5 паспортов, 17 стран и маленькое, но успешное туристическое агентство – таков семейный трэвел-багаж Константина и Евгении Буркут, владельцев компании «Хомо Туристус». Сегодня они – гости рубрики «Паспортный контроль».
- Ребята, насколько я понимаю, именно любовь к путешествиям, интерес к другим странам привели вас в БГУ на кафедру международного туризма, а потом вдохновили на учреждение собственного туристического агентства?
К. - Туризм всегда манил чем-то романтичным и звучал интереснее и живее, чем голая экономика. Да и география для меня в школе была тем предметом, о котором я мог уверенно сказать, что он мне нравится, наряду с английским языком. Поэтому был именно такой профессиональный выбор. Так получилось, что свою компанию мы с Женей открыли еще до выпускного вечера – 17 мая 2011 года.
Ж. – Да, путешествия – это всегда здорово и познавательно. А на момент нашего поступления кафедра международного туризма была совсем молода, да и само направление было ново и интересно. Тогда словосочетание «международный туризм» звучало так таинственно, мы думали, что будем всю жизнь путешествовать. (улыбается)
- Расскажите, как так получилось, что у вас на двоих – пять паспортов.
Ж. – У меня их три. Так получилось из-за стечения двух событий в один год – свадьбы и достижения нами 25-летнего возраста, когда необходимо менять паспорта.
К. - Вышло так, что у нас была запланирована поездка в Доминикану, для въезда в которую нужна либо национальная виза, либо действующая шенгенская, либо великобританская виза… Срок действующих литовских у нас истекал, а к концу года истекал срок действия и самих паспортов – посольства, как известно, в такие паспорта визы уже не ставят. Поэтому мы были вынуждены обменять их заранее, в апреле, и в них оформить визы.
Ж. – А после были огорошены тем, что, оказывается, после смены фамилии женой старый паспорт действителен всего месяц после заключения брака. Нам об этом нам сказали только на паспортном контроле, когда мы вылетали из Минска. Хорошо, что с путешествием вписались в нужные сроки.
К. – Да, тогда съездили и вернулись без проблем. Но сейчас в любом автобусе или вагоне мы для пограничников – самые интересные пассажиры. Потому что идет один паспорт с действующей визой, но аннулированный, на девичью фамилию жены, за ним – второй, действующий, на новую, и еще свидетельство о регистрации брака – для подтверждения. А третий – это старый паспорт, который мы оставили из-за наличия виз.
- Но, насколько известно, аннулированный паспорт необходимо при смене сдать?
К. - Да. Но если есть определенная причина, чтобы его оставить, можно написать заявление с указанием срока, через который ты его обязуешься сдать, – и оставляешь у себя.
Ж. – Я, например, сказала, что мне нужно показать в посольстве оригинал предыдущей литовской мультивизы.
К. – Дело в том, что сейчас для оформления деловой визы литовцы просят предоставить оригинал предыдущих мультивиз. К ксерокопиям они относятся, мягко говоря, прохладно, оригинал куда убедительнее..
- А у вас почему два, Константин?
К. - К. - Сохранил старый паспорт из-за визы в СШ. И там же – все шенгенские. Собственно, оставил по той же причине, что и Женя.
- Если сравнить ваши паспорта, все визы полностью совпадут? Или будут различия?
К. – Нет, не совпадут. У Жени была одна американская виза, у меня – три. Один раз мне умудрились шлепнуть отказ в посещении США, после уже поставленной визы. Произошло это по вине агентства, которое занималось оформлением документов – затянули все сроки. Это было в студенческое время, на четвертом курсе. Вся студенческая компания, в том числе и Женя, уже два месяца как были в США и ждали меня. Но так и не дождались. Я потом долго разбирался с фирмой, вернул себе все деньги, но осадок, конечно, остался до сих пор.
- А давайте полистаем ваши паспорта и поищем визу, с которой связаны ваши самые приятные воспоминания.
К и Ж. - Свеженькая отметка – и не виза, а штамп. (улыбаются вдвоем)
Ж. – (листает) Первая виза – немецкая – самая старенькая. Это было первое путешествие в Европу, с родителями в 2005 году, после вступления в силу Шенгенского соглашения. А потом была Литва – литовская виза, после – эстонская.
К. – Эстонская – это попытка получения многократной визы в посольстве этой страны. Попытка неудачная – дали однократную. Как оказалось, с первого раза «мультик» они не ставят, мультишенген можно получить только со второго или третьего раза.
Ж. – (продолжает листать) Потом были литовские визы, после – болгарская национальная, США. Причем все визиты в США – после 2, 3, 4 курсов – ассоциируются только с хорошими впечатлениями. В нынешнем – только штампы, виз нет. А в третьем – многократная литовская действующая, штампы из Доминиканы и Парижа о пересечении границы.
К. – Парижский штампик из аэропорта Шарля де Голя, там была 25-часовая пересадка по пути на Доминикану.
Ж. – Это была наша вторая поездка в Париж, с городом мы были уже знакомы, поэтому целенаправленно забронировали отель в центре, гуляли по знакомым местам.
- Сколько временной промежуток между двумя визитами в Париж?
К. – Первый визит был 28 сентября 2012 года. Дату помню точно, потому что прилетели мы 27 сентября – в Международный день туризма.
- Отметили во Франции профессиональный праздник?
Ж. - Да. А еще там было сделано предложение.
- Так, может, это и есть любимый штамп в паспорте?
К. – Нет, все-таки самый любимый штамп – доминиканский. Это было наше свадебное путешествие.
- Почему такой выбор – Доминикана?
К. – Мне всегда хотелось на Карибы, но при этом не сильно тянуло на колорит Кубы…
Ж. – Можно было бы рассмотреть Мексику, но в моем понимании Мексика – это тусовки Канкуна, развлечения и шум баров и дискотек. А нам больше хотелось побывать в каком-то романтичном месте, но не в таком спокойном, как, например, Мальдивы.
- В работе предлагаете клиентам направления, где уже побывали?
К. - Да, конечно. Наш профиль – визовая поддержка, а если отдых, то, как правило, именно экзотика. Так что путешествие пригодилось в работе по впечатлениям, наметкам каким-то. Безусловно, можно рекомендовать Доминикану как прекраснейшее место для отдыха, в чем мы лично убедились.
- Какое было ваше самое первое совместное путешествие?
К. - Вильнюс! 14 февраля 2012 года. Паршивая погода, холодно, в помещениях почти не отоплено. Но мы начали греться – и Вильнюс нам понравился. (смеется)
- А какое было самым интересным и насыщенным по впечатлениям?
К. – Наверное, первый визит в Париж. Накануне в книжном мы купили толстенный фолиант – путеводитель по Парижу. Женя подошла к делу ответственно, изучила его и была гидом по городу. Была очень-очень насыщенная программа – Лувр обежали за 2 часа.
- Что запомнилось больше всего?
Ж. – Эйфелева башня, безусловно. Костя романтик, именно там сделал мне предложение.
- Что обычно привозите из поездок в качестве сувениров, на память?
К. – Все сувениры, которые продаются в туристических местах, как правило, сделаны не местными и никаких ощущений не передают. Поэтому привозим много фотографий. Еще магниты – на холодильнике уже нет места, поскольку друзья тоже привозят, дарят. Стараемся везти что-то местное. Например, из Доминиканы привезли местную настойку на бразильских травах – «Мама Хуана», ее пиарят как местную жидкую виагру. По отзывам местных, она стимулирует сердечную деятельность, укрепляет иммунитет. Состоит из белого рома и красного вина, предварительно настаивается на меде и вине.
Ж. – На вкус – приятная сладкая настойка, похожа на чешскую «Бехеровку», но не настолько сладкая.
К. – А еще там первоклассный ром, ни в какое сравнение с «Бакарди», «Капитаном Морганом» или «Гавана Клаб». Самый популярный местный коктейль – «куба либре». В целом там много чего связано с этой страной. Даже знаменитые кубинские сигары и ром, которые идут на экспорт, производятся в Доминикане. Между Штатами и Кубой действует эмбарго, поэтому чтобы иметь возможность экспортировать товар в Штаты, пришлось вынести производства на Доминикану. То есть кубинский ром – это, на самом деле, доминиканский ром в некоторых случаях.
- Чувствуется разница в менталитете – белорусском и доминиканском?
К. и Ж. – Огромная разница! Доминиканцы совсем другие.
Ж. – Добрые, приятные, беззаботные, они радуются жизни, всем довольны. Их жизненное кредо – но проблемо. На Доминикане даже анекдот есть, который очень отражает жизненный настрой народа. - Лежит доминиканец под пальмой. К нему подходит немец: – Почему лежишь, не залезешь на пальму и не достанешь себе кокосов на обед? Тот отвечает: – Жду, пока кокос сам упадет. – А если не упадет? – Значит, неурожай!
К. – Да, очень симпатичный, приятный народ. Они очень открыты и при этом их совсем не тревожит их плачевное финансовое состояние. А еще у них есть национальные куклы, которые также очень характеризуют их как нацию, - куклы без лиц. Выглядит, конечно, жутко, но они объясняют это тем, что невозможно нарисовать потрет среднего доминиканца. Более 70% населения – метисы, потомки местного населения и испанских колонизаторов. Причем эту часть Гаити населяли дружелюбные племена. Но вот Республика Гаити – жутчайший сосед Доминиканы, одно из самых опасных мест для туриста. Это самая слаборазвитая страна всего полушария. Плотность населения высокая, но никто не знает точного количества населения. Там живут потомки очень агрессивных воинственных племен из Западной Африки.
- Если говорить о национальных кухнях разных стран, каковы ваши туристические предпочтения?
К. – Все поездки – это так вкусно! Французы очень классно готовят. Я, например, люблю улиток!
Ж. – К сожалению, лягушачьи лапки мы не попробовали – как оказалось, они бывают далеко не во всех парижских ресторанах. Фуагра…
К. – Я ее еле осилил, она настолько жирна, что похожа даже не на печень, а на масло.
- Женя, а ваши предпочтения, впечатления?
Ж. – Мне очень понравилась доминиканская кухня – она очень похожа на испанскую, креольскую, с обилием морепродуктов. А еще в Доминикане очень вкусные какао-бобы, мы привезли их в качестве сувениров. Теперь дома натираем на терку, добавляем кипяток и получается настоящий горячий шоколад!
К. – А еще мы НЕ советуем на Доминикане покупать ликер в кокосе, якобы местный деликатес, но это чисто туристическая уловка. Он совершенно невкусен.
Ж. – Он очень сладкий, понравился только моей бабушке…
- Если бы к вам пришел ваш друг и спросил совета – куда ехать отдохнуть, куда бы вы его отправили, исходя из собственных впечатлений?
К. - У нас с Женей разные подходы к отдыху…
- Давайте по двум версиям – соблюдем гендерный баланс...
Ж. – Мне очень понравились Штаты. Причем именно в туристическом плане – там есть что посмотреть. Я была на восточном побережье – Нью-Йорк, Вашингтон, а на западном только в Лас-Вегасе. Хотелось бы побывать еще в Майами, Лос-Анджелесе и еще во многих городах, отправиться в круиз по Карибским островам – там очень доступны развлечения.
К. – Да, в стране есть все – начиная от гор и заканчивая шикарными пляжами. Поэтому американцам нет смысла куда-то далеко выезжать – у них все есть, все рядом. Поэтому я соглашусь с Женей в этом плане. Но, например, Доминикану мы выбрали как средний вариант между Мексикой и Мальдивами. Я бы мог выбрать спокойные Мальдивы и пить коктейли, лежать на пляже…
Ж. – И что бы я там делала 10 дней?.. (смеется)
К. – Еще я когда-то был в Хорватии и посоветовал бы людям отдых в том регионе, в странах бывшей Югославии. И, конечно, Европа. Сейчас она открыта, доступна и при этом – совсем другой мир. Даже в Вильнюс выезжаешь – и словно в другой мир попал.
Ж. – И чем чаще путешествуешь, тем больше хочется еще и еще куда-то отправляться. Мы уже распланировали все ближайшие поездки.
К. – Да, 28 октября – Италия. Будем открывать для себя Западный регион – Милан, Пиза, Рим… Новый год встретим в Кракове, только сегодня забронировали отель. После – Португалия.
- А в компании работаете с этим направлением?
К. – Пока из той части – с Испанией, с Португалией – надеемся начать, и именно поездка должна послужить толчком, катализатором. Сейчас Португалия – белое пятно, которым из белорусских компаний никто толком не занимается. А ведь это мекка для серферов, так как страна имеет прямой выход к океану.
- У «Хомо Туристус» очень хорошая репутация по части оформления великобританских виз…
К. – Сразу могу сказать – сапожник без сапог. В Великобритании мы еще не были. Возможно, слетаем туда следующим летом. Обязательно с посещением Ирландии, она для меня – страна-мечта.
- Женя, а у вас совпадает страна-мечта с Костей?
Ж. – Мне больше хотелось бы в Великобританию, Шотландию, но и с Ирландией тоже согласна, совпадает.
К. – Есть в этом кельтском духе что-то особенное. Сейчас в Ирландию пока еще можно очень удачно попасть – не оформляя национальную визу, а только великобританскую. После лондонской олимпиады, чтобы притянуть туристов, была открыта ирландская граница для лиц с действующими великобританскими визами. Эта мера принималась на два года и осталось что-то вроде полугода, чтобы поймать удачу за хвост, не тратить деньги на оформление ирландской визы – она, в отличие от британской, однократная, оформляется в Москве и дают ее чуть тяжелее британской.
- А с чем ассоциируется Ирландия, как вы ее себе представляете – давайте нарисуем!
К. – Ирландия ассоциируется со знаменитой Тропой Гиганта в Северной Ирландии – необычные четырех-, пяти-, шестиугольные базальтовые колонны образуют трамплин уходящий со скалы в море, уникальное природное место, возникшее благодаря извержению вулкана. Еще это, конечно, Святой Патрик – квинтэссенция языческих взглядов и христианства. Кельтский крест... Леприконы, которые стерегут свое золото и при этом ненавидят грязные ботинки. Ирландия – это, конечно, виски, знаменитое на весь мир пиво «Гиннесс» и счастливый четырехлистный клевер.
- Спасибо за интервью!
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах