Продолжение необычного путеводителя по Беларуси, подготовленного вместе с Samsung Belarus. Есть в нашей стране такой уголок, попадая в который можно испытать настоящий культурный шок. Редактор Holiday.by Андрей Барашко и искусствовед-блогер Никита Монич сделали остановку в Гомеле и не смогли проехать мимо Ветки.
Проект #целаябеларусь это про отсутствие руин на фотографиях, первые эмоции в сторис инстаграма, необычные сувениры, вкусную еду и всяческий позитив во время путешествия по Беларуси. Это не путеводитель в привычном смысле слова. Здесь нет готовых маршрутов, хотя некоторые могут стать таковыми.
В этой и прошлых частях описаны отдельные объекты и что можно от них ожидать. Все фото сделаны на смартфон Samsung Galaxy S21 Ultra и поданы без обработки, чтобы передать атмосферу, как есть.
Как смотреть гид #целаябеларусь
В этой и других частях гида #целаябеларусь можно найти набор точек для составления собственного плана путешествия по Беларуси. В конце каждой статьи находятся прямые контакты и полезные ссылки, чтобы насытить вашу поездку по интересным местам страны.
Посмотрите предыдущие выпуски путеводителя:
Полонечка – Флерьяново – Коссово
Ружаны – Подороск – Пружаны – Каменец
Гродно: замок Витовта – дом Муравьёва – отель Семашко – ресторан «Беласток» – усадьба Святск Гурских
Лида – Больтеники – Гайтюнишки
Залесье – Крево – Чухны – Гольшаны
Красный Берег – Жиличи – Бобруйск
Ветка
Из Минска до Ветки надо ехать примерно четыре часа на машине. Для этого нужны мотивация и бензин. В точке прибытия можно сделать фотографию на настоящей Красной Площади и полюбоваться красивым гербом населённого пункта.
Однако вряд ли этих «фишек» хватит, чтобы сорвать туриста с места и заставить совершить гран-вояж через всю страну.
Что если добавить в программу тура посещение музея, аналогов которого нет нигде в Беларуси? И порекомендовать его не только ценителям истории, но и дизайнерам, любителям каллиграфии и необычных фонов для фоточек в инстагаме? «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова» - только звучит «сухо» при первом прочтении названия этого места. Внутри же настоящий кладезь информации и открытий на любую аудиторию.
Музей появился в 1978 году на основе коллекции местного художника и старообрядца Федора Шклярова. Его имя в названии музея, правда, появилось только в 2011 году. Сегодня всё, что «hand selected» («отобрано руками» - авт.) добавляет ценности собранию. Сразу становится понятно, откуда в названии музея появились старообрядцы.
Местом для первой постоянной экспозиции был выбран дом купца и судовладельца Грошикова 1897 года постройки в центре Ветки – самая настоящая #целаябеларусь. Любопытно, что братья Тимофей, Киприaн, Иван и Данила Грошиковы строили корабли не только в Гомеле и Ветке, но и в Восточной Пруссии. Старший брат Тимофей построил себе «коттедж» в стиле модерн – в архитектуре здания прослеживаются черты неоготики. Также, как и будущий устроитель музея Шкляров, который расположился в этих стенах, купец Грошиков был старовером.
Кто такие старообрядцы? Про это лучше расскажут музейные научные сотрудники на экскурсии. Если кратко, то в XVII веке начался, а при Екатерине II усилился раскол в православной церкви по причине принятия неких новых догм и реформ внутри церкви.
Так вот противники реформ были преданы «анафеме» и объявлены «раскольниками» и преследовались. И тут существует легенда про то, откуда старообрядцы появились в Ветке. Считается, что в поисках убежища от московских властей, «раскольники» пустили по воде икону и решили поселиться в месте, где она пристанет к берегу. Надо ли договаривать, где икона зацепилась за ветку? По другой версии легенды, к иконе была прикреплена ветка, чтобы не потерять лик из вида.
Считается, что официальная власть даже немного закрыла глаза на то, что в Ветке появилась даже единственная «официальная» староверская церковь. Видимо, до Ветки ехать из Питера или Москвы тоже не хватило мотивации. Поэтому со всей империи в Ветку приезжали староверы, что способствовало развитию города. Отсюда и Красная (главная – авт.) площадь.
Есть два варианта узнать про старообрядцев – приехать в ветковский музей или почитать эту статью в Википедии и всё равно заехать в Ветку, потому что лучше воспринимать информацию, когда видишь перед собой иллюстрации традиций, которым три и более сотни лет.
На сегодня в Ветковском музее храниться свыше 13 000 музейных предметов. Не все они одновременно выставляются. Поэтому стоит в один и тот же музей приезжать несколько раз – есть шанс увидеть что-то новое и интересное.
Автор коллекции Фёдор Шкляров смотрит на всех посетителей с большого портрета при входе в музей и как бы намекает на то, что лучше купить не просто входной билет, а заказать экскурсию с научным сотрудником. Так будет интереснее, потому что в этом музее научные сотрудники не просто сидят в своих кабинетах, а ездят по району в поисках традиций и ценностей, которые могут быть перемещены в хранилище, сами придумывают и своими руками оформляют экспозиции, реконструируют обряды и техники, ведут инстаграм музея (все ссылки будут внизу статьи).
В музее на постоянной основе сделано двенадцать экспозиций. Если поставить себе цель посмотреть всё, то у посетителей будет четыре крупные темы для персональных открытий. Во-первых, это история и быт Ветки с XVII века до наших дней. Во-вторых, это искусство иконы – от старообрядческой мастерской до коллекции икон, выполненных в разных техниках. В-третьих, это целый зал с белорусским национальным орнаментом и традициями. В-четвёртых, книжное дело – рукописные книги и «старадрукі». Бонус-треком будет небольшой сувенирный уголок, где можно найти уникальные вещи.
Во время экскурсии можно узнать, как жители оформляли заказы на иконы. Это было похоже на сегодняшний поход в интернет-магазин с доставкой. Что общего между логотипом МЧС и иконой? Обязательно стоит обращать внимание на фотографии людей, которые жили тут сто и более лет назад.
Они красиво оформлены в старинные ставни, от чего эффект от их просмотра усиливается. Стена от пола до потолка в иконах – это отсылка к домам старообрядцев. У многих из них «райский сад» находился прямо в избе.
К тому же это неплохой фон для необычных фотографий в инстаграм. Во фронтальной камере смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra есть режим «расширенного» селфи.
К чести ветковских мастеров, интеллект смартфона практически на всех изображениях быстро и точно распознавал лица при включённом электронном помощнике.
В зале с ручниками и народными костюмами понравится тем, кто любит «вышыванкі». И только профессиональный гид может расшифровать значения тех или иных «рисунков».
Отдельно выставлены уникальные традиции, сохранившиеся в местной деревне Неглюбка. Только в этом зале Ветковского музея можно зависнуть минимум на час и получить огромное эстетическое удовольствие.
Дизайнерам и любителям каллиграфии будет интересно посмотреть на оригиналы рукописных книг, а также книг отпечатанных на первых станках. В хранилище музея находится порядка 300 старопечатных книг XVI–XIX веков.
Тут можно услышать (к сожалению, только услышать) историю нахождения Статута ВКЛ 1588 года в одной из деревенских хат. Узнать, что общего между ставнями на деревенских окнах и рукописными книгами. Присмотреть идею для своей новой татуировки тут тоже можно.
Голос Монича: «Официально и развернуто он называется «Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова». И это уникальное место, которое порвало мне шаблон в лоскуты.
Во-первых, обычно музеи, существующие в маленьких городах, являются филиалами каких-то областных или национальных музеев. Так Каменецкая Вежа является филиалом Брестского краеведческого музея, а усадьба Здравнёво - Витебского.
А музей в Ветке не просто самостоятельный, нет. Он настолько самостоятельный, что «перешёл в контратаку» и открыл свой филиал прямо в Гомеле на территории Дворцово-паркового ансамбля Румянцевых и Паскевичей. И это очень эмблематичный и закономерный жест - богатство и разнообразие коллекции Ветковского музея действительно позволяют делать такие штуки.
Во-вторых, его посещение - это, пожалуй, самое сильное музейное впечатление от всей поездки. Сюрреалистический эффект от посещения начинается с местоположения - музей находится прямо на Красной площади. Погуглите, так и написано в интернете: адрес музея «улица Красная площадь, дом 5».
Внутри - мультивселенная отдельно взятого культурного феномена старообрядчества на беларуских землях. Когда каждый год из Ветковского музея в Минск приезжают временные выставки икон и других предметов культа, то такого эффекта не происходит. Скорее всего из-за того, что ограниченный набор артефактов попадает в чужеродное обширное пространство Национального художественного и необходимой концентрации не случается. Но там, в Ветке, эта смесь становится действительно гремучей. Зал за залом раскачивают душу посетителя плотностью и контрастом экспозиций: бытовые и этнографические памятники, мастерская иконописца, оклады, иконы, ажурное золото резных киотов, алый водопад Неглюбских рушников, куча оригинальных стародруков, лиштвы…. Ааааа. Этот небольшой по площади музей явно не помещается в один визит.
Про него хочется рассказывать долго, не зная с чего начать: с истории старообрядцев, пришедших на эти земли в XVII веке? С подвижничества конкретного человека, основателя и первого директора музея Федора Григорьевича Шклярова? Он в советское время практиковал нестандартное и не слишком одобряемое хобби - коллекционировал старообрядческое наследие.
Каждый новый зал музея посвящен отдельной теме. Переходы контрастны, но общий эффект от посещения музея очень цельный. Экспозиция не поражает ультра-современностью выставочного оборудования, зато каждый раз отчетливо видна задумка её авторов, при реализации которой получилось вытянуть максимум результата из ограниченных ресурсов.
Единственное негативное чувство при посещении - отчетливое ощущение, что музею тесно. Он словно рак-отшельник, который давно вырос из своей раковины. Но всё ещё в ней сидит. Сразу представляешь обширную пристройку со светлыми просторными залами. Представляешь, как бы заиграла эта богатейшая коллекция в специально под нее спроектированном пространстве.
А вместо этого чувство тесноты и обделённости еще больше усиливается от того, что здание музея смыкается стеной с магазином низких цен. И у того из динамиков громко звучит какая-то реклама. Контраст довольно болезненный. Ощущение, будто что-то вторглось и оттеснило нечто ценное и хрупкое со своим грубым, аляповато-ярким шумом и кутерьмой. Рискну довести метафору до края: будто в здании древнего храма половину здания отвели под спортзал… Минуточку, ведь так ещё недавно и было: в советское время с храмами и монастырями всех конфессий.
И мне кажется, что существующая сегодня драма с культурой и искусством в нашем обществе является эхом советской эпохи и её незалеченных ран».
Обязательно в Ветке:
Сделать селфи на фоне крутых резных ворот музея.
Заказать экскурсию с научным сотрудником по Ветковскому музею.
Купить классный (желательно hand-made!) сувенир из Ветки в лавке музея.
Гомель
Путеводитель #целаябеларусь посвящён местам, которые имеют богатую историю, сегодня не выглядят унылыми руинами и активно используются туристами. Гомель в этом плане уникальный город в Беларуси, потому что в нём есть река Сож, на берегу которого есть огромный старинный парк, внутри которого расположен дворец Румянцевых и Паскевичей.
Этот треугольник способен заманить туриста и не выпускать на протяжении дня, а то и двух за свой периметр. Если прибавить к этому неплохой отель с рестораном по соседству, получается яркое пятно на туристической карте нашей страны.
Дворец Румяцевых-Паскевичей – это удивительный сплав европейских традиций и истории Российской Империи на территории современной Беларуси. История этого места активно развивается с разделами Речи Посполитой, после чего эта местность стала частью империи.
Гомель с окрестностями был подарен фавориту Екатерины II – генералу-фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому за выдающиеся победы в войне с Турцией. Полководец снёс старый деревянный замок канцлера ВКЛ Чарторыйского и велел построить новый каменный дворец. Постройка была в стиле раннего классицизма.
Архитектор из Санкт-Петербурга за деньги Екатерины Второй приступил к работам в 1777 году. Но все прекрасно знают, откуда Пётр Первый привез в Питер актуальные на то время тренды, в том числе и в архитектуре. Точнее вынес через прорубленное им же окно в Европу.
Считается, что архитектор был вдохновлён итальянской виллой Альмерико Капра Ла-Ротонда. Если продолжать листать книги по истории архитектуры, то можно узнать, что дворец в Гомеле называют одним из ранних примеров «русского палладианства».
Это также наследие Италии, когда переосмыслялись античные формы и композиции, названное в честь автора идеи – архитектора Андреа Палладио.
После смерти Петра Румянцева, при его сыне Николае в Гомель был вызван английский (!) архитектор Джон Кларк, который в своей работе вышел за рамки только дворца. За 1800-1826 год в одном ансамбле были «завязаны» сам дворец, городской парк, Петропавловский собор и часовня-усыпальница. После смерти Николая в 1826 году, дворец перешёл к его брату Сергею, который всего спустя два года отдал его под залог, а ещё через шесть лет – продал в казну.
В 1834 году его купил ещё один полководец из Российской империи – Паскевич. Им был приглашён польский (!) архитектор Идзковский, которым была осуществлена очередная перестройка дворца и парка. Идзковский, будучи студентом в Варшаве, обратил на себя внимание внимание министра финансов князя Друцкого-Любецкого, благодаря которому получил правительственную стипендию для дальнейшего обучения в Италии. Дворец Друцких-Любецких в Щучине также засветился в поездке #целаябеларусь.
Самым заметным штрихом стало возведение 32-метровой башни с часами. Работы по оформлению интерьеров дворца курировал итальянский (!) архитектор Винценто Винценти – окно в Европу не закрывалось после Петра.
К слову, именно полотно кисти Идзковского было на купюре 20 000 белорусских рублей с указанием автора. В качестве «водяного знака» на белой полосе использовалось изображение одного из вазонов около дворца. На сегодняшней купюре номиналом 20 BYN также есть изображение дворца Румянцевых и Паскевичей, но оборотная сторона уже посвящена Турову.
Вместе с революцией 1917 года дворец у Паскевичей был конфискован. В 1919 году в нём открылся первый музей. Последнюю владелицу – Ирину Паскевич – не расстреляли, как было принято у большевиков, а переселили на квартиру.
Надо сказать, что музей и дом пионеров в нём стали работать сразу после окончания Второй мировой войны. Несмотря на то, что дворец сильно пострадал в войну, его достаточно быстро восстановили. Это один из тех дворцов на территории Беларуси, которым повезло быть в первых рядах на восстановление. Работы начались в 1995 году.
Любопытно, что коллекция Паскевичей не была разграблена, а легла в основу экспозиции Гомельского областного краеведческого музея. Коллекция книг Румянцевых уехала в Россию и легла в основу собрания «Ленинки» - Российской государственной библиотеки.
Сегодня гомельский дворец – это один из самых больших и богатых музеев в Беларуси. Первые этажи возвращают посетителей к эпохе XVIII-XIX веков. Здесь по возможности восстановили атмосферу княжеского дворца.
Впечатляют три «объёма» - колонный зал с куполом, белая и красная гостиные. Если заказать экскурсию с гидом, есть шанс не пролететь мимо как интересных историй, так и оригинальных артефактов, ставших частью большой экспозиции.
Не менее интересно побывать в башне дворца. Там работает экспозиция под названием «Владельцы Гомельского имения Румянцевы и Паскевичи», где также много оригинальных вещей и документов.
Недалеко от дворца в парке находится ещё одно место, которое может прийти на ум, когда говоришь про старинный парк в Гомеле. Речь про фамильную усыпальницу Паскевичей. Тут также не обошлось без симбиоза Востока и Запада.
С одной стороны – над землёй – пятикупольная шатровая церковь в лучших русских традициях и московской церковной архитектуры. С другой стороны – под землёй – сама усыпальница, представляющая собой тоннель длиной 32 метра.
Традиция таких семейных захоронений была распространена у знати в Западной Европе. Усыпальница строилась с 1870 по 1889 год. В результате в склепе своё последнее пристанище нашли восемь поколений знатного рода Паскевичей.
Оптический 10.0х-кратный зум камеры смартфона Samsung Galaxy S21 Ultra позволяет внимательно рассмотреть внешний декор церквушки. Резной камень и художественный металл, красная неглазурованная терракота и многоцветная майолика, смальтовая мозаика и настенная роспись – всё это использовано в очень небольшом объекте, делая его нарядным и праздничным. По большевистской традиции, в 1917 году усыпальница была частично разграблена.
В годы СССР место взято под охрану. Только в 2016 году усыпальница была заново открыта для посещения, а в 2019 году – часовня Паскевичей.
Если дворец и тем более часовня-усыпальница почти не меняли своего предназначения с момента постройки, то есть в гомельском парке объект, который как никакой иной подходит под концепцию #целаябеларусь.
Речь про сооружения сахарного завода Ивана Федоровича Паскевича. Котельная предприятия была под землёй, а для отводов продуктов горения в XIX веке была сооружена высокая кирпичная башня. После того, как сахарный завод перенесли в Добруш, сам владелец решил переосмыслить старые корпуса и «вписать» их в парк.
В здании завода открылся зимний сад, а дымоход стал и продолжает быть до сегодняшнего дня башней обозрения. Последнее обновление аттракции состоялось в 2015 году.
Сегодня любой желающий за символическую плату может подняться наверх и насладиться 360-градусным видом на центр Гомеля с высоты птичьего полёта.
Голос Монича: «Смело могу сказать, что дворец Румянцевых и Паскевичей меня впечатлил и что это место очень справедливо называется ансамблем. Не только по формальному составу и количеству элементов, но и по набору впечатлений, который оно предлагает. Субъективно мне кажется, что такого контрастного набора переживаний не предлагают ни Мир, ни Несвиж.
Парк с его перепадами рельефа, прихотливостью своего устройства, наличием мощной красивой реки создает предварительное впечатление.
Дальше начинается сам классицистский дворец с его колоннами, помпезными залами, портретами Румянцевых-Паскевичей-советских космонавтов-Андрея Андреевича Громыко.
Музей дворцового комплекса выглядит богато. Чувствуется, что пространству ещё далеко до полной насыщенности экспозиции, но впечатление на экскурсанта она уже оказывает.
При этом после похода по дворцу вас ещё ждут музейная часть, выставки, оранжерея, крипта, Ветка (её гомельский филиал) и башня. За один раз это все можно обойти, но вот потребить - вряд ли. В меня не влезло и к концу экскурсии я уже хотел «на ручки».
После дворца мы успели попасть в крипту и залезли на башню, словно бы соединив в своем сознании парковый комплекс в единую триаду по вертикали: таинственный подземный мир, роскошные наземные пространства и свобода и размах неба. И уверяю, это ощущение я испытывал тогда в Гомеле, а не придумал сейчас при написании текста.
Подземная усыпальница поразила меня особенно. Я не видел её фотографий до посещения, заходил внутрь, будучи «чистым листом». Несмотря на то, что многое из первоначального убранства не пережило XX век, эффект сильно превзошел ожидания.
Сам склеп для захоронений представляет собой сводчатый тоннель. Облицовка сводов усыпальницы выполнена из переливчатой керамики, напоминающей своей глазурью колотый камень. Общий эффект - как будто соединили усыпальницу лордов Севера из «Игры Престолов» и «Пещеру горного короля» Эдварда Грига.
Обзорная башня - переделанная труба сахарозавода. Внутри две сотни ступеней. Не совершайте моей ошибки и не старайтесь подняться наверх за один заход и на скорость!
Наверху - когда отдышитесь – красивейшие виды на реку, парк и дворец.
После лишённого горизонта пространства парка, вытянутого подземелья склепа и тесноты винтовой лестницы внезапные просторы захватывают дух.
Подводя итог всему дню, могу с уверенностью сказать, что:
Если вы не были в Ветковском музее - начинайте планировать это сделать!
Ехать в Гомель и его окрестности за музеями и культурой - отличная идея. Только не надо стараться все посмотреть за один день».
Обязательно в Гомеле:
Посетить центральный парк и обязательно с экскурсией по дворцу.
Подняться на обзорную башню в бывшей заводской трубе.
Поселиться в отеле «Замковый» рядом с парком и дворцом.
Сувениры из Ветки и Гомеля
Две разные сувенирные лавки в совершенно разных местах, но одинаково достойные внимания каждого путешественника.
В Ветке нет отдельного сувенирного магазина – всё работает в здании местного музея. Рядом с кассой есть небольшой стеллаж, где можно найти очень интересные вещи.
Во-первых, для любителей стандартных наборов «кружка + магнит» есть очень красивые и качественно выполненные кружки с вышиванкой.
Если принять решение вывести весь Ветковский музей с собой – есть огромные книги с качественными фотографиями множества экспонатов. Цены кусаются – порядка 85-125 BYN за экземпляр. Качество изданий – на высоте!
Подлинные шедевры находятся на нижней полке стеллажа. Там можно найти примеры настоящего «человеческого» (не машинного!) ткачества от местных мастеров. Постилки и подставки по цене от 39 BYN. Отдельно стоит обратить внимание на «буквицу»-раскраску. Сегодня модно раскрашивать и избавляться от стресса. Сотрудники музея будто подхватили эту тенденцию и за какие-то гроши предлагают купить раскраску буквиц, праобразы которых находятся в рукописных книгах, выставленных в музее. Неплохой подарок ребёнку или даже взрослому.
В гомельском дворце Румянцевых и Паскевичей можно купить сувениры как в кассе музея, так и работает большой отдельный магазин «Сувениры» в северном крыле.
На пять минут забежать не получится – слишком велик ассортимент. Магниты и кружки представлен широко. Среди прочего обращают внимание на себя ручники, рубашки из льна, вручную сделанные куклы, поделки из природных материалов.
Художественную ценность картин и панно оценить трудно, но они тоже есть.
Отдельно обращает на себя внимание подборка книг, брошюр и открыток как про Гомель, так и про дворец.
Специально для дворца местная кондитерская фабрика изготовила увесистый набор конфет в качественной упаковке с копией картины «Вид гомельского дворца и парка» архитектора Адама Идзковского.
Где остановиться в Гомеле
По задумке проекта #целаябеларусь его авторы селятся если не в самих достопримечательностях (если есть такая возможность), то максимально близко к ним. В Гомеле вплотную к парку и дворцу расположен отель «Замковый», работающий с 2011 года.
Сайт гостиницы говорит: «Выполненное в виде средневекового замка здание гостиницы удачно дополнило собой дворцово-парковый ансамбль Гомеля. В дизайне отеля гармонично сочетаются изысканность и роскошь интерьеров и современные технологии, которые по достоинству оценят самые взыскательные клиенты».
Понятия роскоши и стиля всегда растяжимы, но у этого отеля есть два неоспоримых преимущества.
Во-первых, клиентооринетированность. Длинное слово, важное для любой гостиницы. Вежливый персонал, чутко относящийся к пожеланиям клиента.
Мелочи, которые делают отдых не просто комфортным, но и беззаботным – зонтики по углам, косметические наборы в номерах какие-то ещё мелочи, которые «помогают» расслабиться даже если остановиться на одну ночь.
Во-вторых, вариативность номеров при компактности отеля. В «Замковом» всего 42 номера, но линейка предложения состоит как из стандартных, так и сьютов, студии, люксов и президентских апартаментов с огромной террасой.
Есть номера для людей с ограниченными возможностями. Тут можно селиться со своими питомцами. В некоторые периоды есть шанс попасть на «акцию», когда цены на стандартные номера падают. Из обычных номеров «забирают» дополнительные микро-плюшки (халаты, косметические наборы и мини-бар, например), делая проживание в отеле ещё более доступным.
Прямые контакты отеля «Замковый» в Гомеле находятся в конце этой статьи.
Как преимуществу, так и к предупреждению стоит отнести тот факт, что в ресторане отеля вкусно готовят и порции очень большие. Бойтесь своих желаний!
Где поесть в Гомеле
Хороший ресторан в Ветке – штука более мифическая, сказочная… А вот недалеко от дворца и парка в Гомеле есть пару неплохих мест про еду, попадающих в радиус проекта #целаябеларусь К сожалению, в самом дворце нет ни кофейни, ни ресторана.
Ресторан отеля «Замковый» находится в цокольном этаже здания. Здесь можно сытно позавтракать с утра, но также неплохо провести время за ужином. Дизайн интерьера прост и прямолинеен. Раз отель называется «Замковый», то ресторан будет декорацией к этому слову.
Общую атмосферу передаёт, но в детали всматриваться не нужно. Лучше устремить взгляды к довольно пухлому меню. Место порадовало тем, что словосочетание «Этого у нас сегодня нет» от официанта ни разу не прозвучало. Кухня представляет собой нечто среднее между «европейской» и «домашней». Отдельно выведены блюда белорусской кухни.
Цены средние и чуть выше. При загрузке зала на две трети ожидание горячих блюд заняло до получала. Порции достаточно большие, что стоит учитывать при заказе.
Приятным бонусом является 30% скидка на основное меню для постояльцев отеля.
Ресторан «Ирина» напротив отеля «Замковый», но максимально ближе к парку, был отрекомендован на рецепции как «Более дорогой. Фешенебельный с кухней от шеф-повара».
Внешность здания и интерьеры заведения очень противоречивы, но речь пойдёт о кухне и сервисе. Зачастую хорошая кухня способна затмить любой спорный вопрос.
Меню ресторана «Ирина» чем-то похоже на ресторан отеля «Замковый». Возможно, речь идёт про одного владельца или автора концепции. Цены сравнимы – средние и чуть выше. Подача блюд отличается оформлением и посудой. Обслуживание хорошее, но без огня.
Бульон за три рубля (самый дешёвый суп из меню) и драники с поджаркой за примерно двадцать пять рублей (ого!) оставили самые положительные кулинарные впечатления. Порции большие, что тоже надо принять во внимание.
Высокой кухни и изысканного оформления интерьеров здесь искать не стоит, но хорошо и вкусно покушать за умеренные деньги – в самый раз.
Полезные ссылки и прямые контакты #целаябеларусь
В экспедиции мы записывали для вас сторис в инстаграм Holiday.by – в Ветке прошлись по всем залам музея и записали часть экскурсии для вас. В Гомеле сделали обзор отеля «Замковый» и попробовали за один день «освоить» парк, дворец, крипту и обзорную башню. Как и всё в путеводителе #целаябеларусь, истории сняты на смартфон Samsung Galaxy S21 Ultra.
Видео-история про Ветковский музей
Необычная видео-история про находки из Ветки в... польском Гданьске
Видео-история про отель «Замковый» в Гомеле
Видео-история про Гомельский дворец
Видео-история про то, что интересного рядом с Гомельским дворцом
Инстаграм Ветковского музея. Интересные факты, красивые фото, анонсы выставок и мероприятий.
Инстаграм Любови Зайдак - она автор крутых handmade ковриков из Гомеля
Сайт отеля «Замковый» в Гомеле. Актуальные цены, фото номеров и бронирование, ресторан в отеле.
Сайт Гомельского дворцово-паркового ансамбля. Вся информация из первых уст. Расписание работы всех локаций и торговых точек.
Дворец Румянцевых и Паскевичей в инстаграме. Анонсы мероприятий, факты об экспонатах, расписание и контакты.
Сайт ресторана «Ирина» в Гомеле. Анонсы мероприятий, меню и бронирование столиков.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах