Ежегодно белорусский дилер британских автомобилей Jaguar и Land Rover отправляет из Минска в разные уголки Старого Света экспедицию #JLRпокоряетЕвропу. Каждая поездка всегда ставила своей целью некое достижение или преодоление. Так, например, мы доезжали до крутых горных перевалов, знакомились со столицей роскоши - Монако, гоняли по легендарной трассе ралли Монте-Карло. В этом году экспедиция была вызовом самим себе – нашей целью было проехать по Прибалтике на электромобиле Jaguar I-Pace и понять, каково это путешествовать на трендовом транспорте начала XXI века.
Безусловно, ключевой задачей было не просто бесшумно накрутить километры от зарядки до зарядки, но и найти интересные и необычные вещи в этой части Европы. С обеими задачами мы справились, а как это было и что можно рекомендовать посмотреть в Латвии, Эстонии и Финляндии я расскажу в этом дневнике. Под фотографиями будут ссылки на подробные описания самых крутых мест. Те, кому интересно путешествие на электромобиле, могут сразу отматывать страницу в самый конец – там я собрал свои советы после 3000 километров на «батарейке».
Если коротко – вот 9 минут видео. В нём все десять дней нашей поездки и лучшее из этой части Прибалтики. Посмотрите!
День 1: дорога в неизвестность
Между этими фотографиями целая россыпь эмоций. И тысячи километров пути. Верхний снимок сделан в минском центре «Атлант-М Британия». Второй - на эстонском острове Сааремаа. Когда электромобиль отключаешь от зарядки - он тебя манит 325 километрами пути. Но запас хода меняется в зависимости от вашего поведения на дороге. Притопил педаль в пол - будь добр заранее позаботиться, чтобы по пути была электрозаправка.
Начало осени в Беларуси в большинстве случаев - очень живописная пора года. Может быть не надо далеко отъезжать от эпицентра стабильности?
Выехать за границу на электромобиле из Минска - то ещё развлечение. Дело в том, что электрозаправки в РБ за пределами МКАД - всё ещё чудо. И кто же знал, что программное обеспечение автомобильного и заправочного копьютера должно «дружить»? Точнее так, операторы заправок должны следить и регулярно обновлять ПО, чтобы оно не конфликтовало с программной частью автомобиля. В противном случае у вас велик риск словить «глюк» и машина заблокирует себя от будущих заправок, чтобы ситуация не усугубилась. В северном направлении на нашем пути была только зелёная АЗС в Лепеле, где была электрозаправка. Приключения подкрались к нам незаметно! Кто же знал?..
Слово «инициализация» стало для меня самым запоминающимся после 10-дневного опыта ежедневной зарядки автомобиля. Просто прежде, чем компьютер авто и заправки начнут перекачивать энергию ты ждёшь некоторое время, будет ли всё верно распознано с двух сторон. При этом в поездке ты регулярно меняешь поставщиков электричества, поэтому каждый раз - как первый раз. Что делать, если «что-то пошло не так» - я расскажу в конце статьи.
Первый день экспедиции прошёл под знаком первого опыта заправки электромобиля Jaguar I-Pace и решения нестандартных ситуаций, с этим связанных. Забегая вперёд, я могу сказать, что на десятый день я мог, мне кажется, «заправить» этот автомобиль хоть от дерева. Но первые дни дались не совсем легко, потому что ты подолгу зависаешь на заправке - до полного «бака» на быстрой заправке ты проведёшь примерно час. Если не повезло и поставщик не снабдил заправку быстрым кабелем - подзарядка может порядочно растянуться во времени. Это всё не так докучает в городе, но когда твоя задача по графику забронированных отелей проехать три страны, это надо обязательно учитывать и планировать время заранее с достаточным запасом на форс-мажоры. Ещё раз повторю - вам нужно будет соединять два компьютера между собой через каждые 300 километров. Риск «недопониманий» между устройствами в этом случае многократно повышается.
День 2: в Курземе - пить. Что?
Западная Латвия - Курземе - может доставить много положительных эмоций неискушённому путешественнику.
Во-первых, обязательно рекомендую к посещению Кулдигу. Этот живописный городок хорош в любое время года. Здесь вам и самый широкий водопад в Европе, и «былое величие» в виде старинных видавших виды фасадов зданий.
ВНИМАНИЕ! ЧРЕЗМЕРНОЕ УПРОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ (18+)
Этот регион на западе Латвии известен своим... виноделием. В Сабиле можно найти сидроварню Sabiles Sidrs и узнать много про виноградник из Книги рекордов Гиннеса.
ВНИМАНИЕ! ЧРЕЗМЕРНОЕ УПРОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ (18+)
От Сабиле меньше чем в пятидесяти километрах на семейной винодельне «Абавас» вам покажут как из привычных нам фруктов делаются элитные напитки, отмеченные золотыми литерами «Латвийский продукт».
Чем ещё может удивить Латвия? Смотрите по ссылке
Тему местной латышской кухни мы продолжили в известном рижском рыбном ресторане Dome Fish Restaurant. Фишкой этого места является то, что именитый шеф-повар готовит блюда исключительно из местных продуктов. Рекомендую при случае зайти и оценить дегустационное меню.
День 3: яйцо, курица, двигатель внутреннего сгорания и электродвигатель. Что было раньше?
Если с биологией вопрос открыт, то в истории автомобилестроения - всё однозначно. На заре времён первым в автомобили устанавливался электродвигатель. В рижском MotorMuzejs об этом и многих других интересных фактах из мира моторов можно узнать за два часа экскурсии.
Посмотрите фотофакт про машины, ради которых надо ехать в рижский «МоторМузей».
Третий день экспедиции продолжал задавать философские вопросы. Например, могут ли помидоры и огурцы, выращенные под Ригой на предприятии Getlini EKO в полной мере называться «экологической продукцией».
Посмотрите короткое видео про этот необычный мусорный полигон недалеко от столицы Латвии.
День 4: город ничего_не_деланья
С одной дозаправкой электрического и бензинового баков Jaguar I-Pace и Range Rover Evoque, соответственно, мы добрались из Риги в столицу Эстонии - Таллин.
Как по мне в Таллине ничего делать не надо - город всё сделает за тебя. Расскажет байку про тёмные средние века; покатает на беспилотном автобусе; напомнит, что рядом море с большими кораблями и попросит сделать селфи с легендарной надписью на стене одной из обзорных точек.
Чем заняться в Таллине? Смотрите фоторепортаж: Старый Таллин за полдня. Хочу ещё!
Есть в столице Эстонии место, которое одновременно развлекает взрослых и детей, но и задаёт вам много важных вопросов. Что такое экология и глобальное потепление, как образуется «парниковый эффект», как наука подсматривает за природой - это только часть вопросов, ответы на которые можно найти в познавательном центре «Энергия» в Таллине.
А специально для нас в здании бывшей электростанции устроили внеплановое показательное выступление «укротителя молний» в гигантской клетке Фарадея. Такие уроки являются частью системы экологического образования детей и взрослых.
Этот кривенький снимок на мобильный телефон как бы говорит, что ты можешь иметь хоть самую крутую банковскую карту (в моём случае - это Global Card от «Технобанка»), но если у тебя нет европейского ID, а только привычный нам номер паспорта - ты рискуешь не получить нужную дозу электричества. Читай - не уехать дальше. И только вечная инициализация...
Эстонская сеть электрозаправок ELMO далека от понятия user friendly («дружить» с владельцами электромобилей, судя по приложению для смартфонов, они не очень расположены, мне показалось - авт.). Оказалось, что для регистрации в их мобильном приложении нужно вводить не серию и номер паспорта, а европейский ID-номер. Пришлось перезнакомиться со всеми сотрудниками техподдежки, которые, надо признать, были куда дружелюбнее, чем их «аппликация». Машина-таки была оставлена на ночную зарядку в продуваемом всеми ветрами порту. Ничто не предвещало бури...
Дни 5-6: SPAсибо, Эстония!
Ещё один момент, к которому надо быть готовым, если оставляешь электромобиль на городской заправке надолго - что-то может пойти не так. Что именно вы можете даже не узнать, если не отслеживать ежеминутно мобильное приложение. На этой фотографии только очень холодные факты: раннее утро, Таллин и очень холодно, до порта с нашим паромом 163 километра от этой точки города... Батарейка за ночь зарядилась только на 51% и обещает протянуть 151 километр. Самое интересное, что шутки про медленных эстонцев становятся правдой, если посмотреть в приложение PlugShare на карту Северной Европы. Быстрых заправок в Эстонии меньше всего.
Включаю секундомер, чтобы до последней секунды перед выездом на Эстонский архипелаг держать пистолет зарядки в машине, исследую режим наиболее эффективного рекуперативного торможения в Jaguar I-Pace, отключаю «лишних» потребителей энергии в машине и... ровненько «каля нуля» попадаем на паром на острова Муху и Сааремаа.
В таких случаях даже семь минут остановки в придорожном кафе лучше использовать для подзарядки.
В Эстонии в районе портов можно найти вожделенные колонки электрозаправок. Главное, чтобы они не были заняты конкурентом. Иначе пауза в минимум полчаса вам обеспечена.
Ну, а дальше всё, как в сказке. На острове Муху - отличный обед, где главным блюдом стал... чёрный хлеб. Только потом мы узнали, что надо было его покупать и везти друзьям в виде сувенира, как делают коренные островитяне.
SPA-отель Georg Ots на Сааремаа встретил первой пляжной линией и оздоровительными процедурами, снявшими усталость середины 10-дневного пути. В этой гостинице SPA-менеджер сама занимается приготовлением ингридиентов для косметики с применением местных трав.
Примерно так выглядит путешествие по острову Сааремаа. Помните фото в самом начале статьи? Именно тут я полностью разрядил аккумулятор экспедиционного Jaguar I-Pace до нуля. Удивительно, но машина ещё проделала путь в несколько километров, позволив доехать до заправки. Другого шанса у электромобиля не было - все источники энергии сконцентрированы в столице острова.
Вожделенная надпись на панели приборов! Время зарядки пугает, так как в течение половины суток «что-то пошло не так» может произойти раза три. Однако к утру батарейка обещала нам увлекательный маршрут прямо до Финляндии.
На «выезде» из Сааремаа заехали на ферму, где заготавливают сырьё для известного косметического бренда Natura Siberica. Затем оно поступает на завод в Таллине.
Посмотрите фоторепортаж: Эстонский архипелаг: территория вечной красоты
Паромная переправа - интересный вид транспорта для поездок по Европе. Можно погулять по палубам, чтобы полюбоваться на непривычные нашему глазу пейзажи.
За день сменить два парома - бесценно. Посмотрите, как мы пересели на корабль в сторону Финляндии. К слову, на борту парома зарядить электромобиль не получится. Об этом нужно позаботится заранее. Даже на новых судах не предусмотрены зарядки - не положено по технике безопасности.
День 7: под крылом огромной деревянной утки
Видите здесь утку? А она - есть! Так архитекторы увидели национальный финский эпос и его ключевого персонажа. На самом деле в Финляндии, в национальном парке Нууксио я впервые понял, что такое настоящее современное бережливое строительство. Настолько крутого деревянного здания, которое так и хочется причислить к стилю «хай-тек» я нигде не встречал.
В центре природы «Халтиа» можно на четвереньках пролезть в берлогу к медведю. Банальные вещи, казалось бы, но они очень хорошо погружают в вопрос единства человека и окружающей среды.
Про само здание музея и то, что можно в нём увидеть я написал отдельный репортаж «Медвежья берлога, утиное яйцо из дерева, углеродный след и национальный буфет. Как выглядит необычный музей природы в Финляндии».
В Финляндии не остановишься просто так у обочины - одни запрещающие знаки и таблички с информацией о крупных штрафах за остановку в неположенном месте.
Если будете в Хельсинки, то обязательно рекомендую заехать в центр отдыха Green Window. Всего 50 километров от столицы Финляндии, в центре нацпарка, можно быстро восстановить силы на лоне природы. Простые вещи - лосось на огне, прогулка на каяке, баня по-чёрному - даже за один вечер способны вернуть в вас силы.
День 8: две сумочке из чешуи лосося заверните!
Хельсинки - город, куда я очень захотел вернуться, чтобы провести там пару дней. Оказалось, что я вывез из столицы Финляндии большой список «обязательно посетить в следующий раз» (он тут по ссылке).
В центре Хельсинки есть интересный квартал магазинов, в центре которого располагается музей дизайна. Наряду с примерами финского дизайна, тут можно найти необычные инсталляции на тему экологии. Например, на фото - ковры из волос, собранных в море. Для чего их хотят применять, смотрите в репортаже про экологические тренды в Финляндии.
Где купить дамскую сумочку из чешуи лосося - смотрите в небольшом видео. Стоят они конечно ого-го...
День 9: паром - это сто лайков в инстаграм и... шведский стол
Если из Хельсинки сесть на первый паром в Таллин и не пожалеть себя и выйти на палубу, то можно с руки покормить чаек и сделать десятка два сочных фотографий двух гороодв с воды. Как выглядит путешествие на пароме между Эстонией и Финляндией смотрите в репортаже.
День 10: пора домой, но сперва на... «мусорку»
Латвийский приморский городок Лиепая - хорош в любое время года. Как же нам не хватает моря в Беларуси! Даже если нужно рядом с ним ходить в шапке и сверху напяливать капюшон...
Не самое очевидное место для подведения итогов экспедиции - мусоросортировочный завод EKO Kurzeme недалеко от Лиепаи. Однако тема экологии этой поездки не оставила других шансов.
Посмотрите сочные идеи путешествия по Прибалтике из эко-экспедиции #JLRпоколяетЕвропу 2019:
Большое маленькое путешествие. Из Таллина в Хельсинки на пароме
Сумка из чешуи лосося против бани по-чёрному. Битва за экологию по-фински
Хельсинки за полдня: «ода» финскому градостроительству
Фоторепортаж: Старый Таллин за полдня. Хочу ещё!
Эстонский архипелаг: территория вечной красоты
Нескучная Латвия: сказочные городки, игристое из ревеня, редкие авто и деревня в центре города
Машины, ради которых надо ехать в рижский MotorMuzejs. Фотофакт
Карта автомобильного маршрута по Прибалтике #JLRпокоряетЕвропу:
Путешествие по Европе на электромобиле
Путешествие на полностью электрическом автомобиле, безусловно, отличается от поездки на машине с двигателем внутреннего сгорания. Но сперва о красивом - Jaguar I-Pace очень стильный и удобный автомобиль.
Ни одного раза я не испытал дискофорта или неудобства управления в салоне этого автомобиля за все 3000 километров пути. Это настоящий породистый «Ягуар». Немного нужно было привыкать к отсутствию рычага или «шайбы» переключения передач - здесь управление решено кнопками на центральном тоннеле. Однако через день я уже оперировал этим функционалом вслепую.
Разгоняется мощный электромобиль азартно и на время забываешь, что этим самым ты «сжигаешь» драгоценные километры запаса хода. В зоне покрытия электрозаправок это не проблема, но там, где до ближайшей сотни километров - дважды подумаешь, «притопить» ли педалью в пол.
Уже после возвращения в Минск в одном из трэвел-шоу, где ведущие подбрасывают монетку, я услышал про Норвегию, что у жителей этой страны в семье два автомобиля: электромобиль для поездок по городу и классический - для дальних путешествий. Но мы не искали лёгких путей - отправились в 3000-километровое приключение на «электричке». И успешно вернулись в Минск!
Во время поездки на «дальняк» на такой машине, меня не покидало ощущение, что я похож на первооткрывателей в открытом море. В машине работает карта с маршрутом, в мобильном приложении работает приложение PlugShare, которое показывает ближайшие электрозаправки. Одновременно работает обратный отсчёт запаса хода. И он, повторюсь, нелинейный. Да, машина гордо заявляет про 325 километров хода, но водительский азарт в процессе езды побеждает, и ты тихо-тихо шурша шинами обходишь одну-вторую машины, чтобы... огорчиться на миг, что километры на счётчике стали уходить быстрее.
Идеально ещё до поездки на электрокаре скачать, установить и, самое главное, зарегистрироваться и связать с банковской картой мобильные приложения операторов электрозаправок тех стран, где предстоит путешествовать. Но это не про нас! Я до сих пор не умею даже чемодан собрать хотя бы за полдня до вылета.
Так вот как минимум следует обзавестись мощным мобильным интернетом. В большинстве случаев управлять колонкой нужно будет онлайн из приложения.
Я до сих пор не могу понять, почему система «заправки» электричеством так радикально отличается от принципа обычных АЗС. Дело в том, что в Латвии нужно или иметь карточку сети заправок, или привязывать банковскую карточку к приложению. В Эстонии нужный тариф оплачивается по счёту, который тебе приходит в виде PDF-файла на электронную почту. И с ним нужно идти чуть ли не в банк, потому что в самом приложении ELMO функции оплаты нету. Самой дружественной заправкой оказалась финская на парковке «МакДональдса» - заправился, оплатил картой и поехал. Одним словом, надо быть готовым к резкому расширению кругозора.
Что-то может пойти не так. И к этому тоже надо быть готовыми. Повторюсь, во время «заправки» электричеством вы восоковольтным кабелем соединяете две компьютерные сети. Что мы делаем, когда у нас «накрывается» комп? Правильно, звоним в сервис. У нас, чего скрывать, был случай, когда без технической поддержки Jaguar I-Pace отказался ехать. Испытал на себе преимущества дорогого автомобиля - в потолке рядом с кнопкой SOS (на которую я нажал и сперва поговорил со спасателями, хы-хы - авт.) есть кнопка вызова специалиста из центра поддержки клиентов Jaguar Land Rover. Нас нашли, помогли решить проблему, разместили на ночь в гостинице, чтобы утром мы продолжили свой путь. Как технические вопросы в пути решают «бюджетники» - ума не приложу...
В ряде случаев что-то может пойти не так ещё раз. Например, в Эстонии у меня колонка не отключалась - она показывала, что идёт зарядка, но машина не принимала ток. Не постеснялся нажать на «страшную» красную кнопку экстренной остановки - такая есть на большинстве станций. Колонка перезагрузилась, и дальше всё было хорошо. Помните, первый совет, когда у вас проблемы с компьютером в офисе? «Перезагружать пробовали?»
Коммуникабельность и стрессоустойчивость. Вам могут потребоваться в том случае, если вы не сильны в современных технологиях, а зарядить электромобиль нужно. В Латвии и Эстонии я без стеснения звонил но номерам поддержки клиентов и получал ответы на русском языке. В Финляндии это не испытывал на себе, но заправка со старта предложила детальную инструкцию на русском. Одним словом, не стесняемся и общаемся!
Бережём здоровье. Я не большой физик, но понимаю, что во время заправки электромобиля лучше в нём не находится. Про повышенный электромагнитный фон также говорится в мануале к электрокару. Поэтому правило такое. Приехали на станцию, поставили машину на зарядку и пошли гулять в десятке метрах от автомобиля.
Владение электромобилем в Европе даёт ряд неплохих преимуществ. Например, в некоторых странах можно без проблем двигаться по выделенным для общественного транспорта полосам. В Риге нам не пришлось платить за паркинг, так как в отеле AC Hotel by Marriott Riga стоянка на местах для электрокаров с зарядкой совершенна бесплатна. Класс!
Правило 30 минут. Узнал про него в Литве, где есть бесплатные зарядки, например, на парковках у торговых центров. Это означает, что ток подаётся вам только полчаса. Если за вами есть очередь, вы должны передать разъём следующему ценителю природы. Таким образом, бесплатно заправиться до 100% на такой заправке можно только в случае отсутствия других желающих.
Пока мы заправляли наш экспедиционный автомобиль, я поговорил с владельцем электрокара, который использует его в повседневной жизни. Он рассказал, что заправка в городе в случае очереди может занять до часа. Это надо понимать, прежде, чем отправиться в путешествие.
Например, в Литве и Эстонии я столкнулся с тем, что нужный мне разъём на заправке был занят, чего не показывало мобильное приложение. Поэтому приходилось тут же открывать смартфон и искать следующую заправку. В Финляндии операторов заправок больше и ряд приложений уже способно резервировать место для вас.
Если вы нашли паркинг с электрозаправкой в центре города, где рядом полно бизнес-центров, есть большая вероятность, что кто-то из владельцев поставит свой автомобиль на весь день. Так было у нас в Хельсинки, когда на весь огромный (и дорогой!) подземный паркинг было только парочка заправок, занятых одними и теми же машинами весь день.
Сколько стоит проехать на электричестве 3000 километров? Безусловно, это стоит дешевле, чем заправляться бензином или дизелем да ещё и по европейским тарифам. Скурпулёзные подсчёты и личные впечатления от экспедиции на электромобиле Jaguar I-Pace можно почитать у моих коллег:
Onliner.by: Путешествие по Балтике и Финляндии на электрокаре. Утопия или вполне себе вариант?
Tut.by: Проехали пять стран на электрокаре и проверили: можно ли уже путешествовать на экологичных авто
Партнёры путешествия по Латвии: дилер автомобилей Jaguar и Land Rover в Беларуси - автоцентру «Атлант-М Британия», карта путешественника Global Card от «Технобанка» и Латвийское внешнеэкономическое представительство в Республике Беларусь.
Наши маршруты и путевые заметки можно отследить по тегу #JLRпокоряетЕвропу в инстаграме.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах