Сегодня, 1 апреля, Holiday.by исполняется 18 лет. Наш сайт был создан в 2001 году, и практически всё это время компанией управлял один человек. Андрей Барашко — журналист, бизнесмен и путешественник, который прекрасно разбирается в туризме, принципиально не мечтает о Мальдивах, а любому пляжному отдыху предпочитает поездку на машине по экстремальному горному серпантину в Европе. Именно с его лёгкой руки ресурс трансформировался в удобный инструмент для миллионов туристов. В честь праздника — интервью.
Расскажи самый главный секрет белорусского туризма. Как постоянно летать в Египет за двести? Ты же директор туристического портала, ты точно знаешь.
В какой-то момент эта фраза была для меня ругательной. Когда я зарабатывал намного меньше, чем сейчас, более успешные в финансовом плане друзья говорили: «Но ты же директор ВЕДУЩЕГО туристического портала!..» Но с Египтом, на самом деле, всё просто: «хантите» отказные туры или ждёте момент, когда фирма продаст путевку по цене кресла в самолёте, если «горят» туры.
Ты сам много раз так съездил?
Ни разу.
А сколько раз ты был на Мальдивах?
Ни разу.
Сейшелы? Бали?
Ни разу. Слушай, а что, вот это всё надо было?
Ну, думаю, большинство пользователей именно так и представляют себе отпуск директора крупного туристического сайта.
Не знаю, для меня путешествие — это больше про оздоровление (причем, в первую очередь, ментальное). Если бы ты спросила, хотелось бы там побывать — возможно. Но пока мне больше нравится менять пассивный образ жизни на активный, так что в приоритете тот же Байкал или Исландия, если ты про путешествия мечты. В общем, оздоравливаюсь другими пейзажами.
Тогда следующий стереотип. Ты досконально знаешь механику интернет-продаж в туризме. Теоретически ты бы мог стать конкурентом своим же клиентам и моментально уложить их на лопатки. Есть ли у тебя своя тайная турфирма?
За это время было N-ое количество слухов, о том, что она появилась. Но нет: не было и никогда не будет. Здесь мне мешает мой перфекционизм, потому что если я что-то делаю, то делаю хорошо. Одной попой удобно сидеть только на одном стуле. Плюс, не хочу создавать конфликт интересов.
А если бы она всё-таки была, то чем занималась?
Ничем. Я считаю, сейчас плохое время для открытия турфирмы. Турагентства сами довели рынок до критической точки. Теперь у этого бизнеса крайне низкая маржинальность. Такой итог — результат тупой модели продаж, где сам работаешь за 10%-ую комиссию, но при этом раздаёшь скидки направо и налево.
Возможно, сам рынок диктует такие условия?
Мы здесь вроде с тобой как раз и говорим о том, что я уже лет двадцать наблюдаю за этим рынком. Давая клиенту трёхпроцентную скидку, ты отбираешь у себя 30% выручки. За последние 15 лет не случилось ни самоорганизации рынка, ни правильного картельного сговора турагентств. В результате сейчас есть компании, которые работают за два процента маржи. В общем, история, в которую не хочется ввязываться.
Ты как-то упоминал, что туристический бизнес за «персональными» менеджерами. Такой сценарий реален?
Более чем. Эта форма работы уже существует, просто пока об этом никто внятно не говорит.
Почему? Такая самостоятельность не выгодна турфирмам?
И да, и нет. Конечно, ни одна компания не захочет дарить своего специалиста рынку. Но, на мой взгляд, всё можно было бы грамотно переформатировать. Турфирма превратилась бы в коворкинг для крутых турагентов — с картинами на стенах, мониторами, кофеюшкой. Там бы трудились самостоятельные ребята, и туристы бы к ним возвращались. Потому что прежде, чем заплатить большие деньги за отдых (а для белоруса даже отдых в Затоке — это недёшево), нужно полностью довериться конкретному человеку. Возможно, наши турагентства когда-нибудь к этому и придут. Это точно помогло бы отрасли. И турист бы выиграл, и рынок стал бы пёстрым. Потому что, при всём моём уважении, большинство агентств сегодня — это «noname».
По-моему, ни одного «туристического коворкинга» в Минске пока нет?
Нет. Турфирмам больше нравится играть в пионерлагерь. Это когда они закрываются вместе и начинают друг друга пугать, что скоро все клиенты станут самостоятельными путешественниками. Эти страшилки я слушаю двадцать лет. Наверное, если бы это было так, то мы бы сейчас не беседовали о 18-летии Holiday.by, который рассказывает только о пакетном туризме. Наша аудитория каждый год прирастает на 18-20 процентов.И она становится моложе. А вот омоложения продукта я, к сожалению, не вижу. Ассортимент туров у многих компаний не менялся с 2000 года. Вот что пугает. То есть услугами турфирм могут перестать пользоваться не от того, что так круто путешествовать самостоятельно. Просто купить ничего не хочется.
Знаешь, с чем это сопряжено? Я до сих пор не встретил ни одного маркетолога, которому бы полностью делегировали полномочия — вплоть до изменения ассортимента турфирмы. Решение о формате туров принимает владелец, который создавал фирму ещё в девяностых. Абсолютное же большинство известных нам имен начинали с шоп-туров. Это когда везёшь туриста, ну и заодно привозишь что-нибудь хорошее на «Динамо».
Да, есть такая штука, как старение бренда. Holiday.by, кстати, тоже касается. Как этого избежать?
Страх «отрыва от реальности» посетил меня недавно, когда я участвовал в разработке туристической стратегии Беларуси до 2035 года. Осознаёшь, что такой же стратегией ты должен заниматься и внутри своей компании. Если десять лет назад в области интернет-технологий все было более-менее понятно, то сейчас — это просто непредсказуемые квантовые скачки. Посадить туриста в кресло, надеть на него VR-очки и показать отель — так логично, что, кажется, до этого осталось буквально пару лет. И никаких хороводов с шелестом страниц буклетов. Поэтому я сейчас стараюсь как можно больше смотреть по сторонам, анализировать. Пока без выводов. Всё очень быстро меняется. Я долгое время работал в режиме прогнозируемого интернета. Сейчас лично для меня здесь зона турбулентности.
Самое важное — понять, какие каналы сиюминутны, какие возникают и затухают на хайпе, а какие выживут и обретут массовый характер. Возможно, на каком-то этапе нам понадобится специалист, который подскажет, как правильно «приточить» наш продукт к молодой аудитории. В любом случае, это «нагретый», высококонкурентный рынок, на котором просто необходима реклама.
Сайт открылся в 2001 году. То время, когда люди растили тамогочи и играли в змейку на телефоне. Что тогда казалось инновацией, а сейчас можно вспомнить, как мем?
Holiday.by открылся как аналог газеты, в которых были красочные объявления об отдыхе в Крыму и Египте «за триста». Тогда турфирмы делали своим клиентам факсовые рассылки, это было очень модно. Не так-то легко убедить партнёров, что интернет может упростить жизнь, когда конкурируешь с факсом :)
Потом пришел бум на анимационные баннеры. Все мерились тем, у кого объявление больше и выше. Помню время, когда под нажимом рекламодателей я продал даже место логотипа Holiday.by. Можешь себе представить? Весь сайт — сплошные анимационные баннеры, сейчас бы это могло вызвать приступ эпилепсии. Моветон, но тогда здорово работало.
Три ключевых события в истории сайта?
В 2005-2006 году мы начали экспериментировать с дизайном. Тогда пришло понимание, что визуальная часть может круто влиять на поведение человека на сайте. Второй период: открытие офиса и наёмные сотрудники. И третий период — это 2014 год, когда я на несколько лет перестал быть директором компании.
Нам понадобился внешний аудит, и мы пригласили на должность директора Александра Стельмаха. Пока он управлял порталом, я смог посмотреть на свою фирму со стороны. Это вдохнуло жизнь во все текущие процессы. Именно на том этапе Holiday.by из «размещалки объявлений» превратился в канал дистрибьюции туров и сдачи недвижимости за городом. Мы трансформировали сайт в бизнес-инструмент.
Почему тогда это сотрудничество закончилось?
Мы все на рынке труда доступны для покупки. Александр, как и любой профессиональный менеджер, стоит своих денег. В какой-то момент другая компания предложила другие условия. Это нормально.
Расскажи про сложности в управлении компанией, которые мешали и негативно отражались на финансовом результате.
В какой-то момент мне пришлось отказаться от друзей в офисе и на том рынке, где мы работаем. Следом перешли в компании на «вы» и со всеми компаниями-партнерами стали равноудалены. Почему? Потому что рано или поздно любое панибратство переходит грань и вредит обеим сторонам. Когда тебе в десять вечера звонит турфирма, и начинается «Вась-вась, дай большую скидку, мы же друзья, братаны должны друг другу помогать» . А я им не братан.
Или, когда внутри компании ты как руководитель компании говоришь об одном, а тебе отвечают: «Ну чё ты, не будем мы так делать». То есть ты понимаешь, что нужно двигаться в новом направлении, а эти «внутренние братаны» говорят: «Да ладно, Андрюха, и так нормально». Теперь все клиенты на самообслуживании, рекламодатели сами покупают услуги без частой необходимости звонить в офис. Мы также «застолбили» определенные ценности внутри фирмы, и их нельзя нарушать.
Проект внутри Holiday.by, на котором ты ничего не заработал, но всё равно им гордишься?
Каталог экскурсоводов. В Беларуси до 2017 года эта информация оставалась вотчиной Национального агентства по туризму. Я завладел внутренним справочником экскурсоводов, и мы его отсканировали. Затем позвонили каждому гиду с просьбой выслать фотографии и информацию о себе. Всё это выложили на сайт с прямыми контактами. И совсем скоро ко мне пришли люди в погонах — из налоговой. У них было письмо от заместителя министра спорта и туризма о том, что я потакаю нелегальным доходам экскурсоводов. А, там же было требование запретить нам использовать слово «экскурсовод» на Holiday.by. Ха-ха… Сейчас в базе больше двух сотен гидов, у некоторых ребят больше ста отзывов. Я считаю, этот каталог вывел общение клиентов с экскурсоводами на совершенно новый уровень.
Кстати, мы вообще нигде в разговоре не коснулись темы отдыха в Беларуси. (На сайте holiday.by — самый подробный каталог усадеб и коттеджей во всём байнете, собрана информация о 1250 достопримечательностях, работает туристическая афиша. Все разделы взаимосвязаны и позволяют быстро спланировать интересные выходные внутри страны — прим. редакции)
Для меня разделы, посвященные отдыху в Беларуси, очень личные. Потому что это реинкарнация того, чем я занимался до Holiday.by: в частности, школьно-студенческого проекта «Беларусь в четыре ноги» и моих научных работ по архитектуре Беларуси. Так что у меня в голове этому разделу больше лет, чем Holiday.by. Я его ассоциирую не с порталом, а с собой.
Сколько людей в сутки просматривают белорусские разделы?
От 7 000 до 10 000 уникальных посетителей. Не мало, если учитывать, что в начале 2 000-х это вообще никому не было интересно. Сейчас подросло поколение, которому больше не нужна дача: эти ребята мобильны, активны, они всем интересуются. Как и турфирмам, поставщикам загородного отдыха пора задуматься о найме маркетологов, которые уже сейчас сформируют продукт для сегодняшних пятнадцатилетних.
Пример?
Поездки на болотоходах, которые делает Ельня. Крутой экспириенс, где ты получаешь необычный визуал и физически интересные эмоции. Когда ты на каком-то луноходе фигачишь по марсианскому пейзажу — это, как минимум, интерактивно. Плюс, познавательно: там работает хороший дом экологического просвещения, где тебе за пять минут тебе наглядно рассказывают, что же такое багна. Даже детская аудитория 5-10 лет залипает на этом. Класс.
Кроме путешествий по Беларуси, куда планируешь съездить в этом году ?
Я даже визы не делал. Как минимум, хочу встретить совершеннолетие Holiday.by в офисе. На самом деле, наличие визы в паспорте для активного путешественника — это просто шило в заднице. Ты готов в любой момент сорваться. Пусть будет год сюрпризов. Лучшая туристическая тема через 18 лет — это когда что-то происходит неожиданно.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах