное время - в 1926 году - Польское краеведческое товарищество открывает в стенах первый в Пинске краеведческий музей. К 1939 году тут была собрана большая коллекция экспонатов – порядка 7000-8000 единиц.
Наиболее ценные экспонаты во время Второй мировой войны были увезены в Германию. Только две тысячи экспонатов осталось в Пинске. В 1940 году библиотека ордена иезуитов, которая располагалась в коллегиуме, была эвакуирована в Ленинград, где, возможно уцелев полностью или частично, остаётся до сегодняшнего дня.
В войну здание сильно пострадало и могло быть снесено, но так как в нём «обжились» многие городские организации и службы, с этим вопросом отложили. В 1953 году здание получило охранный статус, чтобы с 1965 года тут открылась картинная галерея.
Именно в это время в Пинске начинают выставляться полотна Айвазовского, Шишкина и Васнецова. Публика смогла также увидеть полотна из собраний Радзивиллов. Музей Полесья в стенах коллегиума был открыт в 1980 году. Полная реставрация всего здания имела место в 1996 году. Уникальный музей с богатой коллекцией как народного творчества, так и городской культуры будет хорошим мотивом приехать в Пинск.
В самом музее самым правильным будет купить билет с экскурсией, потому что в большом количестве экспонатов можно пропустить самое главное, интересное и уникальное. Ткачество, крутая местная керамика разных эпох, вилка викинга, саркофаги, деревянный велосипед мастера Василия Ильючика, оригинальные предметы городского быта, диван Якуба Коласа – посмотрите фото, которые мы сделали в Музее Полесья на камеры смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra.
К тому же сам музей – бывший коллегиум – очень годное место для снимков в необычных интерьерах.
Полесскую «Третьяковку» - картинную галерею – основал старший научный сотрудник музея и популяризатор изобразительного искусства Боровиков. Картины для показа в Пинске собирались им по всему бывшему СССР. Так в Музее Полесья можно видеть полотна Пэна, Айвазовского, Шишкина, Поленова, Перова, Бялыницкого-Бирули и Боголюбова. Также выставляются современные белорусские художники.
Голос Монича: «В Пинске многое впечатляет, но больше всего река. В наш приезд она была серо-стальная, сильная, красивая. Когда я смотрел на неё, то вспоминал немецкую хореографа Пину Бауш. Понятно, что это сравнение возникает из-за того, что они тёзки. И все-таки, возникнув, оно кажется уместным еще и с эстетической точки зрения.
Над рекой парит здание коллегиума, особенно значительно это соседство смотрится с моста. Очень красивый ансамбль. Жаль, что сам мост не оборудован нормальной площадкой для фотографирования и обзора. Наоборот, по нему прямо в сердце города врывается оживленная дорога. И по дороге этой идёт не просто поток машин, но многочисленные гружёные грузовики. Все это, словно ударом ножа, отсекает комплекс зданий коллегиума от главной пешеходной улицы города. С точки зрения туризма - чудовищное решение.
Но вернемся к коллегиуму - он красив и производит впечатление мощи, значительности, собственной значимости.
У входа нас приветствовал местный котик. Внутри мощных стен, прямо от самого входа возникло ощущение образовательно-казенное, но с элементами путешествия во времени. Показалось, будто я маленький и вот, впервые, в школу пришёл. Может из-за того, что в музее на экскурсию пришла детская группа, и дети издавали звуки, а эхо мощных стен разносило.
Может из-за цвета и фактуры стен. А, возможно, это результат типа «намоленности» места. Всё-таки речь идет о здании иезуитского коллегиума, то есть образовательной институции.
Если же отбросить лирику и субъективные переживания, то музею явно не хватает современного ремонта и модернизации музейного оборудования, потому что с коллекцией все просто супер: есть коллекции художественного, этнографического, исторического профилей.
Вначале мы попали в галерею с живописью белорусских художников советской и постсоветской эпох. Профессиональная и добротная живопись, которая не чувствует себя ущемлённой, в соседстве с отличной экспозицией русской живописи XIX века. В интернете последовательно пишут о величии русских имён в коллекции при почти полной невозможности понять, кого из белорусских художников сможешь там обнаружить. Мне кажется, что это несправедливо. Хотя, разумеется, русскую коллекцию есть за что похвалить. Особенно моему сердцу приглянулся этюдный, летящий пейзаж Поленова. И ещё яркое и солнечное море Дубовского. А вот Айвазовский совсем не приглянулся - мне кажется это очень неудачная его работа, пусть и форматная, большая.
Этнографическая коллекция произвела очень хорошее впечатление, хотя, опять же, ей очень не хватает хорошего музейного оборудования. Есть удачные самостоятельные блоки, как, например сундук, с уложенным в него текстилем.
Или телега, в которой на соломе разложена керамика. Ну и, конечно, главная звезда - деревянный велосипед. Этот объект, определенно, на мерч просится, потому что не только радует сердце любого хипстера, но смотрится удивительно стильно.
Во время визита мы увидели вот такую табличку. Постараюсь воздержаться от шуток по поводу ее грустного символизма и скажу лишь, что, похоже, мы увидели далеко не всю экспозицию. Наверняка, в музее осталось еще много всего уникального и красивого.
Но была в нашем посещении музея и сумрачная страница. Я имею в виду чудовищную выставку египетской тематики. Пластмассовые мумии, гипсовые «недоанубисы». Всё страшное и кривое как смертный грех. Дикий и пошлый кошмар. На этой выставке можно почувствовать себя профессиональным египтологом, который негодует, оскорбленный очередной псевдовыставкой египетских древностей. В описываемом случае для этого не надо было быть специалистом - ужасность «экспонатов» была видна невооруженным глазом. Я понимаю, что для музея это крайне важный вопрос заработка денег. Но такие проекты не просто портят имидж музея - они портят вкус детям и взрослым, что на них оказываются. А вот это уже для музея также непозволительно, как педиатру покупать покупать сигареты младшим школьникам.
После музея мы зашли в соседний магазин книг, где я с удовольствием купил сразу несколько изданий как про Пинск, так и про беларусскую культуру в целом. Было из чего выбрать, что радует. К сожалению, сам музей Полесья каталогом или хотя бы путеводителем порадовать не может».
Своеобразным продолжением «Музея Полесья» является дворец Бутримовича. Хотя «Пинский Мур» никак исторически не связан с бывшим коллегиумом, за исключением того факта, что Матеуш Бутримович оканчивал это учебное заведение. В 1778 году он был избран конюшим Пинского уезда. С 1780-го Бутримович числился мечником Пинского уезда, с 1783-го – судьёй Гродненским, а в 1785 — подстаростой Пинским.
В историю города и региона Мацей Бутримович вошёл как предприимчивый экономический деятель. Он всё время старался «обрасти» полезными знакомствами, которые давали возможность развивать Пинщину и свои владения за одно. Одним из известных спонсоров проектов Бутримовича был Михал Казимир Огинский. Чтобы произвести впечатление на будущего патрона, Бутримович собрал войско и выступил против русской армии в национально-освободительном движении, но был разгромлен.Тем не менее, ему удалось сойтись с Огинским и на его деньги построить дороги и каналы.
Говорят, что «продать» эту идею ему помогли неприятные воспоминания Огинского о полесских дорогах. Вместе партнёры решили улучшать ситуацию и расширять торговые связи региона. Так на карте нашей страны того времени появились «тракты» из Пинска до Волыни и из Пинска до Слонима. При этом стройка шла по технологиям не хуже, чем строятся сегодня легендарные немецкие автобаны. Бревенчатая кладка-подушка, водоотводные каналы, специальное покрытие их хвороста и торфа сверху. Тракты обсаживались деревьями. Днепро-Бугский и Огинский каналы – тоже дело рук Бутримовича.
Интересной была «презентация» водных путей. Бутримович отправился по воде – по Бугу и Висле – через Варшаву в Гданьск, чтобы дойти до Балтийского моря. Всё происходило на лодках-челноках, на которых «трое плотогонов, настоящих пинчан, одетых так, как ходили пинчане сто с лишним лет». Возглавил эту флотилию с дарами сам Пинский судья Бутримович. Это не было простым водным походом от Пинска до Балтики. В лодках были дары для монарха – «мёд свежий, воск, лой, грибы, рыба вяленая, вьюны сушёные, крупы ячменные и другие здешнего края продукты».
Исследования Адама Мальдиса говорят, что жители Варшавы, включая самого короля Станислава Августа Понятовского, были так удивлены пинским кораблям у стен королевского дворца, что было поручено отчеканить памятную монету в честь такого необычного визита в столицу Речи Посполитой. Сам монарх решил с визитом посетить Пинск, чтобы воочию посмотреть на успехи бизнесмена-судьи. Вероятно, в тот самый визит король и останавливался в Пинском коллегиуме, так как другого достойного места в городе не нашлось.
Бутримович воспользовался визитом – получил одобрение на продолжение строительство дорог, и вместе с Понятовским в 1784 году они вместе заложили камень в основание будущего дворца. «Кладка», как дворец называли местные жители, был построен в 1794 году по проекту виленского архитектора Шильдгауза. П-образный объём был задуман так, чтобы вся парадная жизнь была сконцентрирована в центральной части. Крылья справа и слева – жилые помещения и кабинеты.
После Бутримовичей дворец принадлежал Ордам, а затем роду Скирмунтов. Дочь Матея Бутримовича вышла замуж за инженера-фортификатора Михаила Орду. У них родилось пять детей, одним из которых был будущий знаменитый художник Наполеон Орда. Какое-то время он даже жил в этом дворце.
Сегодня в одном из крыльев дворца Бутримовича располагается филиал «Музея Полесья», который нельзя назвать лучшим с точки зрения экспозиции. Говорят, что ЗАГС, который сегодня располагается в центральных залах дворца, куда красивее и наряднее. Правда, попасть внутрь просто так с улицы может быть проблематично.
Голос Монича: «В особняк Бутримовичей даже нет смысла идти, если вы не записаны на регистрацию брака. Сейчас там ЗАГС, часть здания отдана музею, но выглядит экспозиция на момент осени 2021 года очень скромно.
Если уж пойдете по пешеходной улице, то останавливайтесь в одном из замечательных местных кафе.
Мы завтракали в месте под названием Параграф. Там красивее, чем у Бутримовичей. При этом еще и вкусно».
Обязательно в Пинске:
Прогуляться по пешеходной улице в центре города и рассмотреть межвоенную архитектуру центра города.
Посетить с экскурсией «Музей Полесья» и найти самые интересные экспонаты.
Сделать смешное селфи с памятником коренному пинчуку.
Вороцевичи
Если Бутримовичи свою родословную выводили от легендарного рыцаря Бутрима, участника Грюнвальдской битвы, то Орды своим предком видели… Чингисхана. При этом считается, что Орды относятся к «чисто» полесским родам.
Первые письменно зафиксированные представители рода были пинский боярин Васко и его брат Юхно. Право на владение землями им было даровано грамотой королевы Боны Сфорца от 1524 года. К XVII веку Орды относились к одним из самых зажиточных родов в Брестско-Литовском воеводстве. В роду были заметные политические и военные деятели – мечники, каштеляны, судьи. Представители рода были послами на сеймы ВКЛ и Речи Посполитой. Род Ордов дошёл до XX века и делится на «чёрных» (от Юхно) и «белых» (от Васко). Резиденцией «чёрных» был дворец в Бижеревичах. «Белые» Орды головным «офисом» считали владения в Вороцевичах. Михаил Орда из «белых» женился на дочери Мацея Бутримовича – Юзефине. Их дети – Наполеон и Хелена – сказали своё слово в культуре и искусстве.
Наполеон Орда стал художником, композитором и пианистом. Хелена Орда стала художником и скульптором. Ещё одна дочь Михаила Орды и Юзефины Бутримович – Гортензия – объединила род Ордов и Скирмунтов через брак с Александром из Скирмунтов. Последняя владелица Вороцевичей, дочь Хелены – Констанция – была писательницей. Орды принимали активное участие в национально-освободительных восстаниях 1830-31, 1863-64 годов. Разветвлённость рода и его многочисленность позволили избежать больших потерь в имениях, даже несмотря на экспроприацию земель и титулов в результате подавления этих восстаний со стороны Российской империи.
Наполеон Орда, пожалуй, один из самых известных нам представителей рода. Именно его можно смело назвать «первым инстаграмером» Беларуси. В уже зрелом возрасте, художник, вернувшись из вынужденной эмиграции из Парижа после подавления восстания, отправился путешествовать по родине, зарисовывая дворцы, замки, усадьбы и сцены из жизни городков и местечек. Именно это занятие и издание альбомов «видоков» сделало его популярным.
Родился Орда в Вороцевичах в 1807 году, окончил свислочскую гимназию, продолжил образование в Вильне на физико-математическом факультете. Получить высшее образование не получилось – был исключен из вуза за участие в национально-освободительном движении. Продолжил собственное образование. За участие в боях во время восстания 1831 года был награждён орденом Virtuti Militari. Именно после этих событий был вынужден уехать из страны. С 1833 года находился в Париже, где общался с Адамом Мицкевичем и Фредериком Шопеном. Будучи за границей, освоил изобразительное искусство и много ездил по Европе. Именно тогда его основным объектом стали разного рода памятники архитектуры – их Орда поместил в фокус своего внимания.
«Делал снимки дворцов и замков своим карандашом» - так пишут про него исследователи художественного наследия.
Только в 1856 году Наполеон Орда сумел вернуться в Вороцевичи. Идея поездок по окрестностям Наполеону пришла в 1860 году – ездил бричкой, повозкой, а чаще всего пешком. Говорят, что рисунков было сделано тысяча или тысячи. Следующий виток развития творчества Наполеона Орды – объединение рисунков в альбомы – пришёл на ум автору в 1873 году. Первый печатный тираж выше только в 1883 году, спустя десять лет от задумки. Таким образом в узнаваемой технике литографии в Варшаве было напечатано 260 графических листов. К этому времени Наполеону Орде было уже 76 лет!
К сожалению, в том же году наш земляк умер в Варшаве и был похоронен на старом кладбище в Иваново, недалеко от Вороцевичей. В советское время на месте этого кладбища была построена школа, поэтому могилы Наполеона Орды сегодня посетить нельзя. В Иваново установлен памятник художнику, а в «Музее Полесья» в Пинске можно увидеть надмогильную плиту Орды.
В Первую мировую войну усадьба в Вороцевичах была полностью разрушена. Относительно недавно в Вороцевичах появился музей Наполеона Орды на месте, где располагались старинные постройки. В 2021 году к открытию готовился музей в полностью восстановленном усадебном доме «белой» ветки рода Ордов. К сожалению, в музее пока что нет ни одного оригинала руки Наполеона Орды, но от этого место не становится аутсайдером на туристической карте Беларуси. И вот, почему…
Голос Монича: «Дополнительное очарование музейному комплексу Наполеона Орды придаёт то, что находится он прямо посреди деревни. Таким образом, и художественная галерея, находящаяся в здании бывшей школы, и построенное несколько лет назад здание музея Орды смотрятся аутентично и, словно бы, вырастают из окружающей среды.
В музее служат очень приятные сотрудники, для которых наследие великого земляка личностно дорого. Поэтому и не поворачивается язык назвать их деятельность словом «работа». Экспозиция последовательно рассказывает о разных этапах жизни Наполеона Орды и о его наследии, как художественном, так и музыкальном. Оригиналов произведений художника нет, но копии не вызывают того разочарования и отторжения, что случились со мной в репинском Здравнёво.
Возможно, дело ещё и в качестве экспозиций, что были представлены в здании художественной галереи. В одном зале проходила отличная выставка фотографий первой половины XX века, а в нескольких других висит отличная коллекция белорусской живописи. Это результаты многолетнего местного пленэра, за участие в котором художники отдают одну работу в коллекцию музея. Среди прочего я с удивлением и радостью встретил пару пейзажей Алеся Фалея - художника мною глубоко уважаемого и любимого.
Таким образом, могу сказать, что впечатления от музея превзошли ожидания, хоть я не любитель графики Наполеона Орды, а музыки его до посещения музея и вовсе не слышал.
Ещё одна часть экспозиции открывалась буквально через несколько недель после нашего визита. Речь о родовом доме Наполеона Орды. Здание до наших дней не сохранилось, но было восстановлено на оригинальном фундаменте и по рисункам художника.
Находится дом посреди поля, сад и хозяйственные постройки были съедены Хроносом. Но в сознании сотрудников оно уже все есть: с горящими глазами они рассказывали о своих планах высадить сад, катать посетителей на бричке, этсетера.
Нас милостиво впустили в дом до открытия, показав почти законченные отделочные работы и значительную часть элементов будущей экспозиции. Удивительным образом внутри было ощущение жилого пространства.
Как будто мы были в гостях в настоящем, пусть и еще незаконченном особняке. Я не уверен, что именно такое ощущение должно быть в музейной экспозиции. Всё-таки музей, пусть и мемориальный дом-музей, это особое пространство, которое строится и существует по отличным от жилого дома законам.
Но я точно могу сказать, что излишняя «домашнесть» гораздо лучше духа мертвечины и мертворожденности, которая иногда встречается в плохо и без души сделанных музеях.
Как известно, «то что мертво, умереть не может», но и сделать с ним ничего нельзя.
А живое способно эволюционировать, набираться сил и расти.
Хочется искренне пожелать удачи сотрудникам музея. И так же искренне хочется туда ещё приехать».
Обязательно в Вороцевичах:
Побывать в обоих музеях, связанных с Наполеоном Ордой.
Попробовать и приобрести «ордовский чай».
Не пройти мимо картинной галереи и временной экспозиции в музее.
Сувениры из Пинска и Вороцевичей
В пинском «Музее Полесья» сувенирная лавка есть при кассе. К слову, в кассе можно купить семейный билет в музей, который даёт некоторую экономию по сравнению с покупкой в розницу.
Сувенирка в музее не очень разнообразна – магниты, альбом по Брестчине и сувенирные пакеты. Но ценителям «сувенирного искусства» не стоит расстраиваться. Через площадь от коллегиума находятся две точки, которые порадуют желающих обменять денежные знаки на что-то памятное.
Во-первых, в ближайшем книжном магазине можно найти много годных книг. Одну из них стоит обязательно рассматривать в качестве сувенира. Речь про иллюстрированное широкоформатное издание «Пинск. Полесская легенда».
Да и в целом тут можно найти много хороших книжек и альбомов про туристические достопримечательности и регионы Беларуси. Философский вопрос, является ли книга сувениром. Каждый решает сам для себя.
Во-вторых, по соседству с книжным находится дверь недавно открывшегося в Пинске магазина «Полесские сувениры». И это уже игра на высоком уровне! Вряд ли получится забежать на минутку – ассортимент большой и качество на высоте.
Здесь нет ширпотреба – белорусские ручники, вышиванки, пояса, народные ремёсла, изделия из льна и соломки. Поход в этот магазин за туристическими покупками будет правильным продолжением визита в «Музей Полесья» и добавит пару сотен шагов в ваш личный зачёт на шагомере или фотографий здания коллегиума с нового ракурса.
В Вороцевичах сувенирка по мотивам Орды не самая выразительная, но есть к чему присмотреться. В музее есть недорогие магниты из фанерки и классические экземпляры.
Хочется какой-то печатной продукции, но книг с репринтами альбомов на найдено (в обычных книжных магазинах в крупных городах они есть). Но при этом тут можно попасть на сезон «ордовского чая». Говорят, что в семье у Наполеона Орды было заведено пить чай из трав и ягод, собранных в окрестностях усадьбы. Научные сотрудники музея не только рассказывают экскурсию и собирают научную информацию, но также и заготавливают чай по семейному рецепту Орды, чтобы угостить туристов или продать такой сбор в качестве памятного сувенира.
Вероятнее всего, когда вы читаете этот выпуск #целаябеларусь – основной дом усадьбы в Вороцевичах уже встречает первых посетителей. Возможно, в расширенном музее сувениры по мотивам творчества известного земляка будут в более расширенном ассортименте.
Где остановиться в Пинске
По концепции #целаябеларусь авторы путеводителя стараются «выжать» максимум из тех мест, которые посещаются. Ни Андрей Барашко, ни Никита Монич не являются действующими монархами, чтобы ночевать в здании бывшего коллегиума в Пинске. Был выбран вариант проще, но полностью подходящий под концепцию поездки.
В 2021 году в Пинске открылся необычный гостевой дом «Пинский дворик». Это бывший доходный дом на «первой линии» реки, который сегодняшние владельцы переосмыслили и сделали в нём уютный мини-отель. Работы по реконструкции велись с 2013 года, а само здание имеет практически 100-летнюю историю.
Датируется постройка 1916 годом. Дому повезло – он не стал «заброшкой», как, например, доходные дома в Витебске. Хотя всё к этому шло, судя по фотографиям даже 2018 года. В руиноподобном состоянии здание перешло в частные руки, чтобы получить новую жизнь. Удачным архитектурным решением было использовать естественный ландшафт спуска к реке и к классическому объёму достроить крытый зал, где можно проводить время, не выходя на улицу.
Гостям доступны тринадцать номеров разного уровня комфортности. Авторам концепции гостевого дома удалось достичь атмосферы домашнего уюта. Единственное, с чем есть вопросы – это с хорошей слышимостью между номерами. В остальном, это современная гостиница с должным уровнем сервиса в шаговой доступности от ключевых достопримечательностей Пинска, сохранившая колорит столетней кирпичной застройки.
Посмотрите фотографии из номеров «Пинского дворика», которые мы сделали камерами Samsung Galaxy S21 Ultra. Все прямые контакты для бронирования находятся внизу статьи.
Где поесть
Снова-таки в рамках концепции #целаябеларусь задача в том, чтобы кушать в местах посещения. К сожалению, в коллегиуме кофейни не предусмотрено. В момент нашего визита в «Пинском дворике» что-то менялось с рестораном на его территории.
Поэтому за пинский «перекус» ответила кофейня Paragraph, что рядом с памятником пинчуку. Проверенная сеть со вкусным кофе, десертами, завтраками и пирогами. Безусловно, если проложить пеший маршрут от коллегиума до «Пинского дворика» (а это метров триста, ха-ха!), то по дороге можно найти с пяток заведений, где можно неплохо покушать. Ведь эти достопримечательности находятся в прямой доступности от пешеходной улицы Пинска.
В Вороцевичах можно рассчитывать только на чай, если повезёт с сезоном сбора. И также на ссобойки, если они будут заранее предусмотрены.
Если ехать из Минска в Пинск (или в обратном направлении) на машине, то основной точкой приёма пищи можно сделать агроусадьбу «Горчаковых» около Ивацевичей. Бывшее Galaxy Café на трассе М1 мы стараемся не пропускать никогда.
Во-первых, бывшее название как никакое другое созвучно со смартфоном поездки Samsung Galaxy S21 Ultra. Во-вторых, легендарный «папин драник» хорошо, но ребята не стоят на месте, а продолжают эксперименты с домашней кухней.
На этот раз к флагманскому блюду добавились классические драники со сметаной и драники с мясом и жареным яйцом.
Порции, как всегда, гигантские. Обслуживание, как всегда, приветливое. Фотографии на память, как всегда, сделаны.
Полезные ссылки и прямые контакты #целаябеларусь
В экспедиции мы записывали для вас сторис в инстаграм Holiday.by – в Пинске побывали в коллегиуме-музее, а также заскочили в книжный и новый сувенирный магазин по соседству. В Вороцевичах посмотрели на работы Наполеона Орды и напросились одними из первых в только-только открывающийся для туристов родовой дом известного художника. Увидели, как прямо сейчас место наполняется экспонатами. Сделали обзор номеров новой гостиницы «Пинский дворик». Как и всё в путеводителе #целаябеларусь, истории сняты на смартфон Samsung Galaxy S21 Ultra.
Сайт «Музея Белорусского Полесья» в Пинске. Информация об экспозиции, время работы, контакты.
Гостевой дом «Пинский дворик». Сайт гостиницы с возможностью бронирования номеров.
Инстаграм гостевого дома «Пинский дворик». Фотографии номеров, отзывы гостей, специальные предложения.
Инстаграм кофейни Paragraph Pinsk. Атмосферные фото, акции и время работы.
Сайт музея Наполеона Орды в Вороцевичах. Общая информация, время работы, ссылки на соцсети.
Инстаграм музея Наполеона Орды в Вороцевичах. Анонсы выставок и мероприятий, интересные факты, отзывы и режим работы.
Инстаграм агроусадьбы Горчаковых. Гостевые дома, меню кухни, отзывы гостей.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах