Еще девять лет назад здесь были бурьян и свалка колхозных отходов. Сегодня же в отчищенный и поднятый из руин комплекс 18 века «Панскі маёнтак Сула» в Столбцовском районе приезжают гости не только со всей Беларуси, но и из России – побродить по следам знатного рода Ленских, послушать музыку Огинского да отведать знаменитых сульских драников.
Глядя на шикарный туристический комплекс «Панскі маёнтак Сула», развернувшийся на берегах двух озер, с бутик-отелем и ресторанами в шляхетском стиле, сложно поверить, что всего каких-то девять лет назад здесь были лес, развалины старых, еще дореволюционных зданий, да старая конюшня с едва сохранившейся крышей. Местный колхоз, которому принадлежали эти земли, использовал их для хранения гнилого сена, химикатов и органических отходов. Руководству и дела не было до того, что в свое время здесь проживал род Ленских, некогда за баснословную сумму выкупивший поместье у Радзивиллов, что поместье это было центром светской жизни и сюда съезжались лучшие люди своего времени. Никто и предположитьть не мог, какая история хранится под пластами колхозных отходов, грязи и бурьяна. «Откопал», восстановил и дал ей право на вторую жизнь белорусский инвестор Андрей Запольский. В 2000 году, как он сам сегодня вспоминает, сама судьба привела его со товарищи в здешние места – тогда он совершенно случайно попал на территорию бывшей помещичьей усадьбы в Суле и был в буквальном смысле очарован.
– Здешние места – особенные, – говорит Андрей. – Если вы приехали сюда однажды, вы обязательно вернетесь во второй раз.
Эту мистическую особенность он и его друзья ощутили на себе. После первого визита захотелось приехать еще раз, после – еще и еще, в сульские места тянуло невероятно. Немудрено, что через какое-то время созрело четкое желание восстановить то, что могло быть спустя всего каких-то 2-3 года вовсе стерто с лица земли.
В 2006 году, когда решение было принято, процедуры передачи земли инвестору за одну базовую еще не существовало. Выкупать земли у местного колхоза пришлось за внушительную сумму. А дальше предстояло проделать колоссальную работу – буквально из пепла и руин возродить настоящую белорусскую усадьбу 18 века. Начинать пришлось с нуля – на тот момент из всех построек сохранились конюшня, остов будущего бутик-отеля и основания здания, которому через несколько лет предстояло стать рестораном «Веселый пан». Все остальное было уничтожено если не советской властью, то временем и «хозяйсвенностью» некоторых из местных жителей, разграбивших остатки усадьбы.
Все, что удалось найти, что не приглянулось местным варварам, собрано в музее, здесь же, в поместье – письма, датированные началом 19 века, фотографии, портреты, кое-что из утвари и мебели, иконы. Многое, узнав о восстановлении усадьбы, принесли местные жители – словом, на музей собирали всем миром. Что-то нашлось на чердаках, в сундуках, что-то – осталось еще от бабушек. Ведь последнюю владелицу усадьбы Эльжбету Ленскую сельчане искренне любили и защищали от варварства и беззакония, чинимого советской властью. Эти любовь и уважение передались из поколения в поколение и нашли выход в возможности поучаствовать в возрождении усадьбы и ее истории.
Но прежде были ворохи документации, коридоры, кабинеты, чиновники…
- Я всегда говорю при общении с властными структурами и чиновниками: кто восстанавливает Родину, тот будет жить вечно, примите участие! – делится Андрей.
И уже после ждала огромная работа под руководством научного руководителя, исторические архивы, согласование всех документов и планов в Раде Министерства культуры Республики Беларусь – очень хотелось сделать все на исконной исторической основе, без ошибок и фальши.
Восемь лет шла работа по восстановлению, строительству, обустройству, приведению усадьбы в тот вид, который она имела три столетия назад. Восемь лет поездок с одного континента на другой – начало реализации проекта как раз совпало с переездом семьи Запольских в Америку. И только весной 2012 года «Панскі маёнтак Сула» принял первых гостей. Помпезного открытия не было и это была принципиальная позиция владельцев.
– Можно сразу громко заявить о себе и не справиться, – уверен Андрей. – А можно потихоньку идти к тем стандартам качества, которые будут определяющими при выборе человеком, куда ему отправиться на отдых. Здесь, в глубинке Минской области, крайне сложно воссоздать те стандарты качества, к которым лично я привык. Но это удается – уже этим летом усадьба была полностью занята под мероприятия, банкеты, свадьбы и другие торжества.
Сегодня туристический комплекс «Панскі маёнтак Сула», а именно такую надпись вы увидите на указателе с трассы Минск-Гродно, – это бутик-отель, гостиница эконом-класса, баня, летний шатер для торжеств и два ресторана – «Веселый пан» и «Королевская Ассамблея». Последний, к слову, открылся на днях. А еще конюшня, ангар, музей и… кромлех – своеобразная изюминка усадьбы.
И все это – на берегу двух озер, искусственного и исконно-исторического, на восстановление которого вместе с дамбой было затрачено 350 тысяч у.е. Всего же, по словам Андрея, им и его партнерами в восстановление усадьбы и строительство инфраструктуры было вложено несколько миллионов долларов.
– Многие могут сказать, что, мол, мы на всем этом зарабатываем огромные деньги, - делится Андрей. – Но я хочу сказать, что мы подсчитали окупаемость всех инвестиций: при полной заполняемости комплекса – и площадок, и спальных мест – инвестиции окупятся через 74 года! А сюда будет вложено еще в двукратном размере – в планах возрождение английского ландшафтного парка, восстановление усыпальницы, где были захоронены последние из владельцев рода, обустройство пляжной зоны за озером, кемпинга, возрождение исторически существовавшей здесь винокурни, и еще много другого, о чем пока рано говорить.
Андрей подчеркивает, что возрождение усадьбы 18 века – это, в первую очередь, гуманитарный, некоммерческий проект. Изначально идея заключалась в том, чтобы создать на усадьбе центр светской и культурной жизни.
– В «Панскім маёнтку Сула» вы не увидите плетеных лаптей и чугунков, не встретите мужика с гармошкой, - говорит Андрей. – Мы сознательно пытаемся уйти от деревенского образа жизни, от воспевания быта землепашцев – для этого у нас достаточно сельских усадеб. Люди, которые жили здесь, не имели ни автомобилей, ни интернета, не летали на самолетах, но при этом смогли побывать и в Лувре во Франции, и в Америке, посетить Египет, когда о пирамидах еще никто не разговаривал. Здесь было уникальное собрание картин и художественных ценностей того времени, а светские мероприятия собирали лучших, умнейших представителей своей эпохи. Мы пытаемся воссоздать и поддержать этот стиль, воспеть дух людей, которые двигали историю, показать, что был и другой образ жизни до революции, что белорусская история начинается не с 1917 года. Этот проект – наша дань и наш вклад в современные процессы, которые проходят в стране. Мы же одна нация, а нация строится на культурном наследии, на истории. Невозможно строить свою историю исключительно на Великой Отечественной войне – на одном столбе здание не построишь.
Андрей проводит нас по только-только открывшейся «Королевской Ассамблее» –помещению бывшей конюшни 18 века, превращенной в шикарный зал-галерею, на стенах которой в скором времени суждено висеть репродукциям картин 16-18 веков и гобеленам. Здесь, по задумке владельцев, будут организовываться театральные постановки, всевозможные тематические вечера, посвященные истории, культуре, будет царить особая атмосфера. Уже сейчас она чувствуется в каменных стенах почти в 2 метра толщиной, восстановленных по старинному рецепту – с помощью кислого молока, извести и глины, в кованых светильниках и люстрах – они сделаны профессионалом своего дела Евгением Блажевичем в художественном цеху Заславля. К слову, для воссоздания интерьеров не было приглашено ни одного дизайнера – все возрождалось по историческим эскизам с внесением некоторых изменений. Даже над камином выложено «солнце» – знак рода Ленских.
По словам Андрея, в «Панскім маёнтку Сула» не будет той роскоши, которая присуща расположенным поблизости памятникам в Мире и Несвиже. На этих землях жили не столь богатые люди, как Радзивиллы, в Суле обитали помещики. Что интересно, усадебно-парковый комплекс в Суле образует своеобразный туристический треугольник с дворцово-парковым комплексом в Несвиже и замково-парковым – в Мире. А это значит, что туристов здесь, наверняка, будет немало.
«Панскі маёнтак Сула» – второй белорусский пример, после усадьбы Ваньковичей в Минске, комплексного восстановления историко-культурной ценности силами частной инициативы. В прошлом усадьба стала лучшим примером восстановления и охраны недвижимых историко-культурных ценностей, по итогам конкурса, проводимого Министерством культуры РБ.
- Пример, который показывает, что всё возможно, если этим заниматься, – подчеркивает Андрей. На вопрос же, чем вызвано желание заниматься восстановлением усадьбы, он отвечает: «Это моя Родина, здесь живут мои родители, я вкладываю деньги в свою родную землю».
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах