Создание бренда столицы затянулось на восемь месяцев. Пока белорусские энтузиасты упражняются в альтернативных концепциях, разработчики компании INSTID отшлифовывают официальный брендбук. Однако, по нашим данным, есть вероятность, что ему суждено пылиться в кабинетах минской мэрии, а идея с городским брендом может кануть в Лету.
Разработчики бренда Минска должны были представить результаты своей работы еще в конце прошлого года. На дворе уже апрель, а воз и ныне там. Правда, минчан взбудоражили фирменным узором, прозванным в народе "бело-голубой микросхемой", и слоганом, который, по мнению большинства пользователей, оказался весьма неоригинальным. Но все это едва ли позволило как-то продвинуться в создании бренда белорусской столицы.
Вот такой паттерн был представлен на суд британской компанией в конце 2012 года (читать "Бренд Минска: а верен ли курс?")
В пользу того, что Минск могут оставить без бренда, говорит многое: это и гробовое молчание разработчиков, и отсутствие четкой позиции у чиновников, и едкая критика со стороны авторов альтернативных концепций, которые лишь подливают масло в огонь территориального брендинга. На ситуацию можно было бы взглянуть по-другому, покажи разработчики бренда хотя бы предварительные результаты. Но, видимо, они всерьез обожглись на "микросхеме" и рассчитывают представить минчанам "все и сразу".
Освежим хронологию событий: в середине июня 2012 года Мингорисполком объявил тендер на закупку услуги по разработке бренда Минска, заказчиком которой выступил Информационно-туристский центр "Минск". Конкурс заинтересовал 10 компаний, но условия оказались настолько жесткими, что дошли до финиша (то есть подали конкурсные предложения) только две - имеющая белорусские корни британская компания INSTID (управляет фирмой семейная пара Александр и Наташа Гранды) и Центр системных бизнес технологий "Сатио", которым владеет Жанна Гринюк.
На фото слева направо: Александр Гранд, представитель компании INSTID и Жанна Гринюк, директор центра системных бизнес технологий "Сатио"
Победителя конкурса выбирали по нескольким критериям, прежде всего, по уровню портфолио. У компании INSTID, которая пообещала привлечь к процессу ведущих британских экспертов и, надо понимать, включила в папку их работы, оно, надо полагать, оказалось куда солиднее. Так что предугадать выбор тендерной комиссии было несложно. Воодушевленные успехом, в конце августа белорусские британцы приступают к работе, обещая создать городской бренд, который приобретет мировую известность и, более того, станет классикой жанра.
На создание бренда Минска городские власти выделили по мировым меркам смешную сумму - всего 300 млн. рублей (да еще с учетом НДС). Для сравнения, мэрия Риги потратила на такой же проект 500 тыс. евро, а в Москве планируют выделить на эти цели более $1 млн. Но разработчиков бренда Минска небольшой бюджет не смущал: часть доходов они планировали получить от компаний, которым небезразличен облик и имидж белорусской столицы. Правда, их прогнозы оказались чересчур оптимистичны.
Первым делом компания INSTID изучила мнения минчан - их отношение к городу и ожидания от бренда. После этого специалисты приступили к работе над фирменным стилем, слоганом и логотипом, а заодно "заискрились" новыми и, к слову, полезными для города проектами, вроде минской мелодии, запаха и еды.
О том, кто и как создавал запах Минска можно читать в посте "Минску создали «фирменный» аромат с пачули, китовой амброй и секретной молекулой"
Предварительные результаты своей работы (а среди них был и бело-голубой паттерн, напоминающий системную плату) разработчики представили общественному совету, в который ко всему прочему вошла и их бывший конкурент - Жанна Гринюк.
Наброски белорусских британцев произвели на экспертов сильное впечатление. Как рассказал нам один из участников собрания, Жанна Гринюк тогда неожиданно призналась, что не ожидала от INSTID столь нестандартного подхода.
Правда, все в одночасье изменилось, как только графические решения британцев стали достоянием общественности. Произошло это 6 декабря на форуме "Имидж Республики Беларусь: время действовать". Организатор мероприятия Анатолий Акантинов предложил Наташе Гранд выступить перед участниками туристической секции. Та, в свою очередь, приглашение приняла и во время выступления возьми, и "засвети" пресловутый бело-голубой паттерн.
"Цвет" бренда Минска
Его быстро подхватили информагентства и ведущие порталы, так что к вечеру следующего дня "голубую микросхему" и слоган "Think Minsk" не обсуждал разве что ленивый. Причем соотношение противников и сторонников "инженерного" подхода оказалось не в пользу британской компании.
Бурные обсуждения в Интернете слоганов и логотипа (позже, однако, выяснилось, что это был всего лишь узор) раскололи даже общественный совет. Жанна Гринюк, видно, почуяв ветер перемен, перешла в разряд ярых критиков предлагаемых британцами идей и даже обвинила их в нарушении "всех мыслимых и немыслимых законов территориального бренда". Надо полагать, тех самых идей, которые ранее поддержала во время заседания общественного совета.
Чтобы предложить альтернативу, она оперативно собрала "сборную Минска по брендингу" - группу единомышленников, готовых бесплатно разработать собственные концепции. Идея не лишена смысла: ведь чем больше моделей будет представлено на суд минчанам, тем выше вероятность, что хотя бы одна из них получит широкое одобрение. В коллективном обращении энтузиасты предложили градоначальнику не спешить с принятием бренда. Результаты их труда были представлены массовой аудитории в конце марта, но какого-то широкого резонанса пока не получили.
Некоторые варианты логотипов из концепций пришедших в адрес "Сборная Минска по брендингу"
Тем временем шумиха вокруг бренда Минска не на шутку обеспокоила городских властей. Столичные чиновники дали компании INSTID еще полгода на доработку брендбука, а заодно получили время перевести дыхание и решить, как действовать дальше. Информационно-туристский центр "Минск" вскоре остался без прежнего руководства - кстати, нового директора мэрия не выбрала до сих пор.
Британская компания INSTID, скорее всего, представит брендбук уже в апреле-мае. Но не факт, что он станет "путеводной" книгой Минска: слишком уж высоки риски, что это вызовет новую волну критических обсуждений и тем самым подпортит репутацию и городу, и его руководителям. Все понимают: когда на кону бренд столицы, недовольных не избежать, каким бы красивым ни был логотип и какой бы оригинальной ни была идея. В такой ситуации о бренде Минска многим выгоднее и вовсе не вспоминать. Авось когда-нибудь об этой затее минчане и вовсе забудут.
Дорогая редакция Holiday.by
Читать по теме "бренд Минска":
Концепция визуального стиля города Минска
Эксклюзив Holiday.by. Интервью с дизайнером бренда Минска
Обсуждение бренда Минска обернулось очередным скандалом
Разработчики бренда Минска об отношении властей, минском интеллекте и старомодности конкурентов
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах