В то время, как все нормальные люди покупали себе пляжные принадлежности, я тоннами закупал водоотталкивающую пропитку для одежды и думал, брать ли ещё один свитер или лучше сразу пуховик. Прогноз погоды говорил, что средняя температура по Карпатам будет около 10 градусов тепла с дождями и местами снегом. На календаре были последние числа жаркого минского мая. В горах совсем недавно завершился горнолыжный сезон.
Я даже не знаю, где отдыхали бы белорусы, если бы не Украина. Летом – Затока и Одесса; зимой – Буковель; круглый год – выходные в Киеве и Львове. При этом спрос на украинское направление очень подвержен влиянию информационного шума – будь то из «телека», будь то из уст в уста. Украинские дороги не ругал только ленивый. Говорят, что если заглянуть в одну из ям по дороге в Буковель, можно увидеть противоположное полушарие Земли. Я много раз слышал, как мои украинские друзья воодушевлённо говорили «Поехали кататься в Буковель!» и тут же выбирали жертву, на чьей машине они поедут. И это ещё зимой, когда кратеры дорожный вулканов может прикрыть снег! А я и не катаюсь вовсе. И снег сошёл. Ко всему прочему прямо перед поездкой в Украину я на своём «Продастере» прошёл техническое обслуживание на «Бош Авто Сервис». И хочется, и колется.
Чтобы было понятно, чем можно заняться в украинских Карпатах летом, взял с собой опытного путешественника, учредителя турфирмы «Колесо путешествий» Сергея Ковальчука. Иван Муравьёв захватил (почти всё) своё видеофиксирующее оборудование. Взял я Сергея скорее в виде заложника – если колесо машины оставлю в яме, будет запасное. Ха-ха… А там точно ни моря, ни солнца не будет?
Именно для таких…
… людей и придуманы программы у «Колеса путешествий». Если вы «неправильный белорус» и вам не нужны солнечные лучи с морским бризом, то приготовьте от 230 BYN за тур выходного дня, а если хотите, чтобы ваше путешествие в Буковель называлось «экстрим-тур» или «фитнес-тур», то раскошелиться нужно будет на 600 BYN на человека за неделю.
Я попросил Сергея составить нам «дегустационное меню» из нескольких программ. Мне же интересно узнать, что такое поездка на своей машине в Буковель и Драгобрат (и, желательно, вернуться!), а также на себе испробовать ряд активностей.
Маршрут «Минск – Буковель – Минск»
Общий километраж поездки 1750 км, если двигаться строго по маршруту «Минск – Буковель – Минск». Дорога я одну сторону составляет 876 км, если строить маршрут через погранпереход «Мокраны», а дальше по Украине двигаться через Ковель, Луцк, объездную Львова и Ивано-Франковска.
Без задержки на границе и длительных остановок для отдыха и селфи дорога на машине из Минска в Буковель занимает 11-12 часов. Если есть желание приехать в Буковель не ночью и если едете впервые без знания дорог – то лучше выехать из Минска максимально рано. Мы это сделали в пять утра. Из всего пути 350 км – по Беларуси; соответственно, остаток в 526 километров – по Украине.
Готовим автомобиль к Украине. И себя…
Это моя любимая тема. Сколько раз я приезжал на «квадратных» колёсах после поездок в Одессу и между Одессой и Затокой. В самом начале нужно для себя решить, как вы будете реагировать на дорожные ситуации в Украине.
Поведение на дороге, уровень автотранспорта и «пилотов» за рулём очень разный. Ситуации могут возникать из «ниоткуда». Например, обгон по обочине в ряде регионов страны-соседки может быть нормой. Если дорога двухполосная, и вы решаетесь на обгон по «встречке», то отнюдь не лишним будет посмотреть в левое зеркало – может уже кто-то валит на всех парах по встречной обочине.
Дорожное покрытие – как социальное расслоение в Индии – «лунный пейзаж» может смениться чуть ли не трассой «Формула-1».
Отдельный вопрос, ехать на СТО до поездки на машине в Украину, или уже после со всем, что словил на дороге… Я на экспедиционном внедорожнике #ProDuster обнаружил разрыв в учёте километража ТО. Другими словами, забыл, обслуживал ли я машину на 45 000 пробега, а на счётчике уже было пятьдесят две тысячи. Упс. Там вообще масло в двигателе осталось?
Плюс к этому я мечтал про джипинг в горах, а лебёдка после зимы подклинила. Визит на «Бош Авто Сервис» был неизбежен до поездки. Сделал сразу ТО, которое положено при пробеге в 60 000 км.
Что обязательно нужно проверить в автомобиле, отправляясь на «дальняк» и особенно в Украину: запаска; баллонный ключ для смены колеса; световозвращающий жилет; наличие отметки о ТО автомобиля (на границе могут спросить об этом); хорошее настроение. Без последнего пункта – никак.
Для пересечения границы на автомобиле нужна страховка «зелёная карта». Её можно сделать перед границей, но я всегда предпочитаю сделать заранее в Минске, так как не полагаюсь на время работы «будочек» на границе. Минимальный период оформления 15 дней, стоимость в Украину – 5 евро. На этот раз я кроме самой страховки оформил «технический ассистанс». Страховая сумма в нём 2 325 рублей. Самое главное, на что я рассчитывал, что если мой «Продастер» развалится на две части – меня бесплатно эвакуируют. Ну, и в полис включён бесплатный подвоз топлива, если где-то вы встали. Плюс к этому круглосуточная телефонная поддержка по ситуациям, связанным с авто. Я же собирался в зубодробильную Украину!
Страховать здоровье я тоже люблю заранее. Указал, что буду заниматься экстремальными видами спорта – стоимость страховки составила что-то в районе 3 евро, а страховая сумма пятьдесят тысяч в той же валюте.
Таким образом, обязательные затраты на подготовку машины и себя составили 37 BYN.
Моё обслуживание машины по пробегу на «Бош Авто Сервис» стоило 680 BYN за работу и запчасти. Это просто себе и вам для информации.
У вас примечательная машина. Пройдите полный досмотр!
И о погоде… то есть о границе. Что-то особенное рассказать про белорусскую часть автопутешествия до Буковеля не представляется возможным. Чувствуешь себя обманутым вкладчиком, когда едешь по платной международной трассе М-1 от Минска до Бреста.
Хорошо, но за такое платить – так себе история. Скоростной режим пляшет, местами пешеходные переходы при разрешённой скорости 90 км/ч, качество покрытия на троечку. В Кобрине – налево и до самой границы в местечке Мокраны.
Чем ближе к границе, тем улыбчивее лица. Это я не про сотрудников, у которых всё на замке. Я про работников АЗС, к которым с ежедневным визитом приезжают «туристы» из Украины заправиться на 600-700 литров топлива, чтобы рассказать о своей экскурсии друзьям по ту сторону границы. Здесь уже слышен «суржик» из русского, белорусского и украинского.
Оранжевый #ProDuster собрал вокруг себя бригаду не менее оранжевых людей, укладывающих асфальт. Все в один голос говорят, что на той стороне – ужас автолюбителя. Дескать, ещё вспоминать будем родные дороги. «Вот бы нас туда пригласили дороги положить!». Пообещали рассказать ребятам про украинский асфальт на обратном пути.
По дороге «туда» белорусская граница не представляет собой ровно никакого интереса для рассказа, кроме, разве что, дьюти-фри. Стильно, модно, молодёжно и недорого. «Купляй беларускае!» и не только.
Куда интереснее, когда возвращаешься домой. «Откуда едете?» - как будто есть много вариантов. Всё очень вежливо, но не менее дотошно. Сотрудница таможни прямо так и призналась, что машина слишком приметная. И сразу же пригласила в бокс для тотального досмотра. Следом полетели просмотры видео-камер - вдруг мы лишний кадр железного стола сделали. Итого на ровном пограничном месте, пусть и на Родине, машина простояла час с небольшим. Я не могу обсуждать процедуры прохождения государственной границы, поэтому просто констатирую факты.
Граница, как и вся Беларусь – страна для жизни. Поэтому следует закладывать время на пожить в этом месте в своё путешествие на машине в Буковель или обратно. Есть ощущение, что в пики летнего и зимнего сезонов процедура прохождения границы может растянуться во времени.
Если, оказавшись в Беларуси, вы не дотягиваете до Минска, и нужна остановка, то буду рекомендовать своё любимое Galaxy Café около Ивацевичей. С недавнего времени у ребят появился гостевой дом, где недорого можно переночевать. Как минимум «Папин драник» за 9 BYN на человека не оставит вас равнодушными.
Мы не дотянули на украинской стороне – об этом расскажу ниже.
У вас примечательная машина. Да обождите вы, я разговариваю!
Вот как так происходит? Война в стране, а они шутят, улыбаются и ещё тормозят тебя не для досмотра, а чтобы узнать, что ты сделал с движком и подвеской «Дастера», что он выглядит так классно. Нет, автографы направо-налево мы не раздавали, но каждый подходящий к машине сотрудник украинской части границы обязательно отмечал машину и задавал пару-тройку интересующих его вопросов.
- Куда поедете?
- Хотим в Буковель, а там до Драгобрата подняться…
- На этом?
- А шо так? (неумело имитирую украинский говор)
- Не потянет. Да и у нас тут красивее…
- Ну, посмотрим…
- На обратном пути расскажете. Счастливой дороги!
Этого офицера «на шлагбауме» встречаем на пути в Беларусь. Улыбка до ушей: «Ну, что там?». Стоим разговариваем, а позади меня уже очередь желающих как можно быстрее попасть в эпицентр стабильности. Офицер видит скапливающуюся на выезд очередь, но всё же жестом показывает, что нужно подождать, пока он не выяснит у меня все подробности путешествия. В книгах по бизнесу это называют «client relationship management». По факту – Украина.
Обмен валюты на границе в Украине с нормальным курсом.
Если вы едете из Буковеля и чувствуете усталость, смело звоните в «Колобок» и отдыхайте. Так называется придорожная гостиница в уездном украинском городе Л. За ультра-чистые номера с завтраком, роскошным для полуночи ужином мы заплатили по 60 BYN на человека.
Ещё у них на заднем дворе бесплатная электрическая заправка. Когда будет электрический «Дастер», кто знает? Если у вас в знакомых владельцы этого ресторана-отеля в Луцке – передайте им моё большое спасибо.
Дорогой бензин и хорошие дороги
Как вам описание дороги из Минска в Буковель на машине? Ни одна моя пломба не вывалилась от автомобильного путешествия по Украине. Я даже позвонил своим украинским друзьям и пожаловался. Мол, где тот самый первобытный ужас от кратеров до земного ядра? В какой-то момент я забывал, что путешествую по Украине – за Львовом дорога понемного берёт вверх над уровнем моря, появляются серпантины, но дорожное покрытие не перестаёт быть нормальным. Мы общались в машине без перерыва, и часто эти беседы увлекали больше, чем происходящее под передним бампером #ProDuster – дорога и дорога.
Цена АИ-95 в Украине заставила перевести селектор режимов #ProDuster из Auto в принудительный передний привод. После всех доработок «экспедиционник» кушает не менее 12,5 – 13 литров бензина на 100 км пути. Так удалось снизить расход до 11,5 литров на сотню. В Украине цена за литр топлива, как и его качество может варьироваться в зависимости от заправки.
Я предпочитаю WOG или Okko, где стоимость девяносто пятого составляет примерно 33 гривны за литр. Это около 2,53 BYN, что почти на рубль дороже чем в Беларуси.
Зато на любой нормальной заправке в Украине ты берёшь 275 UAH (примерно 21 BYN) и получаешь вкусный перекус и сим-карту с 9Gb мобильного трафика без необходимости показывать паспорт.
По дороге в Буковель рекомендую остановиться в ресторане «Фольварок». Борщ с мясом, свиная отбивная, безалкогольное пиво – всё это стоит меньше 7 USD (14 BYN) на человека.
Раскрою карты! Обратно мы ехали не по той же дороге, а через границу с Румынией, Мукачево…. В итоге на круг из Минска и обратно вышло 2 133 км. На всю эту дорогу только за бензин я заплатил примерно 720 BYN.
Таким образом, если вы едете, например, втроём на машине, то только бензин на человека будет стоить 240 белорусских рублей в оба конца. Цены указываю на май-июнь 2019. На этом фоне некоторые туры в Буковель от «Колеса путешествий» с финансовой стороны вопроса могут выглядеть более привлекательными.
А ямы будут?
Я ждал. Долго смотрел в линию горизонта. И они появились. Ямы мы нашли на объездной дороге Ивано-Франковска. Это единственный в выбранном варианте маршрута участок дороги, который я могу назвать плохим.
Действительно, проезжать его нужно очень осторожно, активно работая глазами и рулём. Надо сказать, что «лунный пейзаж» длится совсем недолго – примерно пять километров, если не меньше. На всём остальном пути – просто хорошая дорога.
Памятник олигарху
«Ты хочешь, чтобы было как на Украине?» - вопрос, который ставит в тупик стабильного белоруса. Как относиться к олигархии я до сих пор для себя не решил. Но уверен в том, что в Украине должен стоять памятник, в котором будет собран образ местного олигарха.
С одной стороны «разворовали страну», а с другой – посреди нелюдимых Карпат сделали искусственный Буковель-курорт. Дороги в горах, тысячи рабочих мест и сотни отелей работают круглый год.
Если бы не олигархи, местные бизнесмены не возводили бы Mardan Hotel Bukovel 4* с итальянским мрамором, огромным SPA и видовыми террасами в месте под названием «Нигде». Буковель похож на Арабские эмираты местного разлива.
Это искусственно созданный островок цивилизации, побывать в котором, а тем более открыть тут бизнес – статусное мероприятие. Именно там, мне кажется, должен стоять памятник украинскому олигарху.
Но самое интересное, что самый простой белорус в этом месте имеет шанс приобщиться к уровню сильных мира сего. Особенно в межсезонье и летом стоимость отдыха в Буковеле вполне сравнима с затратами на отдых в столице синеокой страны в центре Европы.
Я доехал!
Я ехал за вот такими фотографиями из украинских Карпат. Я их получил. Что ещё может дать летний отдых в Буковеле – читайте в следующих репортажах.
Сколько стоит съездить в Буковель на своей машине (максимально коротко)
- медицинская страховка – 7 BYN
- страховка «зелёная карта» на машину – 12 BYN (оплачивается в евро)
- необязательный страховой полис технической помощи – 12 BYN
- бензин на 2133 км, если ехать с отклонениями от линии «Минск – Буковель – Минск» - 720 BYN
- перекусы в кафе и на заправках – от 7 BYN на человека
Итого: не менее 751 белорусского рубля нужно для такой поездки. Есть вариант дешевле – готовый автобусный тур с «Колесом путешествий» (выбирать тут).
Внедорожник #ProDuster подготовлен к поездке при помощи «Бош Авто Сервис».
А скоро зима! Смотрите, что делать в Буковеле зимой. Репортажи Holiday.by
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах