Проект “В поисках цмока” общенациональной кампании “Будзьма беларусамі!” выходит на новый этап!

Пришло время увидеть белорусского цмока! Но где его искать? Кампания “Будзьма беларусамі!” обратилась к экспертам – исследователям, фотографам, путешественникам, журналистам… Одним словом, “цмоковедам”! Мы попросили уважаемых экспертов составить маршрут: куда лучше всего ехать в поисках белорусского цмока? Параллельно собеседники рассказали нам немало историй про наших цмоков – о том, сколько типов есть, и где они обычно живут, как их звали и были ли среди них “цмочихи”… Беседы с экспертами будут появляться в интернете раз в неделю. Когда все они будут опубликованы, мы предложим вам выбрать из всех перечисленных мест наиболее “цмоковые” на ваш взгляд – и объединим их в маршрут!

Наши эксперты:

Ирина Дубенецкая: “Я насчитала минимум 9 видов белорусских цмоков”

Сергей Плыткевич: “А на том острове есть внутреннее озеро — чудесное место для цмока!”

Антон Астапович: “Беларуский цмок ел браконьеров и рэкетиров!”

Андрей Скидан: “В статуте ВКЛ был артикул “О защите цмоков”!

___________________________________________________________________________________________________

Где живет белорусский цмок? Он один или их много? Реально ли это — проложить “маршрут цмока”? Что будет, если нанести на карту все 26 белорусских Чёрных озёр, а затем соединить их одной линией? Ответ знает наш собеседник, известный искусствовед и цмоковед Сергей Харевский.

Сергей Харевский: “Чтобы победить белорусского цмока, нужно самому им стать!”

Господин Харевский сразу предупредил: белорусские цмоки — необязательно злые. 

— Цмоки, вопреки распространённым стереотипам, именно в белорусской мифологии были положительными персонажами, или, если более точно, амбивалентными, — говорит он. — Обращаю ваше внимание на то, что в народных представлениях цмоки были весьма спесивыми, и с ними не очень-то водились другие создания. Интересное обстоятельство: цмоки чаще всего не трогали людей небогатых, живших плодами своего труда, и, самое интересное, — не трогали людей женатых! Поэтому в белорусской мифологии отношение к цмоку скорее снисходительное. Есть случаи в легендах и сказках, когда люди даже просят помощи у цмоков. Цмок представлялся очень очень чистеньким — говорят, раз в год он даже ходит в баню! 

Нет такого места в Беларуси, куда бы не ступала нога Сергея Харевского. Наш эксперт признаётся, что во многих местах ему доводилось записывать истории старых людей о цмоках. И все истории были настолько реалистичными, что нет сомнений — белорусский цмок существует! 

— Старые люди объясняли мне, что цмок появляется там, где появляется безнравственность, — улыбается Харевский. — Поэтому цмок и не трогает женатых — это подчеркивалось особенно. Это был такой Бабай для неженатых или незамужних. Их пугали, что если будут “колупаться в носу и не думать о будущем” — встретятся с цмоком. Можно образно сказать, что три головы цмока — это пьянство, разврат и жажда лёгкой наживы. 

Наша беседа происходит на улице Сухой. Неожиданно Харевский останавливается и говорит:

— Кстати, название улицы Сухой неслучайное и тоже связано… с цмоком! Это самое высокое место в Минске, и во время ливней и паводков всё вокруг становилось очень “мокрым”, а эта улица оставалась “сухой”! Раньше здесь не было никаких зданий. И если идти вниз к Свислочи — на сегодняшний перекресток Мельникайте и Победителей, — то и теперь легко угадывается гора. Так вот, раньше она называлась Змеевой, потому что здесь жил цмок! И этого цмока убил один лихой герой: показал цмоку его отражение, цмок опешил — и… Тот цмок очень вредил Минску — ел красивых барышень! Были даже “конкурсы красоты”, когда выбирали самых красивых и отдавали на расправу этому цмоку, чтобы он отцепился от остальных. В то же время встречаются истории, когда цмок, наоборот, помогал героям преодолеть какие-то злые силы.

Прошу Сергея Харевского с картой в руках нарисовать для нас маршрут “по местам боевой славы белорусского цмока”. Выясняется, что такой маршрут абсолютно реален! 

— Если взглянете на Беларусь, то обязательно увидите целую цепь чудесных озёр, в которых, как свидетельствуют легенды, водились или всё ещё водятся цмоки, — говорит Харевский. — В народных представлениях цмоки водятся чаще всего в глубоких озёрах. И, что интересно, этнографы связывают легенды про цмоков с названиями Чёрных озёр. Особенно там, где рядом с Чёрным озером есть озеро Белое! Одним из самых чудесных озёр, которое теперь вошло в состав заповедника Прибужское Полесье, является озеро Чёрное (и рядом Белое) в Брестском районе… Само собой, с цмоками связывают Выгонощанские озёра, где также есть озёра Чёрное и Белое — и много легенд про них. Недалеко находится озеро Споровское, где также, как говорят наши юморные споровцы, которые всю жизнь моются в этом озере, при желании можно увидеть цмока! От Споровского дорога идет на восток — к легендарному огромному Князь-озеру, или Жид-озеру, которое теперь называется Красным.
Народные представления и легенды, кроме легенды о Радзивиловой возлюбленной (еврейке из местечка Житковичи), свидетельствуют о том, что именно из-за цмоков эта романтическая история и закончилась… Излишне было бы говорить о том, что, сделав такой длинный хвост, мы должны свернуть в столицу нашей Родины, на Змееву гору, о которой уже говорили. Кстати, кроме мифа есть и абсолютно реальное подтверждение обитания здесь цмоков — в записях учителя минской гимназии Самойлы — того самого, который вывел в широкий мир поэзию Янки Купалы. Так вот, ему однажды татарские дети принесли с Немиги так называемых цмоков — огромных ящериц, которые водились только в месте стечения Свислочи и Немиги. Одну такую ящерицу длинной более полуметра учитель заспиртовал, и она находилась в гимназии, но с уходом правительства БНР из Минска куда-то бесследно пропала… Это материальное свидетельство того, что в Минске водились цмоки!.. 

Дальше дорога лежит к славным Лепельским озёрам. Легенды о лепельских цмоках хорошо известны. Эти легенды вспоминал, например, Владимир Короткевич в книге “Христос приземлился в Гродно”. Там есть озеро, которое так и называется — Дракон. К слову, ни у кого из соседей озера с таким названием нет. 

С Лепельщины свернём на Островеччину, где есть знаменитые Сорончанские озёра, одно из которых называется Кайман! Оттуда повернём на Голубые озера на границе Мядельского и Поставского районов — к озеру Балдук. По-балтийски это означает как раз “нечисть”. Те, кто там бывал, хорошо знают, что это может быть и не сказкой — слишком уж часто из этого озера выводят разные истории о цмоках! Как записал этнограф Никифоровский, минимальное количество голов у наших цмоков — три. 

Таким образом, одна голова потеряется где-то на Верхнедвинщине — там, где огромное Освейское озеро граничит с Латвией и Россией и где есть огромный остров, с которым также связаны сказки о цмоках. Вторая голова, обойдя озеро Чёрное в Сенненском районе, ляжет на Чёрное озеро на Городоччине, рядом с озером Езерище на самой границе с Россией. И третья голова будет у нас в Россонском районе, где также есть озеро Чёрное, в котором живёт, как говорят люди, какой-то цмок. Между тем, Чёрных озёр в Беларуси 26 — я специально посчитал. И когда вы соедините все, сам собой проявится симпатичный цмок! Он иногда вылезает, чтобы посмотреть, связываться ли ему с очередным героем или нечистью. К слову, он не с каждым вступает в бой. И не потому, что боится, а потому, что настолько уверенный в себе и своевольный, что может просто пренебречь противником, не достойным его внимания. По разным версиям, у него есть крылья или нет, но, поскольку это цмок наш, а не китайский, скорее всего, нет. В противном случае он, погружаясь в воду, производил бы много шума!

Однако, как выяснилось, у белорусского цмока голов могло быть не только три, но и шесть, девять или даже двенадцать. 

— Причём в наших легендах читается, что отрубать голову смысла не было, — уточняет Сергей Харевский. — Потому что цмока нужно было не убить, а победить. Прежде всего это значит преодолеть в себе страх силой воли, а не отсеканием хвостов, яиц или голов. Ты выходишь с ним один на один, и ты должен быть равным ему, должен сам быть цмоком! Если ты никого не боишься — значит, ты самый страшный! Будем же цмоками! 

Автор Глеб Лободенко

Фото и видео автора

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах