Исследовательский центр INSTID (Великобритания), которому было доверено разработать бренд Минска, вчера в рамках III Международного форума «Имидж Беларуси: время действовать» представил первые результаты своей работы.
Наташа Гранд (сотрудник INSTID, возглавляет проект «Бренд Минска») и её команда сознательно не пошли по лёгкому пути, когда команда профессионалов разрабатывает бренд города на основании только собственных впечатлений о нём. А обратились «к массам». В социальных сетях и напрямую каждый белорус, кому есть что сказать и предложить по этому вопросу, может высказаться. Кроме этого, из экспертов-белорусов сформирован Общественный совет, на рассмотрение которого предоставляются все более ли менее удачные идеи.
Давайте рассмотрим логические пути, по которым шла компания INSTID при создании концепции бренда Минска.
Уже первые результаты показали, что в головах минчан нет какого-то символа, прочно ассоциирующегося с Минском. Кто-то называл Национальную библиотеку, кто-кто – Красный костел, кто-то сталинскую застройку проспекта Независимости. Поэтому Наташа Гранд и её команда решили уйти от какого-то символа Минска и обратиться к качествам минчан, особенностям их восприятия, к их ментальности.
На основании долгих наблюдений эксперты INSTID пришли к выводу, что минчанин – человек спокойный, интеллигентный, умный, местами консервативный. Рациональность, практичность, уравновешенность, информативность с точки зрения последних научно-технических разработок, инженерный склад ума – вот главное в минчанине. Вы не увидите на улицах Минска, как два человека эмоционально о чём-то спорят. Зато у каждого второго – телефоны последних моделей, планшеты и т.д. Минчанин – это «человек думающий».
Главное слово в отношении Минска – «эффективность». Минск способен предложить миру эффективные решения. Минск – это механизм, работающий четко как часы. Если Вам нужен умный и думающий собеседник – приезжайте в Минск. Здесь Вы его найдете. Минск – это город для людей с мозгами.
Исходя из таких размышлений, INSTID уже разработал цвет и стиль Минска. Цвет – «минская лазурь» - воплощает в себе способность минчан мыслить холодно, рационально. При этом цвет не лишен надежды, в нём присутствует ощущение свежести после дождя, а также след солнечных лучей.
Главным элементом стиля Минска является своеобразный рисунок из голубых («минская лазурь») и белых непересекающихся линий, расположенных под углами, кратными пяти. Этот рисунок должен будет появиться на сувенирах, зданиях, транспорте, билбордах и пр. И опять-таки, это отсылает к качествам минчанина: логичности, рациональности, уравновешенности.
Англоязычный слоган «Think Belarus» - это не просто призыв «Думай о Беларуси», а намёк на то, что Минск – умный город. И если ты хочешь думать, поезжай в Минск.
В дальнейшем вся система символов бренда, находящихся сейчас на стадии разработки (минская музыка, минский шрифт, аромат Минска, еда Минска и др.), будет привязана к описанным выше качествам минчанина.
Но вопрос: а действительно ли минчанин такой? или эти качества ему навязаны реалиями его жизни (экономическими, политическими, культурными, информационными и др.)?
И можно ли в принципе говорить о качествах, присущих жителям конкретного города? И можно ли вообще говорить о ментальности нации? Или всё-таки это только ярлыки, которые мы сами на себя вешаем в бесконечном стремлении к обобщению и системности?..
Как ни странно, но ответы на эти вопросы мы нашли в выступлении другого участника форума «Имидж Беларуси: время действовать». Сегодня Владимир Янчук, декан факультета психологии Академии последипломного образования, профессор, выступил на форуме с докладом «Ментальность белорусской нации как фундамент имиджа Республики Беларусь».
Начнём с ответа на последний заданный нами вопрос. По словам Янчука (и мы склонны с ним согласиться), ментальности нет! Есть особенности восприятия и среды, в которой ты живешь в данный конкретный момент. Одной из основных характеристик менталитета белорусской нации называют толерантность. Но простите, если Вы переедите жить в африканскую или азиатскую страну, то вскоре заметите, что стали толерантны к цвету кожи. Если приедете в страну, где только что закончилась война, то вскоре поймете, что толерантны к людям с физическими недостатками. О какой толерантности идет речь в отношении белорусов? Скорее всего, о толерантности к вероисповеданию. Да, на территории Беларуси много конфессий, католики и православные – лучшие друзья. Но терпимы ли православные к баптистам, например? Не всегда. Терпимы ли к людям с другим цветом кожи? Не всегда. «Белорусы, - подытоживает Владимир Янчук, - это не толерантная нация, а робкая нация. Нам нужно научиться говорить то, что думаешь. Нужно научиться быть свободными».
Примерно по такой же схеме можно развенчать и другие мифы о ментальности белорусов (памяркоўнасці, сціпласці, гасціннасці і др.). Вот и получается, что ментальность – это те же воздушные замки.
Из этого логически вытекает и то, что нельзя говорить о качествах жителей определенного города. Есть черты, присущие тому или иному обществу в данный конкретный момент времени с учётом (повторюсь) экономических, политических, информационных, культурных и многих-многих других факторов. Изменится хоть один фактор, изменится и общество. А значит, и люди. И неважно, речь идет о стране, нации или городе.
А теперь вернёмся к первоначальному вопросу: действительно ли минчанин такой, каким описали его в рамках проекта «Бренд Минска»? Специально оставляем этот вопрос открытым. Пусть каждый ответит на него сам с учётом вышеизложенных размышлений.
Итог: концепция бренда Минска очень хорошо обоснована и весьма логична. Но возникает аналогия со сложным математическим уравнением. Ты решал-решал его, исписал полтетради и в конце понимаешь, что в самом начале допустил арифметическую ошибку. Большинство не станет всё пересчитывать, сказав что-то типа: «Ай ладно, главное ведь, что ход решения верен». Но всё-таки найдутся и те, кто возьмет чистую тетрадь, заново перепишет из учебника уравнение и всё пересчитает заново. И главный вопрос сегодня, к какой из этих двух групп относятся люди, разрабатывающие бренд Минска.
Вместо постскриптума хочется процитировать того же Владимира Янчука: «Я не критикан. Я человек, любящий свою страну и желающий ей добра. Поэтому я ОБЯЗАН говорить ПРАВДУ». Подписываемся под каждым словом.
Автор: Наталья Пальчук
Читайте по теме Бренд Минска:
Бренд Минска появится уже в конце 2012 года
Бренд Минска: кто такой "минчанин"?
Как пахнет Минск? Создается аромат города!
а также по теме имидж Беларуси:
Вадим Кармазин: Имиджем надо заниматься серьезно, иначе он займется нами!
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах