Даже если вы не большой фанат автомобилей, не спешите закрывать этот репортаж. В Риге есть музей, в котором мировая история, интересные факты об известных личностях и понятия «редкость», «в единственном экземпляре» органично сосуществуют. Относительно недавно, в 2016 году, MotorMuzejs в Риге обновился через необычный «конфликт интересов».
Когда под одной крышей работают энтузиасты, реставраторы и маркетологи – трудно приходится каждому из лагерей. Первые хотят показать публике все запасники. Вторые думают о сохранности редких экспонатов. Третьи, в свою очередь, озадачены тем, как заработать деньги на результатах труда первых и вторых. Хорошо, что в Риге эта импровизированная «война миров» окончилась победой «юзабилити» музея - он стал крутым интерактивным пространством. Техника тут продолжает играть главную роль, но развлечения и впечатления найдутся для любого посетителя музея. Сегодня речь пойдёт про те машины, которые, на мой взгляд, составляют золотой фонд коллекции винтажных и классических авто, доступной к осмотру в залах «Мотор Музея».
Безусловно, наши экспедиционные Jaguar I-Pace и Range Rover Evoque стали украшением музея в тот день. К сожалению, в числе экспонатов нет экземпляров этих марок. А мы так надеялись! Что же, будем ждать, что кто-то из топ-менеджеров музея когда-нибудь на аукционе поборется за коллекционный «Ягуар» или «Лэнд Ровер».
«Крастин», 1903 год
Этот автомобиль одновременно гордость и легенда музея. Машина латыша Аугуста Крастина 1903 года на ходу и принимает участие в тематических мероприятиях. Авто получило главный приз на Лондонском Regent Street Motor Show Concours d’Elegance и успешно финишировало в старейшем в мире заезде раритетных автомобилей Bonhams London to Brighton Veteran Car Run. В далёком 1901 году американские инвесторы вложили порядка 200 000 долларов в Krastin Automobile Company – компанию выходца из Латвии предпринимателя, в свободное время занимавшегося созданием дизайна автомобилей. Фирма прогорела в прямом и переносном смысле в 1904 году, произведя на свет около десятка «Крастинов». Один из них встречает гостей «Мотор Музея» в Риге. Считается, что это единственный в мире сохранившийся экземпляр.
Форд модели «Ти»
Ford Model T (на снимке – на заднем плане) - первый в мире автомобиль, выпускавшимся миллионными сериями. Генри Форд «посадил Америку на колёса» благодаря замене ручной сборки автомобиля на конвейерную. К тому же не в ущерб качеству была максимально упрощена конструкция авто. «Бюджетник», как бы сказали мы сегодня.
Патентованный автомобиль Бенца
Стоя перед этим экспонатом, надо вспомнить супругу немецкого пионера автомобилестроения Карла Бенца. Именно Цецилия Берта Бенц без ведома супруга села в «это» и проехала на «этом» с сыновьями 106 километров, дав понять клиентам, что изобретение её мужа… может ехать. По дороге бензин для дозаправки покупался в придорожных аптеках. Таким образом первый серьёзный тест-драйв автомобиля марки «Benz» состоялся 5 августа 1888.
На дне? Нет, спасибо!
Автомобиль Максима Горького сложно сопоставить с образом автора, ставшим основоположником социалистического реализма в литературе. «Мать!» - так и хочется воскликнуть при виде Linkoln KB, модели 277В образца 1934 года. Алексей Пешков получил авто в подарок от… советского правительства.
Латвийский лидер…
… межвоенного периода предпочитал немецкий автопром. Официальной машиной премьер-министра Латвии Карлиса Улманиса был Cadillac Fleetwood All Weather Phaeton 1930 года.
Советская «бэшечка». Бита. Крашена.
В прошлом веке Латвия была сперва оккупирована Германией, а затем Советским союзом. От первой в стране остался внушительный автопарк. Сегодня в рижском «Мотор Музее» рядом с подлинниками можно найти уникальный экземпляр BMW, который годами «дорабатывался» и ремонтировался советскими запчастями и руками.
«Секретное оружие против нацистов»
Немецкая оккупация Чехословакии длилась с 1938 по 1945 год. На это время пришлось и производство автомобиля Tatra 87 – автомобиля представительского класса с размещённым сзади мощным мотором. За счёт формы кузова автомобиль имел улучшенную аэродинамику. Но не идеальную! Эти автомобили приглянулись немецкой оккупационной верхушке. Однако не все немцы – заядлые любители быстрой езды – были предупреждены о не совсем прогнозируемом поведении большой и мощной машины с нестандартной развесовкой кузова при движении на больших скоростях. Ряд водителей и их пассажиров так и осталось навсегда в кюветах и в кронах придорожных деревьев. По большей части история относится к модели 77а, но и 87-я «Татра» внесла свой посильный вклад в освобождении Чехословакии.
Фантомас разбушевался
Фильм под этим названием режиссера Андрэ Юнебеля, с Луи де Фюнесом, Жаном Маре и Милен Демонжо в главных ролях вышел на экраны в 1965 году. В картине снялась легенда французского автопрома 50-60-х Citroen DS 19 — тот самый летающий автомобиль Фантомаса. В рижском музее можно найти его собрата (на снимке – справа).
Полный застой!
В 1980 году генсек СССР Леонид Брежнев на подмосковной трассе разложил свой Rolls Royce Silver Shadow 1966 года. У «вождя» было два таких. Один презентовал американский промышленник и миллионер Арманд Хаммер. Разбитый – подарок британской королевы Елизаветы II. Интересно, как бы Леонид Ильич это объяснил? «У меня есть английская машина «Роллс Ройс»… Лиза из Британии подарила… я иногда её тестирую». Uh no!
Бронированный «членовоз»
ЗИС-115 начали разрабатывать по личному приказу Сталина. Таких машин было выпущено всего 56 штук. Большинство из них не дошло до нашего времени. Весит автомобиль 7,5 тонн, потому что по сути это цельная бронекапсула, вокруг которой построена машина. В рижском музее стоит экземпляр 1950 года.
Один из двух
Единственная изготовленная на «Русско-Балтийском вагонном заводе» пожарная автомашина. Её по заказу Рижского Петровского пожарного общества построили на базе шасси 1-тонного грузовика типа «D». Это один из двух сохранившихся в мире «Руссо-Балтов» (второй находится в Московском Политехническом музее).
Электрический «РАФ»? Да ладно!
В рижском MotorMuzejs я впервые узнал, что существовали электрические «рафики». Электромобиль РАФ-2204 типа «Маршрутное такси» был изготовлен на заводе RAF в декабре 1974 года на базе укороченного кузова микроавтобуса РАФ-2203 с порядковым номером 018. Электродвигатель был изготовлен в Калининграде. Всё электрооборудование в машине размещалось спереди, кассеты с аккумуляторами – в центре кузова. Доступ в 10-местный салон был оборудован через заднюю раздвижную дверь. Уже тогда на машину устанавливалась система рекуперативного торможения.
Далёкий родственник той, что сейчас работает на нашем экспедиционном Jaguar I-Pace. Такие «рафики» должны были обслуживать соревнования Олимпиады-80 в качестве спортивного судейского автомобиля. Электротяга была выбрана из-за отсутствия шумов, чтобы не отвлекать спортсменов. Запас хода автомобиля после доработок в 1983 году составлял 100 километров. Батареи не подзаряжались, а менялись на новые всем блоком через специальный отсек.
Музей вокруг одной машины
Так бывает. Не зря Auto Union V16 Type C/D выделено самое заметное место во всём музее. При том, что это… копия. Оригинал автомобиля находится в музее Audi в Ингольштадте. По сути этот гоночный автомобиль 1938 года стал причиной появления в Риге «Мотор Музея». В конце Второй мировой войны советские войска обнаружили 13 «болидов» марки Auto Union спрятанными на одном из немецких заводов. Автомобили были вывезены в СССР в качестве трофеев. Советские гонщики-испытатели не совладали с мощью и феноменальной скоростью авто и врезались в толпу во время соревнований в 1948 году. Восемнадцать человек погибло. Погибали и машины – какие-то были до неузнаваемости переделаны на заводах во время «испытаний». Несколько машин «Ауто Унион» попали в руки заграничных коллекционеров в «лихие 90-е». В годы брежневского застоя еще в Советской Латвии будущий основатель «Мотор Музея» - Виктор Кулбергс - открыл и возглавил Рижский клуб антикварных автомобилей. Это сообщество спасло от распила на металлолом в Москве уникальный автомобиль Auto Union. Будущий музей по документам значился как «гараж-стоянка со станцией техобслуживания старинных автомашин в городе Риге».
Так началась история этого места, которое сегодня входит в пятёрку лучших технических музеев Европы.
Дорогой мой... «Запорожец»
При «Мотор Музее» работает магазин сувениров. Львиную долю в нём занимают модели автомобилей. Так вот советская классика тут стоит недёшево даже в уменьшенном масштабе. Бейте копилки!
«Мотор Музей» в Риге
Адрес: S. Eizenšteina Street 8
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00
Стоимость входного билета: 10 евро на взрослого и 5 евро на ребёнка (есть груповые и семейные билеты)
Сайт музея (на русском): http://www.motormuzejs.lv/index.php/ru/
Партнёры путешествия по Латвии: дилер автомобилей Jaguar и Land Rover в Беларуси - автоцентру «Атлант-М Британия», карта путешественника Global Card от «Технобанка» и Латвийское внешнеэкономическое представительство в Республике Беларусь.
Посмотрите сочные идеи путешествия по Прибалтике из эко-экспедиции #JLRпоколяетЕвропу 2019:
Большое маленькое путешествие. Из Таллина в Хельсинки на пароме
Сумка из чешуи лосося против бани по-чёрному. Битва за экологию по-фински
Хельсинки за полдня: «ода» финскому градостроительству
Фоторепортаж: Старый Таллин за полдня. Хочу ещё!
Эстонский архипелаг: территория вечной красоты
Нескучная Латвия: сказочные городки, игристое из ревеня, редкие авто и деревня в центре города
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах