24 октября 2012 года в рамках программы «Бренд «Минск» по созданию фирменного стиля города Минска состоялась первая встреча Общественного совета, до конца года пройдут еще несколько.
Встреча организована Информационно-туристским центром «Минск» и Исследовательским центром INSTID (Великобритания), соответственно заказчиком и исполнителем программы. Следует отметить, что центр INSTID имеет прямые связи с Беларусью. Его главный исследователь Наташа Гранд является уроженкой Минска и 13 лет назад уехала на обучение в Лондон, где и осталась работать. Но Минск она регулярно посещает, по работе и лично. Поэтому, взгляд на Минск у Наташи, как зарубежного эксперта, существует как изнутри, так и снаружи. В заседании совета участвовали известные люди Минска из различных сфер деятельности, связанных с работой программы: скульптор, историк, художник, фотограф, музыкант, маркетолог, бизнесмен, дипломат и даже подросток – всего около 15-20 человек.
На Общественном совете были заслушаны предварительные результаты исследований как городской, так и внешней среды по восприятию Минска. Были высказаны основные выводы и гипотезы. У общественного совета стояла задача оценить выводы исследований и высказать свои точки зрения и замечания к работе. Встреча прошла бурно, и отведенных 2 часа в гостинице «Европа», где проходила встреча, не хватило для обсуждения. Однако основные мысли были высказаны и учтены для дальнейшей разработки идентичности и позиционирования города Минска. Ведь, по словам разработчиков, Минск должен будет определить не только философию своего развития, но и приобрести фирменный цвет, шрифт, запах, музыку, городскую еду и многое другое. Вот некоторые из мыслей, которые прозвучали во время встречи:
Для того, чтобы понять Минск, надо осознать его основополагающие составляющие:
- Так, окунаясь в историю, можно сказать, что Минск образовался как город, обслуживающий торговые пути. После, уже в советские времена, Минск стал городом инженеров, сейчас город переживает свое новое предназначение, оно ещё формируется. Но в любом воплощении прослеживается четкая характеристика города как инфраструктуры для развития человека и его знаний. В городе много вузов, IT специалистов, промышленных предприятий и т.д. Высказывались мысли, что Минск должен быть не промышленным центром, а городом услуг.
- Основная часть современных жителей города Минска сформировалась за последние 60 лет, после войны. Из-за быстрого прироста населения городская культура не проявилась ярко. Исследования показали, что большинство жителей Минска считают себя белорусами, а не минчанами. Здесь возникает вопрос, кто такой минчанин, и чем он отличается от других жителей городов. Одной из задач брендинга Минска является проявление особой аутентичной культуры города, «минскости». Как сказал один участник проекта «Здорово, если бы бренд завел моду на стиль городской жизни».
- Надо понять, что привлекает людей к Минску, ведь одни приезжают, другие уезжают. Раньше, во времена Советского Союза, Беларусь была популярным местом для проживания у военных пенсионеров. Это спокойная, современная республика. Сейчас мы видим отток квалифицированных кадров и бизнеса, приток молодежи из регионов для учебы и работы. Минск для кого, для какой жизни?
- Поднимался вопрос о чистоте Минска. Однако было подчеркнуто, что в Минске не чистые улицы, просто люди не сорят, они культурны и дисциплинированы. Т.е. истину происходящего в городе надо искать не в проявлениях, а в их причинах. Чистоту нужно понимать как широкое понятие – жителей города отличает чистота мыслей, ясность, четкость.
- Поднимался важный вопрос этапности развития идентичности Минска. На первом этапе, возможно, минчанам необходимо осознать свою роль, позиционирование, отрегулировать недостатки и выделить преимущества. На втором этапе – определить, какие основные действия надо осуществить для совершенствования и развития города в соответствии с позиционированием, идентичностью. На третьем этапе определять свою конкурентоспособность и отстаивать свои интересы на международном пространстве. Каждый из этих этапов требует времени и выполнения разных целей и задач. Одним из таких подходов является реализация проектов в различных областях жизни минчан с учетом согласованного позиционирования. В связи с этой целью было высказано предложение создать «Общественный совет» на постоянной основе.
- В рассмотрении позиционирования Минска одним из предложений было найти города-союзники в своем развитии. Так, упомянули Санкт-Петербург, где жители этого города ближе по ментальности к минчанам, чем, например, москвичи. В связи с этим можно создавать альянсы городов по принципу сходства или дополнения друг друга для усиления синергетического эффекта.
- Одним из мнений экспертов было то, что Минск изначально был построен не для людей, а для показа, красоты. Не зря упоминается одна из версий Минска – «город Солнца», это центральная часть Минска – район сталинских построек, где, якобы, все должны жить счастливо. Однако, весь проспект, который раньше назывался Сталинским, был выстроен как ворота по дороге в Москву. Приезжие люди действительно восхищаются городом, однако больше двух дней в нем нечего делать. Как высказался один из известных блогеров, «Минск слишком стерильный», т.е. он чист и красив, но нет городской жизни.
Теперь о первых выводах по результатам исследования Минска.
- Одним из важных выводов, к которому пришли исследователи и не до конца осознающие жители города, это рационально используемое время горожанами. Это проявляется в хорошо налаженной инфраструктуре города: отсутствии транспортных пробок, регулярности общественного транспорта, хороших дорогах, развитии связи, интернета, других услуг. Это важный отличительный фактор, который является сильной стороной города. Отсюда первая гипотеза: Минск – это инфраструктура.
- Исследования показали, что в Минске хорошо удовлетворены базовые потребности – питание, жилье, тепло, транспорт и т.д. Однако, недостаточно удовлетворены потребности более высокого порядка – культура, искусство, отдых и т.д. Минчанам не хватает уюта.
- Город больше патриархальный, чем матриархальный. Это проявляется в том, что город очень технологичен, консервативен, но не хватает эмоций, жизни.
Во время дискуссии высказывалось много других мыслей и идей.
Например, высказывались недостатки, что у Минска нет уличной еды. При этом отмечалось, что наличие уличной еды ещё и является показателем бурной деятельности города и экономического роста. Предлагалось создать и развить такое понятие, как «мода на городской стиль жизни», чтобы создать идентичность минчан. Поднимались идеи по поводу определения «пульса» и «тональности» Минска. Интересная идея – ассоциировать минчан с ангелами, ангелами из Минска. Эта идея видимо исходит из изображения герба города Минска.
Мыслей много, идей тоже, работа над поиском идентичности Минска продолжается. Главный вывод встречи был таков, что самоощущение, кто такой «минчанин», должно родиться от самих жителей города. Задача исследователей - только помочь осознать и развить эту идентичность.
В рамках форума «Имидж Республики Беларусь: время действовать», который пройдет 6-7 декабря 2012 г., выступит Наталья Гранд, исследовательский центр INSTID (Великобритания), с докладом на тему «Программа «Бренд Минск», который наиболее широко осветит результаты работы над обликом столицы Беларуси.
Текст: Анатолий Акантинов, директор частной организации «Центра стратегического развития «Маркетинговые системы»
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах