Продолжаем публиковать рассказ об автобусном туре в Португалию с посещением множества европейских городов. Сегодня нас ждет страстная Испания со своими двумя столицами Мадридом и Толедо.
Часть 2.
От Парижа до Мадрида около 1500 километров и, конечно, мы не могли проехать все это расстояние за ночь. Раннее утро застало нас еще во Франции в районе Бордо. Справа от дороги, которая здесь проходит недалеко от Атлантики, тянулись Ланды – самый большой в Западной Европе сосновый лес. Он был посажен в последние сто лет на месте осушенных болот. Настоящее утро, когда проснулись уже все, мы встретили на границе Испании, в стране басков. Здесь, в испанских Пиренеях, мы могли любоваться великолепными видами на белоснежные города на зеленых склонах. Интересно смотрелись многоэтажные дома, разбросанные по горам. Перед нами промелькнул Бискайский залив и на его фоне великолепная панорама Сан-Себастьяна, города, знаменитого своим кинофестивалем. Страна басков невелика, и мы быстро пересекли ее, но осталось ощущение встречи с чем-то чудесным и совершенно необычным.
Жаль, у нас не осталось ни одной фотографии. Надо сказать, что перед поездкой было твердо решено не снимать через стекло автобуса – «все равно фотографии не получаются, появляются блики», говорили мы тогда. И в стране басков Анюта еще держалась, окончательно наша решимость не снимать из автобуса рухнула позже, на подъезде к Португалии, когда пейзажи за окном уже стало совершенно невозможно наблюдать равнодушно, не предпринимая никаких попыток запечатлеть их на память.
За Басконией потянулись степные равнины внутренних районов Испании. Вернувшись домой, я прочитал книгу Вашингтона Ирвинга «Альгамбра», посвященную путешествию автора по этой стране. «Торопливое воображение рисует Испанию краем южной неги, столь же пышно-прелестным, как роскошная Италия. Таковы лишь некоторые прибрежные провинции; по большей части это суровая и унылая страна горных кряжей и бескрайних степей, безлесная, безмолвная и безлюдная, первозданной дикостью своей сродни Африке». C начала XIX века там мало что изменилось, и эта цитата удивительно точно подходит к описанию нашей дороги к Мадриду и дальше в Лиссабон. Только теперь по этим степям проложены прекрасные дороги, и, если путешественники позапрошлого века ехали через эти степи неделями, постоянно опасаясь разбойников, то мы достигли Мадрида уже к пяти часам вечера.
Полторы тысячи километров от Парижа мы преодолели за восемнадцать часов с небольшими остановками. Это был, конечно, достаточно тяжелый переезд, самый долгий и утомительный за все время наших поездок. Из достопримечательностей по дороге стоит упомянуть только старинный город Бургос, который мы смогли увидеть мельком, проезжая мимо. В городе я обратил внимание на крышу и башни готического собора. Это третий по величине собор Испании, в нем похоронен прославленный Сид Компеадор, легендарный рыцарь эпохи Реконкисты.
К Мадриду мы подъезжали к пяти часам вечера. Как оказалось, 2 мая в столице Испании отмечается день города, и посещение музеев было объявлено бесплатным. У нас именно в этот день было запланировано посещение музея Прадо. Я, кстати, узнав о дне открытых дверей в знаменитой картинной галерее, скорее расстроился, потому что мне не жалко потратить на входной билет три евро, а было бы неприятно, если из-за бесплатного посещения музей оказался переполнен. К счастью, мои опасения не оправдались. Это у нас, если бесплатно, то пусть даже и не нужно, пусть даже ночью, но пойти надо. В Прадо были именно те люди, которые пришли бы туда и за деньги. Прославленный музей оказался достаточно небольшим, он несравним по масштабу, например, с Лувром (как я узнал позже, часть здания была закрыта на реконструкцию). Тем не менее, он произвел на меня очень большое впечатление. Прежде всего, своей коллекцией испанского искусства. Конечно, у нас было не очень много времени, мы смогли провести там не более полутора часов, но главную гордость галереи мы увидели – великолепные, лучшие в мире, собрания Веласкеса и Эль Греко. Музей славится еще прекрасной коллекцией Гойи, но он интересует меня гораздо меньше.
Очень порадовали картины моего давнего любимца Фра Анжелико, итальянского художника эпохи раннего Возрождения.Джорджо Вазари еще в XVI веке писал о нем, что его картины кажутся написанными рукой святого или ангела. Собственно, отсюда и его прозвище, Фра Анжелико, которое в переводе с итальянского означает ангельский брат. Настоящее его имя Джованне да Фьезоле. А что касается святости, Вазари оказался прав, в 1982 году Ватикан причислил Фра Анжелико к лику блаженных и объявил его небесным покровителем искусства.
Прямо перед поездкой я начал читать книгу о Веласкесе и его творчестве, последние главы которой дочитывал уже в дороге. Поэтому встреча с его картинами была подобна встрече со старым другом, работы этого великого художника были мне знакомы так, как будто меня водил по залам Веласкеса лучший экскурсовод. Однако, к моему удивлению, эмоционально они меня не взволновали.
Настоящее потрясение, настоящий восторг вызвали картины Эль Греко! Конечно, это имя было мне знакомо и раньше, но только здесь я смог в полной мере понять разницу между репродукцией и оригиналом, смог в полной мере оценить гений этого художника эпохи Возрождения. Великолепные цвета его картин казались столь яркими, как будто мастер опустил кисть только несколько минут назад, как будто и не было почти пяти веков прошедших с его времени. Притом, что основной темой творчества Эль Греко были религиозные сюжеты, а фигуры на картинах вытянуты и кажутся непропорциональными, его стиль поразительно современен. Его картины волнуют не только благодаря своему высочайшему художественному уровню, но и из-за одухотворяющего их страстного религиозного чувства автора. Может быть, мое мнение глубоко субъективно, я не претендую на лавры искусствоведа, но на долгое время Эль Греко стал для меня лучшим художником в мире, а Прадо, благодаря ему - лучшим музеем на земле.
Эль Греко. Святой Иоаннн Креститель
Вечером Вадим повел нас ужинать в небольшой испанский ресторанчик, где уговорил большинство группы попробовать испанское блюдо jamon con melon (хамон кон мелон), что в переводе означает окорок с дыней. Каждый, кто знает меня, поймет, что я на такие уговоры не поддался и заказал себе нормальный ужин, а не это сомнительное изобретение испанцев, в котором, кстати, и есть-то нечего (в Испании хамон очень дорог).
На этом, собственно, первый день в Мадриде для нас и закончился, уставшую группу повезли в отель, который находился за городом. Надо сказать, что все гостиницы по дороге были отличные. Почти всегда расположенные за городом, они, тем не менее, отвечали всем запросам уставших путников – уютный ночлег и завтрак. Впереди нас еще ждали замечательные отели Андалузии, о которых я обязательно расскажу отдельно.
Последнее впечатление в тот день – великолепный фейерверк в Мадриде в честь дня города, который был виден из нашего номера. Анюту невозможно было оторвать от окна минут двадцать – все время салюта!
На следующий день, 3 мая, мы поехали на обзорную экскурсию по Мадриду. Времени для осмотра города у нас было мало, и о столице Испании у меня сложилось весьма поверхностное впечатление. И это впечатление скорее отрицательное - Мадрид мне не понравился. На мой взгляд, это достаточно безликий европейский мегаполис. В нем нет очарования древности, как, например, в Праге, нет значительных архитектурных памятников и туристических достопримечательностей, как в Риме, нет такой магии и очарования, как в романтичном Париже, такого национального колорита, как в Севилье. Город стал столицей только в 1561 году, а раньше это был заштатный городишко, затерянный в глубине Испании. Странно, что став столицей богатейшей на тот момент страны, он не приобрел какого-то цельного облика. Главное, чем привлекает Мадрид – это прекрасные музеи (в этом я сумел убедиться) и кипучая ночная жизнь (по сведениям путеводителя). Мадрид – это город, который «никогда не спит». У нас не было возможности узнать его с этой стороны, но мы и не стремились.
Нулевой километр испанских дорог
Некая пожилая русскоязычная дама была представлена нам как гид. Правда, как выяснилось позже, наиболее осведомлена она была о «правильных» магазинах, без посещения которых в организованных экскурсиях обойтись почти невозможно. «Правильный» магазин – это место, которое гид рекламирует как единственное, где вам точно не подсунут подделку, где, как он уверен, самые лучшие цены и так далее. Позже выясняется, что точно такой же товар есть везде, при этом цены значительно ниже, а качество выше, зато в «правильном» магазине гид получает процент с продаж. Этот бизнес поставлен гидами на широкую ногу, зачастую в доле с ними и сами турфирмы. К чести «Турлюкса» и Вадима, могу сказать, что наш руководитель группы ничем подобным не занимался, а вот некоторые из привлекаемых им гидов промышляли подобным образом. Наиболее преуспела в этом наша гид по Мадриду и Толедо. Всё же основные достопримечательности Мадрида мы успели увидеть.
Несмотря на то, что после Парижа мы продвинулись на полторы тысячи километров к югу, здесь тоже было достаточно прохладно и, когда мы подъезжали к Королевскому дворцу, моросил дождь. Это был первый пункт нашей экскурсии по городу. До провозглашения в 1931 году республики, Королевский дворец (по-испански Паласио Реаль) был резиденцией главы государства. После реставрации монархии, Хуан Карлос I посчитал для себя невозможным занять эту роскошную резиденцию, и теперь здесь проводят важные государственные церемонии, а сам король поселился в другом дворце, поскромнее.
Паласио Реаль велик и величественен, но того, кто видел Зимний дворец и Петергоф, удивить трудновато. Как говорят, он очень роскошен внутри, правда убедиться в этом мне пока не удалось. Дождь быстро прекратился, и мы смогли немного пройтись вокруг.
Так мы посмотрели королевский дворец
Рядом с дворцом небольшой сад, украшенный статуями всех испанских королей со времен древности. Кстати, мы заметили, что тюльпаны, которые еще и не начинали цвести в Минске перед нашим отъездом, в Мадриде уже отцвели. Здесь мы смогли увидеть делегацию из Малаги в национальных костюмах и с флагами. Трудно сказать, приходили ли они на прием к королю или, как и мы, были здесь только за тем, чтобы сфотографироваться перед резиденцией его величества.
Сразу за дворцом находится кафедральный собор Мадрида. Нас удивило, что в столице одной из самых католических стран Европы кафедральный собор был достроен только в 1992 году. Короткая прогулка по улицам Мадрида, некоторые из которых сохранились с XVI века, привела нас к наиболее интересному месту в городе – Пласа Майор.
Это главная площадь Испании. Лучшее здесь – это Каса-де-ла-Панадерия. Это красочное название переводится на русский язык просто – дом булочников, то есть дом соответствующей гильдии, построенный в 1672 году. Он украшен впечатляющими фресками. К сожалению, далеко не вся площадь выглядит так празднично. В старину здесь проходили бои быков, сожжения еретиков и другие испанские народные забавы. Сейчас здесь мирно гуляют туристы, люди сидят в кафе, а в центре стоит памятник Филиппу III, во времена которого площадь и была построена.
Новой печальной достопримечательностью Мадрида стал вокзал Аточи, где несколько лет назад исламские террористы произвели масштабные террористические акты, приведшие к гибели сотен людей, падению правого правительства и выводу испанских войск из Ирака.
Прощались с городом мы на площади Испании. Здесь установлен памятник Сервантесу и его литературным героям, главные из которых, естественно, Дон Кихот и Санчо Панса. Очень похожую площадь с тем же названием мы видели в Брюсселе, где тоже стоит памятник этим великим персонажам. Это призвано подчеркивать близость европейских народов и общность европейской культуры.
На площади Испании
Здесь, на площади Испании, мы обратили внимание на интересную параллель между нашими странами. Дома, построенные в эпоху Франко очень похожи по стилю на наши «сталинки», но наш «сталинский ампир», мне кажется, покрасивее будет.
Испанская "сталинка"
В последний момент перед отъездом выяснилось, что потерялся наш самый пожилой спутник, которому было лет под восемьдесят. Он уже давно известен в «Турлюксе» как великий «потерялец» и «заблуждалец». Поэтому за ним присматривали, а он в пути шокировал Вадима, показывая в Париже знакомые места – «вот здесь я прошлый раз потерял зонтик», «а вот здесь я сам потерялся» и так далее. В Мадриде он здорово напугал нас. К счастью, у всех были визитки с телефонами руководителя группы и офиса в Минске. Наш старичок обратился в полицию, и они попытались связаться с Вадимом, но тот не услышал этих звонков. Полиции пришлось связываться с минским офисом «Турлюкса», но там никто не говорил по-испански. Наконец полиция догадалась дать трубку старичку, и он сообщил Минску, что потерян в Мадриде. Тогда уже из Минска стали названивать Вадиму, но с тем же успехом. Наконец, в «Турлюксе» кто-то нашел номер сотового телефона одной из туристок и отправил ей SMS для Вадима с просьбой немедленно связаться с Минском. Тут выяснилось, что на его телефоне оказалось двадцать неотвеченных вызовов из полиции и «Турлюкса». Уже не помню, не было ли тут задействовано еще и наше посольство, но и без этого история получилось громкой. Далее этот международный инцидент был улажен за пятнадцать минут. Мы забрали потерянного спутника в полицейском участке и поехали своей дорогой.
Мне всё же хочется побывать в Мадриде снова. Опять попасть в Прадо, посетить другие великолепные музеи города – музей Тиссен-Борнемиса, Королевский дворец. Мадрид хорош и как база для однодневных поездок по стране – оттуда удобно съездить в Толедо, Эскориал (это величественный загородный дворец испанских монархов). Теперь, когда по Испании ходят высокоскоростные поезда, из Мадрида можно даже на день поехать в Севилью, Кордову или Барселону.
В старину из Мадрида до Толедо добирались целый день. Теперь на поезде эти восемьдесят километров проезжают за полчаса, на автобусе - за час. Толедо, старинная столица Испании, совсем непохожа на нынешнюю. Это древний величественный город, до наших дней сохранивший свой средневековый облик. Оказавшись здесь, становится понятным, почему в XVI веке испанский король решил перенести столицу в Мадрид – Толедо просто бесконечно устарел. Вспомним бессмертную книгу Сервантеса «Дон Кихот», написанную тогда же. Ее главный герой, последний странствующий рыцарь, вызывал всеобщие насмешки, он был уже вопиюще несовременен. Таким же анахронизмом к тому времени стал и Толедо, город в котором сложно было жить новыми мыслями и идеями, стремиться к новым горизонтам. Недаром «Новыми» здесь называют ворота, построенные в середине XVI века!
На узких улочках Толедо
Кафедральный собор
Толедо – это и город Эль Греко, тут он жил и работал. Здесь легче понять его творчество, здесь хранится много его работ, здесь находится и дом-музей художника. Во время нашей поездки музей был закрыт на реконструкцию. Это вызвало у меня скорее облегчение, так как попасть туда при нашем графике все равно было невозможно, а побывать в Толедо и упустить такую возможность было бы стыдно.
Толедо – город средневековых узких улиц, крепостных стен и готических соборов. Таких городов в Европе тысячи, но здесь есть особая атмосфера – следы арабского владычества, остатки еврейского квартала, поверженные победоносной Испанией. Здесь я впервые увидел и ощутил, Реконкисту не как книжное событие, которое было невесть когда, невесть где, да и было ли вообще, а как историческую реальность. Позже я заметил, что чем дальше мы забирались на юг Испании, тем сильнее ощущался дух мавританских времен. В Толедо, освобожденном в XI веке, он чувствовался слабо – это город победоносной Реконкисты, которая столетиями пыталась выжечь каленым железом (часто в буквальном смысле слова) следы мусульманского владычества. И все же поразительно, что через почти тысячу лет эти следы видны даже самому поверхностному туристу. Невольно задумаешься, а что у нас в Минске осталось от культуры и жизни тысячелетней давности. Ничего, кроме глиняных черепочков, которые находят при строительстве метро. А ведь тяжелых событий и войн история Испании помнит так же много, как и история Беларуси. Наверное, дело в людях, которые и строили то, что стоило беречь и берегли то, что строили их предки. Об отношении к памятникам в Толедо даже не стоит и упоминать. Не хочется писать о том, что знаю только из книг, но своими глазами я видел, как построен на склоне холма эскалатор, соединяющий автостоянку, на которую подъехал наш автобус, с историческими кварталами города. Он вписан в склон, так, что абсолютно не бросается в глаза! Ведь важен не только каждый памятник в отдельности, но и сохранение исторического ландшафта в целом.
Толедо имеет давнюю славу города оружейников – в старину доспехи и оружие, выкованные здешними мастерами чрезвычайно высоко ценилось в Европе. Сейчас, конечно, все это выродилось в заурядное ремесленничество – сувенирное оружие и чеканку, кому теперь продашь настоящий клинок? Но, все-таки помня о знаменитом толедском оружии, я не отказал себе в удовольствии купить в одной из мастерских кинжал (тупой, конечно), остро сожалея при этом, что таможня не пустит меня на Родину с настоящим мечом. Здесь, в Толедо, я впервые смог увидеть здания, построенные в стиле «мудехар» – уникальном испанском архитектурном стиле, сформировавшемся в XII-XIV веках на уже освобожденных от мавров землях, но основанный на использовании именно арабских архитектурных элементов, таких как подковообразные арки и яркие декоративные орнаменты. Стиль этот создавали мавританские мастера по заказу новых христианских властителей Испании, он на долгие столетия предопределил облик страны даже после того, как были изгнаны арабы.
В последние десятилетия в европейской исторической литературе сложилось мнение о губительности Реконкисты для прогрессивной арабской культуры Испании, мол, варвары-испанцы разрушили высокоразвитую мавританскую цивилизацию. Отчасти это так и было, но всем этим историкам стоит приехать в Толедо, где на стене монастыря Сан Хуан де Лос Рейес до сих пор висят кандалы, снятые с узников-христиан при освобождении разных городов Испании! Теории и реальность – это очень разные вещи!
Кандалы - трофеи Реконкисты на стене монастыря
Мы прошли через весь город и выходили из Толедо по старинному мосту Сен-Мартен. Вообще-то там ко всему применимо прилагательное старинный, а по местным понятиям он как раз довольно новый – построен в начале XIV века. Здесь перед глазами открылась замечательная панорама реки Тахо. Она огибает Толедо с трех сторон, но при этом остается за чертой города. Здесь первый раз я увидел заросли агавы, растущей так, как у нас крапива. Местами берега реки мрачные и скалистые, но местами застроены причудливо разбросанными по безлесным холмам домами.
Заросли агавы на мосту Сен-Мартен
Мост Сен-Мартен. Наш автобус на том берегу, первый слева от башни
Хотя Толедо небольшой город, за жалкие два часа я успел только понять, что Толедо практически не увидел. Можно составить целый список тех мест в Толедо, которые я смог увидеть только снаружи – это и Кафедральный собор с уникальнейшей коллекцией картин и фресок и грандиозной сокровищницей, и музей Эль Греко и древние синагоги Толедо, превращенные в церкви (одно только название синагога Санта Мария ла Бланка чего стоит). Кстати, еврейская история Толедо очень интересна. Изгнанные в 1492 году испанские евреи до наших дней сохранили память об Испании и даже особое название - евреи-сефарды. До сих пор, как рассказывают в Толедо, туда приезжают потомки сефардов, у которых сохранились ключи от своих домов. Что характерно для Толедо – они находят свои сохранившиеся дома и их ключи открывают сохранившиеся замки.
Монастырь Сан Хуан де лос Рейес
Мы выехали из Толедо в пятом часу дня. Впереди у нас лежали степи Эстремадуры. Этим красивым словом обозначается жутко тоскливая местность, напоминающая о фразе из песни «И лошадь устала степями скакать…». Ехали мы, к счастью, не на лошади, но все равно впереди у нас был серьезный марш-бросок – 780 километров до Лиссабона должны были остаться позади до ночи. Таков темп автобусного путешествия, особенно такого дерзкого, как наше. Эстремадура – часть автономного района Кастилия-Ла-Манча и, как понятно из названия, это примерно те места, где скитались славный Дон Кихот и прославленный Санчо Панса. Невеселые пейзажи были перед ними! Постоянно сверяя наш маршрут с путеводителем, я отметил для себя, что мы проехали всего в нескольких километрах от Трухильо, родного города знаменитого Франсиско Писарро, завоевателя Перу.
Еще в путеводителе было написано «тут не встретишь особых кулинарных изысков, но есть традиционные блюда, которым стоит доверять: запеченная козлятина и баранина, превосходная ветчина, свежая речная форель, дичь…». Увы, проверить эти бесценные сведения на практике не удалось. Где-то посередине этих бескрайних степей голод заставил остановиться у какого-то придорожного ресторанчика, единственного, по моим впечатлениям, на сто километров вокруг. Вся наша орда – больше 30 человек, радостно направилась к нему, предвкушая, как потрясенные нашей численностью официанты бросятся разворачивать скатерти-самобранки и метать на стол традиционные эстремадурские, а равно и интернациональные, блюда и напитки (как и положено, по нашим представлениям, в тех местах, где правит золотой телец).
Как бы не так! Ресторан встретил нас гробовой тишиной, на витрине в одиночестве лежало нечто напоминающее копыта. Судя по виду, они принадлежали быку, убитому во времена Хемингуэя и гражданской войны. В довершение картинки у витрины вяло переговаривались два типа жутко напоминающие мексиканских бандитов из фильмов о Зорро. Это был полный крах. Сиеста! Ни за какие деньги в Испании, тем более в такой глуши, никто не станет прерывать свой драгоценный отдых ради работы. Это самое яркое впечатление от Эстремадуры, оставшееся у меня и первое столкновение с загадочной испанской сиестой. А еще говорят, что славяне ленивы и не предприимчивы. Где уж нам до испанцев! Во всяком случае, у нас рестораны не закрываются на обед часика на два-три, чтобы персонал мог не спеша поесть и спокойно вздремнуть после трапезы.
Уже вечерело, когда вместо унылых степей мы увидели за окном совершенно новые пейзажи, непохожие, наконец, на привычную среднееевропейскую природу. Мы въезжали в Португалию. Около десяти вечера мы уже были в своем отеле в центре Лиссабона. Мы добрались от Минска до Лиссабона всего за 5 дней!
Продолжение следует...
Автор и фото: Александр
Хотите увидеть ваш репортаж на страницах Holiday.by, чтобы о вашем путешествии узнало много людей? Присылайте интересные материалы о ваших поездках на адрес редакции press@holiday.by с темой письма "Репортаж для Holiday.by + его название". И не забывайте подписываться :)
Читайте весь рассказ о путешествии в Португалию на автобусе:
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах