«Хочу ещё!» - недвусмысленно повторял мой внутренний голос, когда всё закончилось, а в лобовом стекле обновлённого УАЗ «Патриот» показался силуэт Минска. Казалось бы, много раз бывал в этих местах, всё видел и знаю. Однако желание приехать домой немного передохнуть от активного дня, а наутро посадить семью в машину и ещё раз сделать это, не покидает до сих пор. Кажется, я нашёл идеальный автомобильный маршрут выходного дня под Минском, доступный для повторения каждым. Продолжительность и насыщенность зависит только от ваших запросов.
«Таемны шлях УАЗ «Патрыёт» - так назывался автомобильный квест, который подготовила компания «ПарадАвто», чтобы презентовать обновлённый внедорожник. Специально для этого в Минск приехал целый парк новых автомобилей.
Маршрут пролегал по местам, связанным с жизнью и работой губернатора, знаковой фигуры в истории Беларуси, «первого мэра» Минска – Кароля Яна Гутен-Чапского, его дочери и круга общения знати.
«Елизавета-Мария-Регина-Габриэла», - когда пишешь такое имя, трудно поверить, что говоришь о человеке, чья графская история начиналась в Российской империи в 1896 году, а завершилась с распадом СССР в 1991-м в деревне Заболотье под Минском.
Точка #1. Усадьба в деревне Прилуки
Где? Координаты тут
Что посмотреть: усадебный дом в неоготическом стиле середины XIX века. Один из самых хорошо сохранившихся дворянских усадеб под Минском. Когда-то парки и террасы спускались от дворца к речушке. Старинная липовая аллея длиной 240 метров до сих пор помогает вернуть дух ушедшей эпохи. Рядом с элитным коттеджным посёлком разбросаны здания бывшей конюшни, пивоварни, спиртзавода и амбара. Всё антуражно, но, к сожалению, заброшено (кроме центрального «палаца», где размещён НИИ охраны растений). Подробнее про усадьбу Чапских в Прилуках.
Три интересных факта:
- первое упоминание германского рода Гутенов, одной из веток которого являются Гутен-Чапские, датируется в мировой истории 930-м годом;
- приставку «Чапские» Гутены получили примерно в XVI веке, когда часть рода жила в местечке Чаплин в Померании (исторической области на юге Балтийского моря);
- первый «мэр Минска» граф Кароль-Ян-Александр Гутен-Чапский известен тем, что при нём в городе появился городской театр (сегодня известен как «Купаловский»); пивоваренный завод; Губернаторский сад с фонтаном; городской телефон (ого! До этого сообщения доставляли босые мальцы, бегающие по городу); конка, ставшая позже трамваем; мост через Свислочь на Немиге; первая электростанция (пала жертвой строительства неизвестно чего в районе сегодняшнего Парка Горького).
Сюжет: в 1920-м году вся семья Гутен-Чапских уезжает из Беларуси по известным политическим мотивам. Графиня Елизавета Чапская из-за болезни не смогла покинуть Родину. Крестьяне выдают её органам НКВД, которые приговаривают графиню к расстрелу, как врага народа. Перед приведением приговора в исполнение её берёт в жёны и тем самым спасает красноармеец. Вскоре он гибнет, оставляя бывшую графиню вдовой. Не уезжает из Беларуси она и во время оккупации БССР в 1940-е годы во время Второй мировой войны. После войны она выходит второй раз замуж и до конца своих дней живёт в деревне Заболотье недалеко от Прилук в небольшом заброшенном доме.
Точка #2. Гора Дзержинская – самая высокая точка Беларуси
Где? Координаты тут
Что посмотреть: ориентиром будет деревня Скирмунтово. Считается, что это самое высокое место в Беларуси. Не стоит ждать живописных видов, как на открытке из Европы. Просто ставим точку для себя – «были на высоте».
Три интересных факта:
- высота над уровнем моря – 345 метров;
- до 1958 года место называлось «Святая гора» - считается, что с древних времён тут поклонялись богам;
- место обязательно указывается как самая высокая точка страны в любом школьном учебнике по географии. К тому же в Литве, Латвии и Эстонии выше Дзержинской точек точно нет.
Точка #3. Раков
Где? Координаты тут
Что посмотреть: вот тут можно зависнуть надолго. Каждый решает сам, что ему делать – посидеть (как это мы сделали на интервью) или даже полежать на берегу живописной Ислочи; зайти в галерею Янушкевича или просто погулять по городку, крутая история которого легла в основу творчества писателя, лауреата на «Нобеля», блогера своей эпохи - Сергея Песецкого. Я искренне огорчился, когда узнал, что кулинарию в центральном магазине Ракова заменили на отдел по продаже бытовой химии. Никогда не забуду свежайшие «корзиночки с кремом», которые первым делом покупал, бывая тут. Эх… А вообще Раков – это не только Чапский. В разное время город принадлежал таким знатным родам как Кежгайлы, Завиши, Сангушки, Сологубы и Огинские.
Три интересных факта:
- изобретательница бюстгалтера с двумя чашечками, известного как «Maiden Form» (в переводе «девичья форма») – Ида Розенталь – родом из Ракова;
- Раков начала XX века попал на страницы мировой литературы как столица контрабандистов. Невероятные сюжеты разворачиваются в романах Сергея Песецкого – обязательно прочитайте хотя бы «Любовник Большой медведицы», который номинировался на Нобелевскую премию;
- жизнь Ракова связана с огромной еврейской общиной. Немцы во Вторую мировую войну искали «золотой запас», о котором ходили легенды. До сих пор никто толком не знает, где находится то самое золото, ради которого перерыли даже большое еврейское кладбище.
Чем заняться? На фоне костёла Богоматери Руженцовой, на берегу Ислочи очень хорошо заходит игра в «Дойліды». Деревянный балансир, на котором надо выстраивать фигуры разной формы и размера, чтобы шаткая фигура не перевернулась. Подробнее про игру здесь.
Точка #4. Меандр на Ислочи
Где? Координаты тут
«Замкнутая кривая без самопересечений, которая пересекает прямую несколько раз» - так трактует понятие «меандр» Википедия. Но это не наш вариант. Нам нужен плавный изгиб речного русла. На реке Ислочь предостаточно мест с широкими заливными лугами, где до сих пор можно встретить зубра.
Интересный факт: в Ислочи водится рыба, предпочитающая горные реки. Речь идёт про хариуса.
Чем заняться?
- сделать фотографию на фоне вековых дубов, которых можно встретить по берегам Ислочи;
- по дороге вы попадёте в Налибокскую пущу, где до сих пор люди живут хуторами (когда на километры вокруг нет цивилизации). Можно сделать остановку и пообщаться с такими «отшельниками»;
- посмотреть на ЛЭП, по которой уже совсем скоро потечёт электричество из Островецкой АЭС Внимание! Точки маршрута могут пролегать по лесам и заказникам, режим посещения которых должен быть вами изучен заранее.
Точка #5. Руины усадьбы Тышкевичей в урочище Вялое
Представитель знати XIX века обязательно должен был иметь увлечение. Путешествие вдоль реки Ислочь и Волма, пересечение мостов в Налибокской пуще выводит путешественника во владения графа Тышкевича. Место интересное, странное и … опасное.
Где? Координаты тут
Три интересных факта:
- это первая фотолаборатория на территории современной Беларуси - граф Бенедикт Тышкевич в 1893-м возвёл здесь двухэтажное здание, ставшее культовым для отечественных фотографов. Это была одна из первых фотолабораторий и съёмочный павильон с просторными окнами, через которые проходил свет, необходимый для практики в фотографии;
- на выставке в США работы Бенедикта Тышкевича, одного из первых мастеров фотографии в мире и путешественника, были удостоены золотой медали. Коллекция оригиналов фотографий графа Бенедикта Тышкевича теперь является частью фондов музея Нисефора Ньепса во Франции;
- заброшенный санаторий в том же урочище Вялое – напоминание о трагедии, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС. Учреждение здравоохранения отселили из-за радиационных осадков (на самом деле в Налибокской пуще надо хорошо знать карту радиационного загрязнения – есть мечта, лучше не появляться).
Чем заняться? На фоне живописных руин графских развалин во время квеста «Тайны путь УАЗ «Патриот» мы попробовали свои силы в настольной игре «Пентаго». Игра-головоломка — настоящий тренажер для мозга. Узнать подробности про игру.
Точка #6. Ивенец
Город, который в XIV веке был личным владением Великого князя Великого Княжества Литовского – Витовта. На гербе населённого пункта – графская корона. Живописный, известный своими храмами городок, лично для меня является самым сладким городом Беларуси. Именно тут на фабрике «ИвКон» делают легендарную конфету «Коровка». Как жаль, что больше не проводят «Цукеркавы фэст» - а ведь было здорово и вкусно.
Где? Координаты тут
Три интересных факта:
- костёл Святого Михаила Архангела в Ивенце (или «Белый костёл» по-народному – авт.) в стиле «виленского барокко» как две капли воды похож на Кафедральный собор в Минске;
- в Ивенце можно найти частный дом с гигантской надписью «Жыве Беларусь» на крыше;
- ивенецкая керамика – визитная карточка города, потому что «збаны» продавались далеко за пределами этой местности; обязательно стоит посетить музей, где можно посмотреть на лучшие образцы (например, Якуб Колас коллекционировал ивенецкие керамические свистульки).
Точка #7. Сула
Через деревню с «шенгенским» названием Литва идеально добраться до загородного комплекса в Суле. Старинной усадьбой тут владели в разное время король Речи Посполитой Стефан Баторий, Радзивиллы и Вишневецкие. Последние владельцы Сулы – Ленские. История хорошо помнит пани Эльжбету Ленскую, давнюю подругу Гутен-Чапских. Советская власть не пощадила исторических ценностей, а вот арестовать владелицу поместья не дали селяне. Она прожила у своей бывшей служанки Стефании до конца своих дней в 1951 году. Сегодня Сула – это магнит для тех, кто хочет необычно отдохнуть за городом. Снова-таки каждый решает сам, сколько пробыть в этом месте. Можно прогуляться часик, а можно смело оставаться на пару дней…
Где? Координаты тут
Три интересных факта:
- на территории парка-музея интерактивной истории «Сула» одновременно можно увидеть реконструкцию огромной замковой башни, поселение викингов и их драккар, а также местный «Стоунхедж»;
- здесь ведётся производство традиционного крепкого напитка «Starka» и недавно обновился музей этого напитка (дегустация – обязательная часть знакомства с процессом);
- окунуться в атмосферу литовской знати помогает зал под названием «Королевская Ассамблея».
Чем заняться в Суле? Это вопрос на любой вкус и кошелёк. Можно прокатиться на бричке, а можно нанять вертолёт и облететь окрестности с фантастическими видами. Идеальное время визита в Сулу – проведение какого-нибудь красочного фестиваля (например, «Битва четырёх эпох» или «Путь викингов»). В это время можно не только посмотреть сам комплекс, но и увидеть захватывающие представления.
Особенности маршрута:
- выше даны только основные точки маршрута. Если немного напрячь Google, то можно открыть для себя несколько промежуточных остановок, которые адаптируют путешествие под ваши ожидания. К маршруту хорошо стыкуются интересные места Воложинского и Столбцовского районов.
- маршрут проезжается за световой день, но можно озадачиться поиском ночёвки в одном из живописных мест, чтобы без обратного заезда в Минск побывать в настоящем многодневном приключении. Вот несколько полезных ссылок – усадьбы под Минском, снять жильё в районе Ракова; снять жильё в Воложинском районе.
- автомобили могут быть любыми. Для поездки на легковых машинах хорошо подойдут асфальтовые дороги и редкие грунтовки. На наших УАЗ «Патриот» мы сознательно выбирали лесные дороги, что прибавило живописности полученным фотографиям и яркости ощущениям от настоящих внедорожников. При этом важно понимать, что лесные дороги могут проходить через заказники, что накладывает ограничения на движение автотранспортных средств. Будьте внимательны при составлении своей нитки маршрута.
- идеально предусмотреть лёгкую «ссобойку», чтобы устроить экспресс-пикник в одном из живописных мест маршрута. Не забудьте забронировать заранее стол в ресторане загородного комплекса «Сула», чтобы отметить окончание путешествия.
- общая продолжительность составит не более 200 километров.
Про сегодняшнее поколение UAZ Patriot
Большой рамный внедорожник Ульяновского автомобильного завода в топ-комплектации стоит 36 960 BYN (а базовая комплектация стартует от 27 тысяч рублей!). Это основное преимущество данного средства передвижения, согласитесь. Лучшим способом оценить последние доработки популярной модели – день испытывать его на прочность в подобном маршруте. Описанные выше и некоторые другие точки мы должны были проходить на время, чтобы лучшие очутились на импровизированном пьедестале.
Для семейного же альбома, полагаю, не нужно наваливать на невероятных скоростях по просёлкам, а любоваться окрестностями и получать удовольствие от загородной прогулки. И то, и другое сегодня может предложить вам УАЗ «Патриот».
Из очевидных плюсов могу отметить:
- по сравнению с прошлым модельным рядом существенно переработано рулевое – теперь УАЗ «Патриот» не надо в буквальном смысле слова держать руками на дороге. Машина стала намного лучше управляться на асфальте (боже, идёт 2019 год, о чём я говорю, Илон Маск?);
- сокращённый радиус разворота, что было важно при необходимости резко сменить направление в динамичном квесте;
- доработана подвеска, где основным достижением стал факт исчезновения из задних рессор одного листа. Это позволило сделать заднюю подвеску мягче – пассажиров не выстреливает в полоток на препятствиях. К слову, половину гонки я провёл именно на заднем ряду и могу сказать, что дискомфорта не испытал;
- улучшенная шумоизоляция;
- новый 150-сильный двигатель ZMZ PRO с увеличенной до 235 Нм тягой, появляющейся «с низов», а именно с 2650 об/мин, что делает мотор дизельным по характеру и будет оценено любителям бездорожья;
- шустрая мультимедийная система на Android с предустановленным навигатором Navitel;
- ручки на передних стойках, которые здорово помогали держаться при манёврах по пересечённой местности (машина имеет высокий центр тяжести, а соответственно – кренится хорошо).
Чего ожидать от обновлённого «Патриота»:
- спокойствие рулевого управление достигнуто за счёт демпферов на диске сцепления, рычаге МКПП, а также на рулевой рейке. Последний рискует быть снесённым на жёстком бездорожье, так как заметно торчит снизу. Это обязывает сразу же заказать штатную защиту. Благо опции на UAZ Patriot, как и стоимость самого автомобиля, при покупке в салоне «ПарадАвто» не будут шокировать ценами;
- «бензиновый дизельный» мотор «ЗМЗ Про» очень ПРОжорлив. При баке объёмом 68 литров вы будете часто заезжать на заправки при дальних путешествиях;
- механической коробке передач очень не хватает 6-й передачи, которая так и просится при движении по трассе;
- в большой машине трудно разместить бытовые мелочи. Простора достаточно, чтобы предусмотреть дополнительные бардачки, ниши для смартфонов и пр., но этого, к сожалению, нет;
- я не могу назвать автомобиль USB-friendly: спереди только одно гнездо для зарядки через переходник. Розетка в багажнике может помочь задним пассажирам, но на высоких скоростях приходилось постоянно держать переходник руками, чтобы он не выпадал от вибрации кузова из гнезда;
- однозонный климат-контроль в топовой комплектации работает со своими особенностями. В нашей машине на задний ряд сидений из воздуховодов подавался очень горячий воздух при том, что спереди зима была близко (в ряде случаев версии с простым кондиционером будет достаточно);
- кресла переднего ряда обновлённого UAZ Patriot вполне нормальные, но хотелось бы более развитой боковой поддержки, что особенно ощущается на бездорожье, когда машину с высоким центром тяжести заметно раскачивает.
В сухом остатке обновлённый УАЗ «Патриот» - самый доступный на нашем рынке большой внедорожник, который сегодня уже заметно научился быть комфортной машиной для ежедневного использования. Инженеры завода говорят, что победили проблему быстро ржавеющего кузова. Так это или нет – покажет время. Главная интрига развития модели – скорое появление UAZ Patriot с автоматической коробкой передач без драматичного роста цены нового автомобиля.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах