«Ну как там?» Я уже не перестаю отвечать на этот вопрос многих знакомых, кто в курсе, что я был в Затоке. Судя по внутренней статистике Holiday.by спрос на отдых в Одесской области Украины этим летом перещеголял заинтересованность белорусов в египетских и турецких курортах вместе взятых. Вечно стабильную и сухопутную столицу Беларуси от морской столицы Украины отделяет какая-то тысяча километров по прямой. В какой-то момент слово «Затока» так много раз повторилось в офисе, что я решил немедленно отправиться к самому доступному для белорусов Чёрному морю.
Не имея задачи написать полный путеводитель по Затоке и окрестностям, позволю себе сделать путевые заметки про отдых в Затоке и окрестностях таким, каким я его увидел за пару дней. Со старта у любого, кто из Стабильности и зоны рискованного земледелия хочет попасть в Нестабильность с морским пляжем, стоит вопрос, как туда лучше добираться.
Вы можете посмотреть 1 часть на видео за 16 минут. Видеорепортаж Holiday.by >>>
Самым быстрым вариантом является прямой рейс авиакомпании Belavia. На одни из выходных июня я нашёл билеты до Одессы туда-обратно по цене 430 BYN с учётом сборов. Это самая низкая цена по календарю тарифов перевозчика.
От Одессы до Затоки непростых 65 километров дорожного полотна, который нужно будет преодолевать не менее 2 часов. Почему? Сами узнаете. Из Одессы до Затоки можно доехать на маршрутном автобусе за 50 гривен (примерно 2 USD или 4 BYN) в одну сторону на человека. Есть ещё романтичный способ – добраться на курорт на электричке. Морскую столицу Украины и популярный курорт связывает железнодорожной полотно. Время в пути – всё те же 1,5 – 2 часа и по стоимости в два раза дешевле маршрутки. Итого, такой способ попасть на отдых в Затоку может стоить не менее 500 белорусских рублей.
Туры в Затоку считаются «эконом-классом». Поэтому на самолёте туда никто не летает. Все садятся в туристические автобусы не первой свежести и отправляются наматывать все тысячи километров из Минска через Одессу до морского пляжа. Например, на сайте туроператора Zatoka.by я нашёл стоимость проезда в одну сторону 70 рублей с человека (в высокий сезон цена поднимается до 85 рублей). Только проезд обойдется в 170 BYN, что значительно дешевле авиаперелёта. Кажется, у меня включился режим «Капитан очевидность».
Есть ещё поезд «Минск-Одесса», который обойдется в минимум 232 BYN на человека за место в плацкартном вагоне в оба конца. Как и автобус, переезд на поезде до Одессы займёт почти сутки.
Ехать к морю я решил традиционно на машине. И не на абы какой, а на эконом-классе среди 7-местных кроссоверов Lifan MyWay в комплектации Luxury MT. Стоит автомобиль недорого – примерно 16 000 USD.
Сделан на базе проверенного годами китайского грузовичка, за что я часто его хвалил все 2800 километров путешествия. Салон просторный, багажник небольшой, но вместительный.
Хорошая компания и одна мысль, что едешь на море, делают своё правильное расслабляющее дело. В этом плане нам, как и пассажирам туристических автобусов, ехать по одной дороге – той самой Е-95 – поэтому первая часть отчёта будет именно про неё.
Преимущество путешествия на собственном автомобиле: встал рано и едешь в своём графике. Наш хитрый план состоял в том, чтобы не устать и приехать в Затоку не ночью.
Поэтому путешествие началось в 4 утра. Пока все спят, ранним летним утром в Беларуси подают чудные пейзажи вдоль дорог. Грех не остановиться, чтобы не посмотреть.
Заодно можно оценить качество главных белорусских автомагистралей. Оно на высоком уровне, а я узнал позже, что оно уже начинает экспортироваться и в Украину в том числе. Сотрудники заправки №59 сети «БеларусНефть» на трассе М-5 (карта по ссылке) как всегда радушны.
Если ещё недавно моим личным открытием в кафе этой сети заправок были куриные наггетсы собственного производства, то сегодня на Гомельщине я гоняюсь за их сочниками. Обязательно попробуйте при случае на 59-й или 85-й заправке, если будете в тех краях.
Времени в пути достаточно, чтобы настроить машину под себя и настроиться под неё. Достаточно быстрый планшетик мультимедийной системы на Android Lifan MyWay позволяет соединить смартфон на громкую связь и подать в салон любимую музыку из собственного плейлиста.
Конечно, тут не акустика, а звук. Его можно делать тише и громче, не более того. Руль не регулируется по вылету, но за счет «микроавтобусной» посадки можно найти очень удобное положение для управления автомобилем. Вращать рулевое колесо большой машины удобно – имеется электроусилитель.
С обзорностью вопросов никаких – высоко сижу и далеко гляжу. Порадовали информативные большие зеркала заднего вида нашего «Лифана».
В салоне просторно. Неидеально работает система кондиционирования, но она есть и воздуховоды выведены даже к третьему ряду сидений. Места для длинноногих пассажиров среднего ряда достаточно.
Я скептически был настроен в плане жёсткости кожаной обивки кресел, но по факту она не доставила дискомфорта. Конечно, хочется столиков в спинках кресел, мультимедийной системы с фильмами в дальнюю дорогу, но это Lifan MyWay, а не туристический автобус.
По внешнему виду Lifan MyWay я от себя ничего не могу сказать. Лучше меня скажут украинские пограничники, которые задавали много вопросов именно по машине. В Украине знают мотоциклы этой марки, есть даже сельхозтехника. А вот с автомобилями наши соседи не знакомы. В конце расспросов часто звучала фраза «Красивая машина!». Ну, значит, красивая машина.
Если продолжать считать деньги, то поездка на своей машине в Затоку должна калькулироваться из стоимости топлива по Беларуси и Украине (она разная), страховки «зелёной карты» и питания по дороге. Около 355 км от Минска до границы с Украиной едем на белорусском бензине. АИ-95 в РБ на тот момент 1,37 BYN или 0,68 USD за 1 литр. После границы до Затоки 730 км катимся по украинским ценам на, возможно, тот же белорусский бензин. Стоимость 1 литра АИ-95 варьировалась от 31,95 до 33 гривен за литр, то есть от 1,28 до 1,32 USD. Наш Lifan MyWay после 2800-километрового пробега показал средний расход за поездку в 8,1 л / 100 км пути. Чтобы заправить машину только на маршрут из Минска до Затоки и обратно надо приготовить около 390 BYN (примерно 195 USD). Ещё 11 рублей добавит страховка «зелёная карта». Итого автомобильный «полёт» до моря обойдется в 401 белорусский рубль (или 100 рублей на человека, если раскидывать на четырёх пассажиров в машине) и некоторое количество седых волос, которые могут появиться при движении по украинским дорогам.
Въезжать в заповедник лихих водителей и легендарно плохих дорог было решено через «главный» гомельский переход Новая Гута / Новые Яриловичи. С границей и таможней вопросов никаких, но есть ощущение, что в свете того, что не менее полусотни туркомпаний только в одном Минске продают туры в Затоку и ещё больше «дикарей» поедет в направлении моря, в летние месяцы могут быть очереди.
На первой заправке или магазине в Украине можно быстро получить километры быстрого интернета. Например, такой набор из 20Gb мобильного трафика, голосовых вызовов от местного оператора life обошлись мне всего в один доллар со старта. Этого трафика хватило с головой на четыре дня активного использования интернета. У большинства операторов трафик соцсетей и мессенджеров не тарифицируется, а для подключения не требуется паспорт.
Дороги Украины. Я не скажу, что видел все, но повидал немало. Каково же было моё удивление увидеть скопление дорожной техники прямо от белорусской границы.
Тут возникает второй риск. Украинцы очень резко водят. Обогнать по обочине – не вопрос. На «Жигулях» поджимать тебя на скорости более 120 км/ч – тоже не проблема.
Мне кажется, что если дороги в Украине вдруг выровняются, то аварийность на них только возрастёт в свете манеры езды местных жителей.
Те участки Е-95, которые «як тады», наш Lifan MyWay пролетал играючи. Незамысловатая конструкция подвески, задний мост – всё, что нужно для такого дорожного покрытия или его отсутствия. То ли ещё будет, когда мы начнём изучать окрестности Затоки! Это я делаю небольшой анонс к будущим сериям репортажа. Там с дорогами совсем х**во.
Два дорожных момента, которые меня до сих пор не отпускают после этого путешествия. Во-первых, мы несколько раз были остановлены «Патрульной полицией». Той самой «новой» в а-ля американской форме, по стандартам и т.п.
И каждое такое общение было на редкость приятным, с улыбками, пожеланиями хорошего дня и даже фотографиями на сто лайков. Не просто так у этой службы есть свой инстаграм-аккаунт. Во-вторых, за Киевом было решено сделать остановку на обед. Я случайно выцепил взглядом биг-борд придорожного «Бистро Пекаря». Вероятно, это было благословение от бога автострады.
Такого вкусного и стильно поданного обеда я давно не ел у дороги. Это место считается дорогим, как после я узнал из интернета. Но когда ты за огромную порцию борща, отменные рёбрышки и чашку ароматного кофе отдаёшь не более 25 BYN, наценочная категория заведения отходит на второй план.
Я уже приметил, что заведение этой сети есть по дороге из Киева в Минск за заправкой Marshall – при случае заеду обязательно.
Киев может задержать вас пробками, даже если проезжать его по касательной в середине буднего дня. Эту паузу можно занять обменом денег в торговом центре.
Пока в Украине не начались президентские выборы, я решил обновить себе палатку, зная, что она пригодиться на море. За самый простой вариант отдал 35 BYN или примерно 17 долларов.
Дальше – вырваться на оперативный простор трассы Е-95, чтобы как можно быстрее оказаться под Одессой. Нужно помнить, что до Затоки следует взять примерно 65 километров в сторону, а это уже совсем другая дорожная история. Поздно ночью без опыта можно влететь в яму в Украине, а вылететь где-нибудь в Южной Америке.
В Затоке мы были примерно к 23:00, то есть весь путь с учётом границы, неспешных остановок на еду и фотографирование занял 18 часов. Круглосуточный магазин около отеля помог снять усталость после длинной дороги.
На этой фотографии я уже в «Сказке». Так называется один из лучших, по мнению руководителя Zatoka.by Дениса Ганакова, ресторанов в этой части Затоки. Заказываем завтрак, чтобы после него пойти и своими глазами посмотреть, где будут отдыхать тысячи белорусов этим летом.
Подпишитесь на наш канал в telegram https://t.me/holiday.by
Продолжение следует...
Затока-2018. Часть 2: как там на курорте?
Затока-2018. Часть 3: что там делать?
Затока 2018. Часть 4: поехать в Одессу на полдня
Отдых в Затоке. Предложения турфирм в каталоге Holiday.by
Автомобильные путешествия на Holiday.by: маршруты, репортажи и тест-драйвы
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах