Наступает лето, и вместе с ним сезон крутых исторических фестивалей. Везде, где они пройдут, программа будет интересной, но похожей — рыцарская анимация, город мастеров, батлейка. Если вы не храните доспехи в шкафу, то вообще вряд ли сможете разобраться, в чём разница. Но одно событие этой весной всё-таки стояло особняком. Пока по всей стране гремела «Ночь музеев», мы отправились в Гольшаны — местечко, чьим жителям не надо никаких постановочных экспозиций. Дело в том, что их главный музей и так находится под боком. Здесь, в 120 километрах от Минска, возле руин XVII века, всю субботу пили медовуху, толпились возле батлейки, дразнили шутов и танцевали со статными паненками. Правда, только те, кто себе смог это позволить. Подробнее — в нашем фоторепортаже.
Страсти за забором: «40 рублей за праздник для гольшанской семьи? Дорого. Многие не придут»
Немного предыстории. Гольшанский фест существует уже десять лет. Он был придуман для того, чтобы привлечь внимание к руинам. Напомним: в 2008 году здесь ещё таскали кирпичи из стен, а трава стояла по пояс. Всё это время праздник держался только на энергии десятка хороших людей. Причем, это тот редкий случай, когда частную инициативу подхватили местные управленцы от государства. Сегодня у них есть мечта сделать фест брендом области. Ведь ходят слухи, что на аналогичные мероприятия в Европе съезжается по двадцать-тридцать тысяч туристов. В Гольшанах пока всё скромнее.
— Мы держим марку, мы развиваемся — и видим, что растём. Фестиваль посещает тысячи две гостей. Может, сейчас цифра и меньше, но к вечеру больше гостей приедет. Из Минска всегда много туристов. В прошлых сезонах пытались делать трансфер, но не заполнили автобусы. Сейчас есть организованный транспорт, который везёт сюда артистов. Если остаются места, то мы их с удовольствием используем и отдаём гостям, — комментирует организатор феста Ольга Кузмицкая, директор Ошмянского дома культуры.
Действительно, автобусы были, но они выезжали из Минска ранним утром, а в обратный путь отправлялись только после финального фейерверка. Не слишком удобно. Мы выбрали машину и добрались на фест к полудню. Всё только начиналось. Пока ждали основную программу, прошлись по торговому променаду.
Он был разделён на две части: ремесленники — внутри периметра, торговцы игрушек и китайских сувениров — снаружи. И те, и другие сильно нервничали. Главной темой в киосках была стоимость входных билетов. Она составляла 10 BYN для взрослого, 7 BYN для ребёнка (до 5 лет — бесплатно).
— Это вообще бездарно — каждый год наступать на одни и те же грабли и делать платный вход для своих, — мужчина, торгующий сразу за импровизированным забором громко делится эмоциями. Кажется, больше всего он расстроен тем, что ему самому надо заплатить за вход. — Отдать почти 40 рублей за один праздник для гольшанской семьи? Это очень дорого! Многие проходят вот здесь вдоль забора и идут обратно домой. Билеты, а ещё же внутри детям что-то купить — поесть, попить, игрушку. А куда пойдут эти деньги?
— Цена билетов значительная. Для семьи, для гольшанцев — это считается дорого. Средняя зарплата у людей здесь — 300 рублей, — владелец местной усадьбы Пётр Явидович торгует в зоне общепита. Он собирается продавать уху, блины с начинками. — Фестиваль всегда был платный, но в начале было меньше дорогих дополнительных услуг. В моем понимании, если вы хотите сюда привлечь людей, хотя бы основная часть должна быть бесплатная. Возьмите за билеты на концерт, но как так: местные не могут подойти к своему собственному замку? Жалко, что многие из-за денег не смогут увидеть хорошую программу.
Организаторы с этими частыми мнениями не согласны.
— Заработанная сумма идёт на погашение фестивальных затрат, на оплату труда артистов. Определённая часть тратится на укрепление материально-технической базы районных домов культуры. У фестиваля нет спонсоров, а мы своими силами готовимся фактически целый год. По цене — по-разному можно судить. Но уже четвёртый год держим одну и ту же стоимость, 10 BYN. Приличное количество бесплатных пригласительных даём КСУПу, так как они нас во многом поддерживают (коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие — прим. редакции). И другие предприятия покупают билеты для своих работников.
Спрашиваем, не стала бы дополнительным стимулом для посещения феста какая-нибудь понятная и громко озвученная цель? Например, что половина вырученной суммы пойдёт на реконструкцию следующей башни Гольшанского замка.
— Реконструкцией занимаются другие ведомства. Мы к этому не имеем отношения.
Несмотря на скепсис торговцев, к двум часам дня количество гостей фестиваля резко увеличивается. Больше никто не ворчит: много работы. Правда, параллельно на паркинге образовываются и стихийные кемпинги. Между двумя машинами натягивают тент, под ним накрывают небольшой стол. Надо отдать должное: с зелёного пригорка парковки действительно неплохо просматривается ров, где выступает конница, да и акустика в целом не хуже, чем возле самого замка.
3D-панорамы, «Стары Ольса», рыцари. Гуляем
Что же могли увидеть те, кто купил билеты на фестиваль или вошёл на праздник по пригласительным?
Во-первых, в эту субботу у стен Гольшанского замка случилась премьера выставки стерео-картин проекта VKL3D. Его автор Ахрем Белобровик стал известен после презентации виртуальных 3D-панорам Кревского и Гольшанского замков. В Минске экспозиция идёт уже года два, но для Гольшан она стала настоящей сенсацией. Каждый хотел примерять очки, позволяющие увидеть привычные руины в период расцвета. Вечером голограммы проецировали на белые стены Северной башни.
— Сегодня мы возвращаем людям их историю. Весь контент, который у меня есть по Гольшанскому замку, — он здесь. С сегодняшнего дня панорамы будут в общем доступе и в интернете. Если будет интерес и возможность, потом провезём выставку и по другим окрестным местечкам и деревням.
Остальная программа одновременно шла на двух-трех площадках. Гости праздника курсировали между батлейкой и рыцарскими боями. Параллельно работали артисты на ходулях. А вот хедлайнеры феста (группа «Стары Ольса») выступили в самом начале. По словам организаторов, так было нужно, чтобы привлечь туристов на дневную часть программы.
Хотя, по ощущениям, всего через пару часов даже в зоне общепита было больше людей, чем на концерте. Здесь проходила бесплатная дегустация копченого кабана, а также, впервые за всю историю фестиваля, продавали медовуху, сбитень и — внезапно! — глинтвейн. В общем, народная тропа к палаткам не зарастала.
«Каменный цветок» ВКЛ. Как проходит реконструкция Гольшанского замка?
Главным героем феста стал, конечно же, сам замок. Доступ к резиденции рода Сапег пока ограничен: первая этап реконструкции должен завершится через пару месяцев.
На сегодняшний день уже усилены наружные стены Северной башни, завершены работы по фасадам, восстановлена черепичная кровля. Продолжается очистка под отделку кирпича первого этажа и в то же время идет укрепление и консервация примыкающих к башне стен. Насколько это похоже на оригинал, судить трудно. Есть ощущение, что люди просто счастливы, что на руины обратили внимание. Это исключает все скептические мнения и заставляет не обращать внимание на использование современного кирпича, штукатурки и прочих строительных красот. Северную башню обещают открыть для посетителей уже к сентябрю.
«Не критикуйте наш фестиваль — он хоть кого-то заставляет двигаться»
Босой шут в шляпе с бубенцами дурачится и делает кувырок через голову возле сцены. Артисты на ходулях вызывают бешеный восторг детей. Над Северной башней пикирует аист. Странно, но его не пугает громкая музыка: к чести организаторов, она только белорусская — никакой попсы и Петра Елфимова.
Слева сражаются на мечах — такой горячей и искренней поддержки публики мы не слышали уже давно.
Под ласковым майским солнцем всё кажется настолько позитивным, что невольно испытываешь недоумение. Хорошее место, хорошая программа — и ни одного серьёзного спонсора, который бы позволил фестивалю сделать качественный рывок вперёд.
— Мама, здесь столько красивых вещей продаётся, деревянные шкатулки по 9 рублей! И замок, я такого вообще никогда не видела! Я вам всё-всё с папой сфотографировала. Спасибо, спасибо, спасибо!
Эта девочка лет десяти приехала со школьной группой из Ошмян (25 километров от Гольшан). На фестивале она впервые в жизни увидела руины резиденции Сапег и «живых» рыцарей.
— Только не критикуйте наш фестиваль — он хоть кого-то заставляет двигаться. К празднику везде наводят порядок, дороги, красят дома. К руинам все давно привыкли, а теперь и здесь какое-то движение. Детям счастье.
Гольшанцы дают комментарии только при условии, что их не будут фотографировать. Даже хорошие комментарии.
— Несмотря на то, что я рисовал 3D-панорамы Гольшанского замка, до этого никогда не был на фесте. Приятно удивлён, — рассказывает автор культурно-просветительского проекта VKL3D Ахрем Белобровик.
Видно, что организаторами проделана огромная работа. Сюда бы ещё нормальный трансфер из Минска — и цены бы ему не было. По поводу реконструкции не скажу: сделали — и хорошо. Пусть будет. Вообще, есть мысль. Построили ледовый дворец в Молодечно и сразу следом отреставрировали какой-нибудь замок в глубинке. Всё должно быть паритетно. Да, хорошее слово — "паритетно". Пусть так в интервью и останется.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах