Такова, видимо, природа белорусского интернет-пользователя – любое новшество воспринимать критично и изначально предвзято. Достаточно вспомнить, как отреагировала общественность ещё после тендера, объявленного Мингорисполкомом на предмет создания белорусской столице Минску собственного бренда, на то, что его выиграла британская компания INSTID. Что тогда только ни говорили, мол, не нужна на наших белорусских просторах британская идея, мол, разве среди наших дизайнеров нельзя найти тех, кто способен вывести Минск на олимп мирового территориального брендинга. И так далее и тому подобное. К слову, деньги за создание бренда предлагались совсем не большие по мировым меркам брендинга – 30 000 у.е.. Потом было символическое представление концепции будущего бренда, которое также бурно обсуждалось общественностью и далеко не в позитивном ключе. И вот, на неделе был представлен практически окончательный вариант работы разработчиков бренда Минска. И, как оказалось, бренд для Минска создавался всем миром.
Автор идеи бренда Минска – компания INSTID во главе с Александром Грандом, а вот дизайном и развитием концепции занимался Максим Алимкин, дизайнер из Москвы, с которым мы сегодня и поговорили о том, что волнует всех неравнодушных к судьбе города минчан.
На фото: Максим Алимкин, дизайнер проекта "Бренд Минска"
- Максим, расскажите, как вы попали в проект по созданию бренда Минска?
- В феврале со мной связалась Наташа Гранд из агентства INSTID и предложила вместе поработать над этим проектом. Надо сказать, что для меня это было очень неожиданно! Во-первых, я только что вернулся из Минска, а во-вторых… Ну это же МИНСК! Как выяснилось, нашли меня благодаря моему дипломному проекту, тоже по брендингу территорий, в Академии коммуникаций Wordshop. Тогда мы работали с небольшим, но очень старым городом Татарстана — Елабугой. В общем, я сразу же согласился.
- Что для вас значит создавать бренд города?
- Самое важное отличие в разработке бренда города от обычного продуктового брендинга - это цели. Когда речь идет о городе, получение прибыли не основная задача, главное – это его жители. Территориальный брендинг - это продвижение интересов города. А интересы города - это интересы его горожан. Это комфортные пешеходные и автомобильные зоны, хорошая инфраструктура, но главное - это ощущение некой "сопричасности" у жителей и понимания идентичности у гостей.
Бренд - это то, что возникает в сознании у человека, его эмоции, мысли, возможно стереотипы. То есть применительно к городу, это не то, что о нем говорят, а то, что о нем думают. Бренд нельзя купить, разработать или построить, сколько денег в это ни вкладывай, его можно только ВЫРАСТИТЬ. А для этого нужна поддержка жителей.
- Значит для вас важен и сам город, и люди, которые в нем живут, его история, его внешний вид?
- Конечно, все эти вещи очень важны! Более того, очень важно его окружение, другие города, с которыми он конкурирует за инвестиции, туристов, и другие ресурсы. Другими словами та полка, которую займет город в сознании людей, должна быть свободной, иначе от такого соседства никто не выиграет. Если мы, к примеру, скажем, что отныне у нас Лиссабон город любви, нам никто не поверит, все знают, что это Париж! И в этом нет объективных причин. Лиссабон, на мой взгляд, ничуть не менее романтичный, просто так сложилось - Париж уже вырастил свой бренд. С другой стороны, назвать Мюнхен столицей боевых человекоподобных роботов мы тоже не можем, под этим нет никаких оснований. Кстати, интересная история, когда я делал первые наброски, показал их коллеге. Я сказал только: "Я занимаюсь брендингом города, посмотри". Девушка недавно вернулась из Минска, у нее был первый вопрос: "Это Минск?"
Бренд не обязательно должен быть прямым отражением города, иначе зачем его создавать? Да это и невозможно, слишком многое пришлось бы отражать, ведь помимо истории в любом городе есть архитектура, выдающиеся личности, технические производства, характер жителей, особенности географии. Бренд превратился бы в энциклопедию, набранную мелким шрифтом, а лучшим логотипом в таком случае были бы панорамные фотографии и карта города.
Так вот, я это к тому, что хороший брендинг возникает на стыке реальности и ожиданий, вопросов и ответов. Бренд может быть вектором (обязательно имеющим под собой реальную основу) того, каким мы хотим видеть город.
— А что-нибудь лично вас связывает с Беларусью или это только рабочий проект?
- Моя мама сейчас живет совсем недалеко от Минска, под Борисовом, поэтому я там бываю в гостях. При этом она переехала жить в Беларусь только потому, что ей очень нравилась эта страна.
— А если говорить о Минске, с чем он ассоциируется у вас, ну и, конечно, его жители?
- Минск очень светлый, спокойный и дружелюбный город, возможно и потому, что таковы его жители. Я знаю многий хороших людей из Беларуси и, наверное, если бы я попробовал подобрать слова, которые могли бы их объединить, – я бы сказал спокойствие, вдумчивость и высокий профессионализм.
— Сегодня в Минске очень много споров на тему создания бренда города не минчанами, а именно британской компанией. В «знак протеста» даже была создана альтернативная Сборная по брендингу, куда вошли представители рекламы, маркетинга и общественные деятели нашего города. Они заявили о готовности создавать бренд даже бесплатно, но силами минчан. Как вам кажется, имеет ли значение географическая принадлежность разработчика к проекту бренда определенного города?
- Знаете, я не понаслышке знаком с миром брендинга и рекламы, и одной из отличительных особенностей этой индустрии является полное отсутствие каких бы то ни было национальных и территориальных границ. Со мной плечем к плечу работали ребята из Бразилии, Аргентины, Германии, Британии, Литвы и Грузии. Разных национальностей, вероисповеданий и возрастов, и нам это не только не мешало, а наоборот, помогало смотреть на задачи под разными углами. Здесь у нас нет границ, и слышать такое от людей, которые так же относят себя к профессиональному сообществу по меньшей мере странно.
По поводу объединения в сборную, - что ж, здоровая конкуренция еще никому не мешала, хорошо, когда жители неравнодушны к судьбе своего города. В конце концов, именно это и есть самый важный момент во всем процессе – неравнодушие. Единственное, по опыту могу сказать, очень сложно бывает договориться двум даже очень хорошим дизайнерам, если над ними нет непосредственного руководителя. Если бы вдруг, на общественных началах, объединились Васнецов, Ван Гог и Кандинский, не думаю, что их совместное творчество было бы столь блестяще, как работы каждого из них в отдельности. Дизайн - вещь очень авторитарная.
— Если бы вы презентовали проект минчанам, что бы вы сказали о нем?
- Это очень гибкий инструмент. Его сложно испортить, а в руках хорошего дизайнера это бесконечная тема для интерпретаций. Кроме того, есть очень широкие возможности для выхода в городскую среду, то есть не натягивать дизайн на объекты, а находить их в самом городе. Мы придумали несколько вариантов: скамейка, лестница, мороженое... Но этот список можно продолжать бесконечно. Это как игра, в которую могут играть все горожане. Главное, подходить к ней деликатно и не красить все подряд в синий цвет.
— Так как в идеале должен работать бренд? Для чего его вообще создают?
- По-разному. Бренд может быть заточен под привлечение инвестиций, для притока туристов, для ощущения сопричастности, идентичности у горожан. Важно отметить, что брендинг - это ни в коем случае не логотип. И даже не верхушка айсберга, а его самый высокий пик! Да-да, я дизайнер и говорю такие вещи)). В маленьком городе, где, к примеру, нет единых табличек на домах, нет единого образца городского транспорта, разработка этой единой системы навигации будет поважнее любого логотипа. Появится ощущение объединения, того, что мы живем именно в этом городе. Понятно, что с графическим стилем, имеющим под собой идеологическую платформу, разрабатывать все эти вещи проще и эффективней. А создают бренд, как я уже говорил, в первую очередь, конечно, для жителей.
— А насколько важна для вас оценка вашей работы? Отзывы дизайнеров, насколько я знаю, были положительными. Какое вы ожидаете мнение жителей Минска?
- Конечно, для любого дизайнера это важно, что бы он там ни говорил. К счастью, как я вижу, самые негативные комментарии оставляются людьми, не то что не читавшими платформу и саму идею бренда, но и совершенно не желающими в нее вникать. Особенно это касается людей, которые без аргументов критикуют именно графические решения, причем каждое в отдельности и с противоположных сторон. К счастью, я вижу реакцию профессионального сообщества. Сейчас прошло всего несколько часов с момента публикации проекта на крупнейшем мировом, в том числе дизайнерском, интернет-ресурсе: такой скорости репостов и лайков я еще у себя не наблюдал. Причем, что характерно, многие ребята из Минска. И это, признаюсь, очень приятно!
(Посмотреть проект и отзывы профессионального сообщества можно на сайте Behance - прим. ред.)
— Сумма, заявленная городскими властями, которая будет потрачена на бренд Минска – 30 000 у.е., как вы думаете, это много или мало?
- Скажу только, что эта сумма несколько ниже себестоимости. Хороший дизайнер, хороший шрифтовик, хороший менеджер, как и все остальные хорошие специалисты, стоят дорого. А насколько я могу судить, в проекте участвуют именно такие люди. Приходится очень жестко экономить, чтобы как-то уложиться в бюджет.
— Какую дальнейшую судьбу вы пророчите проекту?
- Со своей стороны я действительно очень доволен реализацией проекта. Как бы там ни было, я очень придирчив к своей работе и редко могу признаться, что я на 100% удовлетворен. Я очень рад тому интересу, который вызывает проект у жителей города, как я уже говорил, главное - это неравнодушие горожан. Ведь это означает, что люди заинтересованы в успешной реализации, что они взвешено подходят к предмету, и значит, я уверен, разберутся во всем сами. Так что мне кажется, что у проекта определенно есть будущее!
- Большое спасибо, Максим, за беседу и за работу над брендом Минска. Ну и желаем проекту только светлого будущего.
Беседовала Анастасия Шаткевич
Читать по теме:
Бренд Минска: у города появится "фирменный" аромат
Разработчики бренда Минска о скандале, «плагиате» и городе-инженере
Минск могут оставить без бренда
Интервью с Александром Грандом, директором компании-разработчика бренда Минска
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах