Этот день мы приближали как могли – наша большая автоэкспедиция по Беларуси #BY4000 подходила к своему «медиуму». Десять дней по дорогам Беларуси с максимально насыщенной программой порядочно выматывают, признаюсь. Да и прекрасная погода в середине лета сама намекала на необходимость провести хотя бы пару дней на Браславских озёрах.
Наш трансфер из Нарочи в Браслав был максимально коротким, но мы позволили себе заглянуть в обязательные пункты, если ваш маршрут пролегает по этим районам нашей страны.
Нет-нет, я не про этот сарай, который когда-то был какой-то панской усадьбой, а затем при «советах» был искусно переделан в зерноток. Закрома родины ничего не предложили «Продастеру» - спасибо, что не обвалились.
Стреляный воробей в Камаях
Костёл в Камаях стоит с 1606 года, и всё это время в нём шла служба. Таким образом, эти стены передают нам привет из далёкого XVII века – эпохи Великого Княжества Литовского.
Две цилиндрические башни недвусмысленно намекают на оборонительный характер постройки. Неспокойное, знаете, времечко было. Постреливали!
Самым известным обстрелом храма имел место в начале XVII века, когда шведы при отступлении во время войны направили свои орудия на костёл. Таким образом эти товарищи дали возможность современным экскурсоводам водить группы туристов вокруг здания и показывать им застрявшие в толстых стенах ядра.
Как ни странно, но не менее разрушительным для костёла был ураган 2007 года, после восстановления от которого он обрёл сегодняшний облик.
Я несколько раз был внутри, но только сейчас узнал, что правильно техника росписи интерьера Камайского костёла называется «гризайль». Это когда вся роспись делается оттенками одного цвета. Но в этот раз нам не удалось попасть внутрь, хотя звуки древнего органа доносились сквозь толщу стен. Ну, или мне так хотелось, чтобы они доносились. Как выглядит интерьер и подземелья одного из самых древних храмов в Беларуси можно посмотреть в моём репортаже «Евротрип по-белорусски: Дублин – Париж – Бали на Chevrolet Tahoe».
Блестящие Поставы
В XVIII веке Поставы «Виленские» можно было назвать «идеальным городом» в понимании современников. Сегодня, я где-то читал, Поставы не самый богатый и успешный город Беларуси.
Тем не менее фонтан с инсталляцией в центре оставил блестящие впечатления. И этот блеск озарил весь город в наш приезд. Итак, пробежимся по Поставам за один час.
Если въезжать в Поставы из Камаев, то слева первой крутой достопримечательностью города будет дворец Тизенгауза. Сейчас это местная больница. В период пандемии это учреждение лучше не посещать ни в качестве туриста, ни в качестве пациента. Поэтому посмотрели на классицистический дворец, который начали строить в 1760 году по проекту итальянского архитектора Джузеппе ди Сакко через забор.
Поставскую резиденцию известного рода в Поставах основал Антоний Тизенгауз, чьё имя больше связано с Гродно, где им были открыты многочисленный мануфактуры. Ему и установлен памятник перед зданием. Антоний Тизенгауз был Гродненским старостой при последнем короле Речи Посполитой – Станиславе Понятовском. В историю он вошёл как один из крупных меценатов своего времени. Кроме мануфактур им в Гродно был открыт первый театр. Свой бизнес он расширял за пределы Гродно.
Поэтому в Поставах также был зафиксирован «промышленый бум»: в городе Тизенгауз открыл 35 различных предприятий. Мне кажется, что сегодня можно смело вызывать духа Антония на спиритическом сеансе в исполкоме – есть, о чём поговорить.
Будете в Поставах – обязательно обратите внимание, что центральная площадь города сохранила свою изначальную планировку. Вероятно, проект застройки также разрабатывался итальянцами.
Когда-то центр Постав состоял из двадцати двух зданий – тех самых мануфактур, гостиниц, заезжих домов, домов ремесленников, дома врача, канцелярии и суда.
До сих пор в центре Постав сохранились особняки с высокими вальмовыми крышами и дома ремесленников с причудливых форм щитами на фасадах.
Вот так выглядят «пряничные европейские домики» по-белорусски.
К сожалению, не весь ансамбль площади уцелел – шагающего куда-то Ленина и никуда не шагающие коробки-здания из БССР трудно не заметить.
Малые архитектурные формы центральной части поставкой площади можно объединять в ансамбль под названием «Я сделал всё, что мог».
От памятника когдатошнему вождю какого-то там пролетариата и стелле советским воинам до фонтана с футуристичным женским образом и «плюшевого» медведя за ним. Целостность в хаосе!
Церковь на центральной площади ничем не примечательна за исключением того, что она была построена в XIX веке на месте униатского храма. Что такое униатство в Беларуси я рассказывал в репортаже «Маршрут-легенда. История Беларуси #BY4000».
Самая фотогеничная точка Постав – это пруд на реке с видами на костёл Антония Падуанского.
Сохранилось даже большое здание водяной мельницы. Интересная деталь, что тротуар проходит под частью здания – нечасто такое встретишь в современных белорусских городах.
Неоготический костёл из красного неоштукатуренного кирпича был построен в Поставах в 1898–1904. Восстановлено в 1920-м году после того, как здание сильно пострадало в Первую мировую войну.
Фишкой костёла является большая статуя Иисуса Христа над входной группой, а также огромные часы на башне.
Продолжению нашего краеведения по Поставам способствовала необходимость заехать проверить экспедиционный внедорожник «Продастер» в один из сервисов «ЕвроАвтоСервис». Мы долго искали автотехцентр «СТО%» по закоулкам.
Машина сообщила, что готова проехать ещё столько же без необходимости инструментального вмешательства. Интересно, можно ли сделать вывод, что в Беларуси настолько хорошие дороги?
«Высотка» в Видзах
Костёлы в этой части Беларуси высокие, а поэтому их часто во время войн использовали как ориентиры или огневые позиции.
Например, костёл в Видзах виден на километры от населённого пункта. Троицкий костёл был построен в 1909-1914 гг. и на сегодня это один из самых высоких католических храмов в Беларуси – 59 метров.
По Видзам проходила линия фронта во время Первой мировой войны. Костёлу также досталось от артиллерийского обстрела – до сих пор заметны её следы на апсидной части храма. Вокруг костёла много высоких крестов. Одна их группа выполнена из рельсов, вероятно, узкоколейной железной дороги.
Дорога до Браслава мне запомнилась ещё и приятным знакомством. До городка нашу машину обогнали два мотоциклиста. С ними мы встретились уже в Видзах. Я тут же узнал крутой кастомный байк замечательной девушки Наили Мазитовой. Буквально накануне я читал большую статью про её «мотокрафт». И вот мы уже фотографируемся все вместе и желаем друг другу хорошего отдыха на Браславских озёрах. Хотите мото-красоты в вашей ленте соцсетей? Подпишитесь на инстаграм Наили.
Кастомная техника также не оставляет равнодушными местных жителей.
Ну а мы доехали до медиума #BY4000 и отправились заселяться в самый дорогой и самый центральный отель Браслава. Не переключайтесь!
Сколько денег?
Это был трансферный день, поэтому расходы самые банальные.
Бензин - 65,29 BYN
Гостиница в Браславе - 130,0 BYN с человека (разгар лета, ага)
Итого за день: 195,29 BYN или 76 USD примерно. Сколько стоит отдых в Браславе летом всей семьёй можно узнать из следующей части дневника #BY4000.
Партнёры поездки:
Магазин автошин, автобагажников и велокреплений Avtoshina.by
Экспедиционный автомобиль - ProDuster
По Беларуси на автомобиле. Полезные ссылки
Дневник поездки #BY4000 по всей Беларуси
Как выбрать велобагажник для своей машины
На машине по Беларуси: маршруты, идеи путешествия, лучшие места
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах