Проект “В поисках цмока” общенациональной кампании “Будзьма беларусамі!” выходит на новый этап!

В предыдущих частях мы узнали, что цмок – это едва ли не более натуральны символ Беларуси, чем аист или зубр! Или, по крайней мере, пусть аист и зубр остаются рядом с цмоком.

За это время мы успели услышать самые разные отзывы о проекте. Одни относятся к нему скептически, другие критикуют, но многие приняли “цмоковую” инициативу с позитивом и воодушевлением! Что говорить, если за это время лучшая баскетбольная команда Беларуси была переименована в “Цмокі”, а власти Лепеля обсуждают цмока в качестве символа региона…

Пришло время увидеть белорусского цмока! Но где его искать? Кампания “Будзьма беларусамі!” обратилась к экспертам – исследователям, фотографам, путешественникам, журналистам… Одним словом, “цмоковедам”!

Мы попросили уважаемых экспертов составить маршрут: куда лучше всего ехать в поисках белорусского цмока? Параллельно собеседники рассказали нам немало историй про наших цмоков – о том, сколько типов есть, и где они обычно живут, как их звали и были ли среди них “цмочихи”…

Беседы с экспертами будут появляться в интернете раз в неделю. Когда все они будут опубликованы, мы предложим вам выбрать из всех перечисленных мест наиболее “цмоковые” на ваш взгляд – и объединим их в маршрут! Первыми этот маршрут опробуют журналисты (говорят, они самые невкусные, и белорусские цмоки едят их без особого аппетита). А затем по этому маршруту сможет поехать каждый из вас!

Цмоковеды Беларуси:

Сергей Харевский: “Чтобы победить белорусского цмока, нужно самому им стать!”

Ирина Дубенецкая: “Я насчитала минимум 9 видов белорусских цмоков”

Сергей Плыткевич: “А на том острове есть внутреннее озеро — чудесное место для цмока!”

Андрей Скидан: “В статуте ВКЛ был артикул “О защите цмоков”!

__________________________________________________________________________________________________

Антон Астапович: “Беларуский цмок ел браконьеров и рэкетиров!”

Антон Астапович – старшина Белорусского добровольного товарищества охраны памятников истории и культуры. Так как цмок – живой памятник и нашей истории, и нашей культуры, то Астапович может считаться авторитетным цмоковедом. Идею кампании “Будзьма” предложить маршрут белорусcких цмоков Астапович воспринял с большим энтузиазмом. И, без долгих вступлений, сразу же начал “с места в карьер”

– Если говорить о цмоках, о легендах про цмоков в Беларуси, то, наверное, самое знаковое место, которое должно быть включено в туристические маршруты – это эквивалентное Лох-Несс по своей значимости Лепельское озеро, – по-заговорщицки говорит Астапович. –Потому что давняя легенда, а также целый ряд исторических документов свидетельствуют, что в Лепельском озере в Средние века жил цмок. И очень часто на этом озере пропадали рыбаки – а потом на берег озера цмоки выкидывали их как будто перекушенные пополам лодки. От самих рыбаков не оставалось ничего. Поэтому появилась легенда, что их съедает цмок. И если цмок жил там в XVI-XVII столетиях – я думаю, цмоки просто так не умирают! Цмок живёт там и до наших дней. И если внимательно там посмотреть, то можно его даже увидеть

Антон предлагает отталкиваться от лепельского цмока – и разработать целый маршрут: Лепельское озеро с цмоком, чудесный город Лепель с исторической архитектурой и окрестности Лепеля - Ушаччина. На этом месте Антон Астапович загадочно улыбается – как будто бы сейчас продиктует конкретные адреса цмоков.

– А Ушаччина – это Быков, Бородулин, Бровка… Вот они - цмоки! Хоть я не могу сказать наверняка, что Быков и Бородулин являются цмоками… Кстати, я вот думал: кто у нас живой цмок? И я нашёл живого цмока! Он, понятное дело, не такой, как в Средние века с чешуёй и колючками. Всё таки ХХІ век. Современные цмоки – они утончённые, рафинированные – чудесные люди!

Змей Горыныч из Давид-Городка

Держа в руках карту Беларуси, Антон Астапович незаметно опускается с севера страны на Полесье. 

-Взять, например, славянский сказочный эпос. Все мы помним Змея Горыныча. Но почему Горыныч? А потому, что с реки Горынь, на которой стоит Давид Городок! Никто про это не думал, но это же очевидно! А у нас есть прекрасный беларуский поэт Леонид Дранько-Майсюк, который родился в Давид-Городке на реке Горынь! Я считаю Леонида Дранько-Майсюка вот таким чудесным рафинированным беларуским цмоком! У него генотип самого настоящего Полесского цмока – еще того, средневекового. 

В этот момент Астапович признаётся, что слишком слабо владеет белорусской мифологией. Кажется, на этом маршрут цмока мог бы и оборваться…

– Но, насколько я помню, существовала легенда про цмока, который живёт также в Жид-озере Житковичского района, – говорит Астапович так, как будто вчера проезжал мимо и видел голову цмока.– Другое название – Князь-озеро, а теперь оно называется Красное… Есть легенды о том, что цмоки существовали также в Выгонощанском озереа (Ивацевичский район). Одним словом, чем ближе к Полесью – тем больше цмоков! 

Но не Полесьем единым, утверждает Астапович. И непременно обращается к классике. 

– Если почитать Яна Борщевского, то нашозёрный край, Поозерье – Витебщина, Городоччина, Полоччина… Там не только цмоков, там всякой нечисти в озёрах хватает! Поэтому в самом деле – от низа до верха Беларусь – это страна цмоков. И цмок – наш уникальный туристический бренд!

“Беларуский цмок – это продолжение античной гидры”

белорусский цмокВ представлении Антона Астаповича, цмок – это всё же что-то близкое к рептилии. 

– Цмок, в моём представлении, это переходный этап – когда еще из воды не вышел окончательно, но уже ходит по суше. Я цмока чаще всего связываю с водой, потому что цмок очень близок к нашим современным ползучим, а ползучие также очень дружат с водой. Я думаю, всё же не зря в позднюю беларускую мифологию попал уж. Для меня уж – логическое продолжние старых легенд о цмоке. 

Решаю поинтересоваться у Астаповича, почему если Змей Горыныч живёт в нашей реке Горынь, - он ассоциируется исключительно с “русским” типом трёхглавого цмока. Астапович начинает утончённо жонглировать географическими понятиями. 

– Если говорить про бассейн реки Горынь, то это Полесский регион. А это – самая настоящая старославянская Русь! Эти земли когда-то входили в Галицко-Волныскую Русь. А почему трёхглавый? Видимо, есть что-то общее у славянской мифологии с мифами античности. Там также были такие гады, которым отсечёшь голову – а у него новая вырастает… Гидра, например. Для меня беларуский цмок – это как раз продолжение античной гидры.

“Цмок тоже хочет жениться, чтобы жена была, есть ему варила…”

С количеством голов у цмока, говорит Астапович, были разные варианты. Если цмок из Горыни был трёхголовый, то его коллега из Лепельского озера и с одной головой известен среди местных рыбаков.

– Между тем, никто так не воспел в стихах Лепельского цмока, как Владимир Семёнович Короткевич в своём романе “Христос приземлился в Гродно”! Он даже дал описание лепельского цмока. А Владимир Семёнович прекрасно владел историческими материалами и легендами! Короткевич даже вспоминает, что цмоков было в Лепельском озере много – но они вымерли, их выбросили на берег… Короткевич описывает, что они были одноголовыми, похожими на фоков (это такие тюлени), тело было с гладкой чешуёй…

Описав цмока вслед за Короткевичем, Астапович внезапно заявляет, что цмоки – наимилейшие и наидобрейгие существа. Спрашиваю, а как же съеденные рыбаки и всё остальное? 

 
– Рыбаки – это готовые браконьеры! – пресекает мои рассуждения спадар Антон. – Сетками вылавливают рыбу, нарушают природный баланс… А цмоку же тоже необходима еда! Когда у цмока выловили всю рыбу, так кого же ему есть? Рыбаков! А то, что он огнём людей палил… Вот представьте, Цмок, хоть он и не очень миловидный, тоже хочет жениться. Чтоб жена была, есть ему варила. Украл он себе какую-то королевичу или Василису Премудрую. А тут какой-то условный Иван Царевич приходит – и начинает у него отбирать нажитое. 

Конечно же, огнём будешь жечь Ивана Царевича! Его можно понять, войти в его положение. Цмоки добрые, просто их нельзя трогать и злить, обижать. А то, что они людей ели … Может, добрых людей они не ели. Мы не прочитаем, что цмок съел обычного крестьянина, а прочитаем, что съел богатыря. А кто такие богатыри? Это княжеские дружинники! В то время это – элементарные рэкетиры, которые ездили по княжеской территории и выбивали из селян оброк.

“Цмок пил нефть – и потом её плевался!”

Говоря о сверхспособностях цмоков, Антон Астапович вспоминает огромную силу и то, что цмоки могли жечь людей огнём. На счёт огня у Астаповича своя теорема. 

– То, что цмоки плевались огнём, говорит о том, что на Полесье есть нефть! Где же он брал огонбь? Пил нефть – и потом ей плевался! Точно, нефть, а не газ, ведь газификация Полесья состоялась только при действующем президенте! (смеётся). 

Когда же маршрут уже почти готов, Астапович как будто случайно вспоминает, что лет 25 тому слышал от одной старой женщины интересный рассказ …

– В Осиповичском районе есть лесное озеро Лочинское. Оно такое кругленькое зеркало воды – примерно метров 500 в диаметре. Теперь там, может, цмока и не найти – потому что там идёт промышленная добыча сопропели. Может, испугали цмока, он переселился… Но та бабуля говорила, что её бабушка в свою очередь рассказывала, что там жило “некое существо”. И даже какие-то звуки оттуда были слышны…

И тут я вспоминаю, что Антон Астапович родился как раз в Осиповичах…

Глеб Лободенко для budzma.org

Фото, видео автора.

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах