Лепельщина наконец обрела собственный туристический символ! Произошло это событие в прошедшую субботу, 9 ноября. Скульптура в виде Цмока была установлена на берегу Лепельского озера, в городском парке города Лепеля.
Первый и пока единственный Цмок в Беларуси появился на набережной благодаря инициативе местного краеведа Владимира Шушкевича. Идея воплотить в металле персонажа романа Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні» краеведу пришла после появления памятника Шуре Балаганову в Бобруйске. Мол, Бобруйску в произведении Ильфа и Петрова отведена всего одна строка, а вот мифологическому Цмоку, последнему в своем роду, который жил в водах Лепельского озера, белорусский классик посвятил роман. И завертелось. Мини-проект по созданию туристического бренда Лепельского района получил одобрение местных властей и финансовую поддержку специальной программы ЕС «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте: развитие устойчивого сельского туризма в России и Беларуси».
Скульптуру Лепельского Цмока изготовил Лев Оганов – за основу образа было взято литературное описание из романа Владимира Короткевича: чудище с тюленьим туловищем и головой не то змеи, не то лани. По признанию автора скульптуры, перед ее изготовлением он прочел все, что смог найти про белорусских драконов и выяснил, что они, в отличие от других своих «коллег», были добрыми и жили в ладу с людьми. Поэтому образ Лепельского Цмока получился совсем не страшным.
На открытии скульптуры председатель Лепельского райсполкома Борис Ефремов высказал надежду, что образ Цмока и его скульптура станут настоящим брендом Лепельщины. Уже в день торжественного открытия прозвучали идеи проведения Дня Цмока, установки кованого дерева рядом с Цмоком, на которое молодожены могли бы вешать замочки, организации специального туристического маршрута, разработка сувенирной продукции с изображением Цмока. Хотя местные умельцы быстро смекнули и уже в день открытия предлагали любопытствующим магниты с драконом, вышитые сувениры и прочую туристическую мелочь.
Еще в процессе обсуждения идея установки подобной скульптуры в центре города сразу же породила холивары на местных форумах – лепельчане раскололись на два лагеря: за и против реализации мини-проекта. Противники Цмока называли подобную инициативу пропагандой язычества, сторонники же уповали на то, что у Лепельщины таки появится свой символ, способный привлекать в регион туристов, а вместе с ними – и денежные вливания. Напомним, приблизительно такая же ситуация произошла и при обсуждении идеи «цмок – альтернативный туристический символ Беларуси», которую год назад предложила гражданская кампания «Будзьма беларусамі!».
Повлияет ли Лепельский Цмок на туристический поток – пока вопрос открытый, который, следуя логике, нужно оценивать вкупе с развитием инфраструктуры района, гостиничного фонда и сферы общественного питания. Пока же туристы едут в эти края, чтобы поправить здоровье в пансионате «Лодэ» и военном санатории, либо с целью наблюдения за природным разнообразием Беларуси в Березинском биосферном заповеднике.
Читать по теме:
Цмок станет туристическим символом Лепельщины
Белорусский цмок должен зарабатывать деньги
Может ли существовать страна цмоков?
Общенациональная кампания по поиску цмока в Беларуси
Антон Астапович: “Беларуский цмок ел браконьеров и рэкетиров!”
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах