Доброго времени суток всем путешествующим или только мечтающим о дальних странах.
Я продолжаю свой рассказ о путешествии по сказочной Баварии и хочу поговорить о замках. За многовековую историю в Европе их построено немало. Одни создавались как военные укрепления, другие были призваны покорить роскошью вельможных соседей и придворных, третьи, укрывшись от посторонних глаз, дарили своим владельцам уединение и отдых во время охоты. Но во второй половине 19 века, когда времена рыцарей, казалось, давно прошли, в Баварии появился особенный замок - замок-мечта, построенный лишь для того, чтобы воплотить в камне фантазии одного единственного человека.
Как вы уже наверное догадались - я говорю о замке Нойшванштайн и его создателе - короле Людвиге II Баварском. В прошлом году исполнилось 165 лет со дня рождения последнего в Европе короля-романтика. Иногда встречается мнение, что созданные им замки не более чем игрушка сумасшедшего монарха, приманка для туристов. Мне кажется, так могут говорить лишь те, кто ничего не знает о Баварии того времени и о судьбе Людвига II. Надеюсь, что после моего рассказа вы со мной согласитесь.
Итак, вторая половина 19 века. Бавария - пока еще свободное самостоятельное государство, управляемое королем Людвигом I старинной династии Виттельсбахов. В соседних Франции и Бельгии недавно отшумели революции, закончившиеся временной победой консерваторов. В Баварии появился парламент. Но Людвиг I пока еще правит страной как король милостью божьей. В стране небывалыми темпами развиваются культура и искусство. Мюнхен готов был поспорить с самой красавицей Веной, став одной из культурных столиц мира.
А мир вокруг стремительно менялся и монархический стиль правления постепенно уходил в прошлое. Страсти в стране кипят и в конце концов король, чувствуя народные настроения и не желая быть королем лишь формально, добровольно подает в отставку - сильный поступок мужественного человека. Вот в такое время, 25 августа 1845 года, в семье кронпринца Максимилиана II - сына Людвига I, родился мальчик, получивший при крещении имя Отто Фридрих Вильгельм Людвиг и названный в честь деда Людвигом. Детство маленького принца прошло в замке Хоэншвангау - затерянном среди Альп на юге Баварии рядом с городком Фюссен.
Замок построен на руинах старинной крепости Шванштайн, которая упоминается в исторических хрониках еще с 12 века. До 16 века крепостью владели рыцари Швангау, но постепенно этот род угас. А следом стала разрушаться и крепость, пока не превратилась в романтические развалины на зеленом холме в окружении озер и горных склонов. К счастью, красота этого уголка Баварии и восхитительная природа привлекли внимание Максимилиана и за 4 года замок был полностью отреставрирован. Окрашенный в солнечный желтый цвет, Хоэншвангау ярким солнечным зайчиком засверкал на фоне окружающей зелени холмов.
Слева от замка лежит озеро Альпзее. А вот справа начинается самая настоящая сказка. И есть в этой сказке старинный замок, юные принц и принцесса, искренняя любовь и волшебное лесное озеро, на берегах которого белые лебеди, сбросив злые чары, превращаются в прекрасных девушек. Принца зовут Зигфрид, принцессу Одетта, а история эта известна всем благодаря волшебной музыке П. И. Чайковского в балете Лебединое озеро. Да-да, справа от замка Хоэншвангау лежит то самое Лебединое озеро или по-немецки Шванзее.
Конечно, есть несколько версий о том, какое озеро на самом деле стало прообразом для одноименного балета. По одной из версий это пруд рядом с домом Чайковского, по другой - озеро в черкасской области в Украине. Не стану спорить со знатоками творчества великого композитора. Но ведь Зигфрид - герой старинных немецких легенд, а лебединый замок Шванштайн, лебединое озеро Шванзее и окружающая природа словно сошли со страниц этой старой сказки.
Над восстановлением замка работали лучшие мастера того времени и после завершения работ Хоэншвангау стал своеобразной охотничьей и летней резиденцией многочисленной королевской семьи. Король с королевой жили в главном здании, а маленькие принцы и принцессы - во флигеле.
Максимилиан, бывая в замке, увлекался охотой, а его супруга - королева Мария, предпочитала пешие прогулки. Поэтому специально для нее Максимилиан построил тогда еще деревянный мостик над ущельем Пеллата, названный позже мостом Марии. Когда стоишь на мосту и смотришь вниз - кажется что дно ущелья совсем близко
А если посмотреть вот так?
От моста до водопада - 45 метров, а от водопада до дна ущелья - еще 45. Пройдя через мостик и свернув в горы те, кто любит пешие прогулки, вполне могут добраться до местечка Гармиш-Партенкирхен - фешенебельного горнолыжного курорта.
Но вернемся к юному Людвигу. Его детство в Хоэншвангау было мало похоже на сказку. Для физического развития с принцем занимались гимнастикой. А учебные занятия продолжались по 8 часов ежедневно и включали преимущественно языки и историю. Родители Людвига считали, что мальчик должен с детских лет привыкать к монаршим обязанностям и быть самостоятельным, поэтому проводили со своими детьми совсем мало времени. В свою очередь его дедушка, теперь уже бывший король Людвиг I, старался привить внуку гипертрофированное чувство собственного достоинства. Карманные деньги будущему королю, как, впрочем, и остальным маленьким наследникам Виттельсбахов, выдавались крайне скупо - 90 пфеннигов в месяц. Небольшой медальон, купленный Людвигом в подарок матери, был воспринят как признак неумелого обращения с деньгами.
Такой образ жизни не мог не оказать влияния на гордую и впечатлительную натуру мальчика. Обладая от природы своеобразным характером, общению со сверстниками он предпочитал одинокие прогулки в окрестных лесах. Окружающая природа, обстановка замка Хоэншвангау, расписанного сценами из легенд о Лоэнгрине - рыцаре-лебеде, влекли воображение юного короля в придуманный им мир.
Со временем маленький недотрога все более замыкался в мире, где он - единственный король. В пятнадцать лет Людвиг побывал на представлении вагнеровской оперы «Лоэнгрин» и ушел из театра потрясенный - так в его судьбе соединились старинные сказания, собственные фантазии и музыка Вагнера, ставшего в последствии любимым композитором и другом Людвига.
В 17 лет юный Людвиг поступил в Мюнхенский университет, а в 18 лет детство внезапно закончилось. 10 марта 1864 года умер отец Людвига - Максимилиан II и в тот же день королем Баварии был объявлен 18 летний Людвиг - отныне Людвиг II Баварский. Когда молодой король впервые предстал перед подданными, народ ахнул: Людвиг был красавцем почти двухметрового роста, с черными, вьющимися волосами и голубыми глазами. С вашего позволения приведу портрет молодого Людвига, взятый из интернета.
Баварцы тут же окрестили его "принцем из сказки". Но дальнейшая жизнь его мало походила на сказку. Юноша оказался не готов к тяжелой ноше королевской власти и в этом вряд ли есть его вина. История знает немало юных королей, слава которых гремела на весь мир. Но королевская власть не экзамен, который можно вызубрить и сдать на отлично. Бавария того времени со всех сторон попадала в сферу чьих-либо интересов, на страже которых стояли опытнейшие политики, такие как "железный канцлер" Пруссии - Бисмарк. А Людвиг, мало зная о реальной жизни, о политике знал еще меньше.
Будучи настоящим красавцем, Людвиг так и не стал счастливым в любви. По настоящему он любил, наверное, только одну женщину - свою кузину принцессу Елизавету - будущую императрицу Австрии. Сисси, как называли её близкие, была на восемь лет старше Людвига и являлась супругой будущего императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа. Елизавета, любившая Людвига как брата, решила женить баварского короля на своей младшей сестре Софи. Во дворце уже готовились к свадьбе, когда король неожиданно разорвал помолвку, прислав Софи письмо в котором написал: "Я вас люблю любовью брата".
Оскорбленная Софи покинула Мюнхен, а отношения Людвига с женщинами на этом закончились. Позже, когда Людвиг стал очень нелюдим, а ближайшее окружение считало его сумасшедшим, Елизавета оставалась единственным человеком, рядом с которым он преображался и к которому прислушивался. Однажды, в одном из писем Рихарду Вагнеру, Людвиг II писал: «Любовь может заставить всё перенести и под конец приводит к победе! Любовь умеет найти в самой простой душе семена добра, она одна умеет побеждать!» Сказочный король знал об этом чувстве и хранил его глубоко в своём сердце.
Войны, политика и несчастная любовь все более отдаляли Людвига от реального мира и он, обладая теперь властью, решил построить свой собственный идеальный мир из прекрасных замков, музыки и старинных легенд. Лучшим творением этого сказочного мира стал замок Нойшванштайн.
Сегодня путешествие к этому сказочному замку начинается из деревушки Швангау, которая расположилась прямо под горой, на которой возвышается Нойшванштайн. Деревушка очень милая и не смотря на огромное количество туристов, приезжающих к замку, не кажется переполненной.
От этого домика отправляются автобусы, доставляющие туристов наверх, к мосту Марии от которого до замка придется немного пройти. Стоимость билета - около двух евро. Должен сказать, что людей в автобус набивается на удивление много и это чем-то напоминает наши автобусы в час пик. Если такая поездка вас не смущает, то постарайтесь зайти в салон одним из последних. На качество поездки это не повлияет, зато у моста Марии вы окажетесь в первых рядах и сможете занять самые лучшие места для фотографирования.
Ну а если вы никуда не торопитесь, то всего за 5 евро наверх вас доставят вот такие красавцы.
Самый оптимальный вариант - подняться наверх на автобусе, а спуститься вниз - пешком.
Ну и конечно, еще подъезжая к Швангау начинаешь искать в вышине знаменитый замок. А он, прячась в туманной дымке, кажется совсем простым.
Но давайте представим себе, что поднимаемя к замку пешком - сидя за монитором так просто преодолевать крутые подъемы . Зато, именно так замок будет постепенно раскрываться во всей своей красе.
Ну и конечно с моста Марии открывается один из самых захватывающих видов на замок.Если повезет с погодой. то ваши фотографии смогут соперничать с самыми красивыми открытками. Тем более, что несколько лет замок был на реставрации и сейчас предстает перед восхищенными зрителями без лесов во всей красе.
Говорят, что замок напоминает театральную декорацию - а ведь на самом деле так и есть. В конкурсе проектов победил не дипломированный архитектор, а театральный художник.
Начиная строить Нойшванштайн, Людвиг не только воплощал свои фантазии. В 1866 году, проиграв войну с Пруссией, Бавария находилась в бедственном положении, в стране царила безработица. Поэтому новый проект, требовавший значительного количества средств и рабочей силы, позволял хоть как-то начать решение этой проблемы.
Для того, чтобы понять, как высоки были расходы на строительство необходимо оценить уровень жизни и заработной платы того времени. Рабочий на фабрике зарабатывал 50 - 80 марок в месяц, каменьщик - 60 - 100 марок, школьный учитель - 90 - 120 марок, а средний чиновник - 80 - 90 марок. За одну марку можно было купить следующие продукты: 1 кг говядины или свинины, 1,2 кг масла, 20 яиц, 20 кг картофеля или 6 кг ржаного хлеба. Трехкомнатная квартира в Мюнхене стоила тогда 30 - 50 марок в месяц. Вот при таком уровне цен строительство Нойшванштайна обошлось в сумму, превышающую 6 миллионов марок. Это была не единственная стройка в Баварии и все это оплачивалось из личных средств короля и королевской семьи и имело огромное экономическое значение для Баварии.
Начав возведение замка, Людвиг проявил себя не как сумасбродный монарх, а как опытный и прогрессивный управленец. Перед началом работ к месту стройки были проложены водопровод и дорога, построена столовая для рабочих на 200 человек (сейчас это ресторан "К новой крепости" рядом с замком). Стройматериалы к замку поднимались краном на паровой тяге. А поднимать было что. За два года строительства было использовано:
- 930 тонн мрамора из Зальцбурга;
- 9100 тонн песчанника;
- 400000 кирпичей;
- 1200 тонн цемента;
и многое другое. Цифры даже по современным меркам впечатляющие.
Строительные машины уже тогда проверялись на безопасность и надежность "Баварской комиссией по паровым котлам" которая сегодня стала организацией "Общий технический надзор" Германии. Для заболевших или пострадавших на стройке рабочих было основано "Объединение ремесленников королевского строительства Хоэншвангау". Заплатив символический взнос в 70 пфеннингов, рабочие получали гарантию, что в случае болезни или производственной травмы в течении 15 недель они будут получать пособие в размере 65% от заработной платы.
Замок был оснащен устройствами, чрезвычайно современными по тем временам. На все этажи замка подавалась проточная вода, центральное отопление горячим воздухом могло отапливать весь дворец, на каждом этаже были установлены туалеты с автоматическим сливом. На кухне была проточная горячая и холодная вода, автоматические вертелы для жаркого. Для вызова слуг использовались электрические звонки на сухих батареях. Король мог вызвать своего адьютанта из любого помещения замка, а тот на специальном устройстве мог видеть из какого помещения идет вызов. На 4 и 5 этажах были даже телефоны. В одном из залов была установлена сдвигающаяся в скалу стеклянная дверь.
Экскурсии в замок начинаются строго по времени с немецкой точностью. А до начала экскурсии есть время, чтобы просто погулять вокруг замка. Те, кто поднимался пешком могут отдохнуть и посидеть у смотровой площадки. С нее прекрасно виден как замок
так и окрестности озера Форггензее.
Совсем небольшой издали, вблизи замок кажется массивным, основательным - настоящая крепость. Даже покои короля находятся в замке на 4 этаже, хотя гораздо удобнее было сделать их намного ниже - ведь лифта в замке нет. Это не случайно. В настоящих старинных замках покои хозяев располагались как можно выше, чтобы в случае нападения их можно было оборонять как можно дольше.
Вход в замок охраняют красные ворота пропилеи (парадный вход с колоннами). Именно они были построены самыми первыми - на время строительства здесь располагались комнаты управляющих и самого короля. Людвигу не терпелось поскорее увидеть свой замок во всем великолепии, поэтому из Хоэншвангау он в подзорную трубу наблюдал за процессом строительства.
Самые красивые виды замка доступны только птицам или парапланеристам, которые тоже спешат осмотреть замок - только сверху.
Верхний двор Нойшванштайна сам по себе похож на маленький замок.
Нойшванштайн не впечатляет посетителей своими размерами, но внутренне убранство и интерьеры производят неизгладимое впечатление. К сожалению, фотографировать в замке запрещено, а описывать словами восхищение от увиденного бесполезно. Но поверьте - впечатление это увиденного очень сильное. Здесь нет излишней позолоты, лепнины и прочих атрибутов роскоши. Но здесь все пронизано старинными легендами и музыкой Вагнера. Стены в замке расписаны картинами по мотивам средневековых легенд, главным образом тех, что стали основой опер друга короля – композитора Рихарда Вагнера: "Тристан и Изольда", "Лоэнгрин", "Парсифаль" и другие. Переходя из зала в зал чувствуешь себя случайно оказавшимся в сказке. Кажется, что хозяин замка не надолго покинул свои владения, но вот сейчас с башни зазвучат фанфары и король вернется домой. Самыми удивительными залами замка несомненно являются тронный и певческий залы. Честное слово, зайдя в тронный зал я просто оторопел - казалось, что ходить по такой красоте просто невозможно. При ближайшем рассмотрении оказалось, что пол закрыт специальным прозрачным пластиковым покрытием. А певческий зал поражает своей торжественность, резьбой по дереву и в то же время он очень уютный. Даже не верится, что все это было создано для одного единственного человека.
Строительство замка преследовали проблемы - катастрофически не хватало средств. Железный канцлер Бисмарк, в благодарность за то, что Лювиг II с его подачи стал инициатором объединения Германии, выделял на строительство по 1 миллиону марок ежегодно из личных тайных фондов. Но и этого было мало. Дошло до того, что ремесленники, которым не было уплачено за работу, подали на короля в суд. Вы можете себе представить - в суд на короля? Какой это был удар по его самолюбию.
К тому моменту, когда строительство замка уже подходило к концу, Людвиг стал совсем одинок и нелюдим. Он как принц из сказки Аленький цветочек, в образе злого зверя одиноко бродил в своих владениях, спал днем и вставал только к ночи, когда луна освещала своим таинственным светом окрестные горы, которые никто в этот час, кроме него, не видел. Когда будете ходить по замку обратите внимание, что личные покои короля обращены окнами к водопаду, мосту Марии и суровым заснеженным склонам. Словно они одни понимали своего короля и составляли его безмолвную компанию.
Всего 172 дня смог провести Людвиг в своем любимом замке. А потом государственная комиссия заочно признала его сумасшедшим. Короля изолировали в замке Берг на Штайнберском озере и спустя несколько дней во время прогулки он таинственно погиб. Согласно воле Людвига, вместе с ним должны были рухнуть и все его замки - по его желанию замки должны были взорвать. К счастью этого не произошло и мы по сей день можем любоваться творениями последнего в мире короля-романтика.
Похоронили "Сказочного короля" не особенно вдаваясь в причины его гибели. Подданные, не знавшие подробностей его жизни, любили своего короля. При огромном стечении народа гроб с телом Людвига поставили в склепе мюнхенского храма Святого Михаила и написали: «Чудеснейшему из королей». Железный канцлер Бисмарк сказал впоследствии: «После смерти Людвига II мир изменит свое мнение об этом выдающемся короле. И государственная деятельность его отнюдь не была глупостью». Не смотря на все свои причуды, Людвиг успешно обеспечивал максимальную независимость Баварии. Королевские ненавистники не раз повторяли, что «безумец-транжира» оставил долгов на сумму более 14 миллионов золотых марок. Но то, что по их мнению когда-то разорило страну, теперь приносит Баварии баснословную прибыль. И до сих пор тысячи людей приезжают в баварские Альпы к «королевскому очагу искусств» — в замок, где никогда не гремело оружие, не стреляли пушки и где не совершались кровавые злодеяния. Но где всегда звучала музыка и где жил «сказочный король», который говорил: «Меня называют безумцем. Неужели и Господь Бог, призвав меня к себе, тоже назовет меня этим словом?»
На этой немного грустной ноте пора попрощаться с замком и отправиться по дорожке вниз. Если за время прогулки вы проголодались - можно подкрепиться полноценным обедом в ресторанчике, расположившемся на террассе чуть ниже замка
Обед для туристических групп заказывается заранее и обойдется от 12 до 20 евро в зависимости от вашего аппетита. Поразила расторопность, с которой работают молодые ребята-официанты. Буквально через несколько минут зал, который не успели подготовить к нашему приходу, был убран, все рассажены по местам. Принесено красочное меню и предложены путеводители по замку. Все это выполнялось практически бегом. Одна из наших туристок попросила такой же путеводитель, но на испанском языке. Минута - и получите ваш испанский. Очень приятно, когда сталкиваешься с таким отношением к твоей персоне. Но если вы не умираете от голода и стремитесь использовать каждую минуту нахождения в этом прекрасном месте - купите пончиков на лотке рядом с ресторанчиком.
Их пекут прямо при вас и откусив кусочек невольно вспоминаешь детство. В моем городе таких не делают уже лет двадцать. Стоят такие пончики всего по 50 центов штука - сытно и совсем недорого. А теперь, наслаждаясь таящим на языке лакомством, отправляемся вниз, к автобусу. Навстречу чинно поднимаются те, кому только предстоит знакомство с замком.
Журчат по горным склонам ручьи
А лошади, оказывается тоже имеют свой рабочий день. Для этой пары рабочий день окончен.
Ну и напоследок, попрощаемся с озером Альпзее
Во владения сказочного короля Людвига II Баварского обязательно стоит вернуться еще раз. Ведь тут еще столько интересного. На то, чтобы подробнее изучить замок Хоэншвангау, погулять рядом с лебединым озером, подняться чуть выше в горы над замком Нойшванштайн у меня времени не хватило.
Но мой рассказ на сегодня еще не окончен. И отправимся мы совсем не далеко от Нойшванштайна в деревушку Оберамергау.
Деревня эта известна во всем мире своими театрализованными представлениями о жизни и страданиях Христа. В 17 веке, во время страшной эпидемии чумы, жители деревни просили господа избавить их от черной смерти и во искупление всех грехов "оживили" страницы Библии, повествующие о страданиях Христа. И чума отступила. Первое представление состоялось в 1634 году, а с 1680 года спектакли устраиваются каждые десять лет. Проводятся представления и сейчас. Принять в них участие могут только те, кто родился в Оберамергау или прожил здесь не менее 20 лет. За год до представления все его участники перестают бриться чтобы как можно больше соответствовать историческим персонажам. Даже Папа Римский почтил своим внимание Оберамергау и знаменитое представление о жизни Христа.
А еще Оберамергау известна своими мастерами резьбы по дереву и тем, что фасады домов представляют собой настоящие картины.
Под стать зданиям и местное агентство недвижимости.
Какая недвижимость - такое и агентство. Кстати, такая роспись стоит безумного дорого и подвластна не каждому художнику. Поэтому каждый такой домик - произведение искусства.
Изделия местных мастеров не уступают зданиям в красочности. Особенно интересны часы с кукушкой, которых тут великое множество.
На одних возле водяной мельницы танцуют крестьяне
На других юноша по лестнице лезет в окошко к любимой, а ее отец уже подстерегает неудачливого любовника с вилами внизу.
И все это крутится, двигается, на водяную мельницу льется настоящая вода. Просто чудо, как хороши. Вот только стоимость от 1000 евро.
Большинство игрушек посвящено религиозной тематике и стоят достаточно дорого - маленькая резная фигурка стоит от 15 евро, но тонкость работы действительно поражает.
Оберамергау совсем невелика по размерам и после насыщенного дня в замке Нойшванштайн так приятно просто прогуляться по ее улочкам. Здесь даже вход в общественный туалет, расположенный в здании почты, похож на музей.
Ну а теперь пора отправляться дальше. Перед переездом в Австрию заедем в местный супермаркет.
Сложилось такое ощущение, что вся деревня поместится в его торговом зале. Приятно поразили цены - все дешевле, чем у нас в Беларуси. Например бутылка столового вина местного производства 0,75 литра стоит всего 2 евро. И опять удивила скорость работы кассира. Доставая покупки из корзинки на ленту транспортера, пришлось буквально бежать за ними.
Вот и подошел к концу этот удивительный день. Мечта оказаться в сказочном замке Нойшванштайн наконец-то сбылась и попав под его очарование я обязательно вернусь суда снова и постараюсь увидеть остальные замки Людвига II Баварского. А впереди нас ждет родина великого Моцарта - замечательный город Зальцбург.
Продолжение следует...
Автор и фото: Сергей "Робинзон"
Читайте весь отчет о путешествии по Баварии:
Баварские каникулы. Часть 1 - Чехия
Баварские каникулы. Часть 2 - Мюнхен
Баварские каникулы. Часть 3 - Замок Нойшванштайн
Хотите увидеть ваш репортаж на страницах Holiday.by, чтобы о вашем путешествии узнало много людей?Присылайте интересные материалы о ваших поездках на адрес редакции press@holiday.by с темой письма "Репортаж для Holiday.by + его название". И не забывайте подписываться, чтобы о вас все узнали! :)
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах