Я начинаю лучше понимать классических альпинистов. Покорив одну гору, они сразу же начинают думать о новых высотах. Схожая ситуация со списком самых опасных и живописных дорог Европы у белорусского дилера автомобилей Jaguar «Атлант-М Британия». В прошлом году был взят один из самых высокогорных перевалов Европы - Стельвио. В этом году побывать в Монако и не подняться на 1607 метров над уровнем моря до легендарного Коль де Турини было бы грешно.

Перевал Col de Turini в Приморских Альпах во Франции не самый высокогорный, но он всегда упоминается в перечне самых живописных автомобильных дорог мира. К тому же сам факт того, что по этим узеньким дорожкам, многочисленным шпилькам, с низкими ограждениями «пролётов» над пропастью проводятся этапы легендарного «Ралли Монте-Карло» добавляет множество баллов серпантину. Лучшего формата, чем дневник, для такого восхождения не найти. Поэтому поехали с нами!

Дорога наверх

После дня в Монако на ночёвку мы остановились в итальянском городе в 50 км от княжества. Во время яхт-шоу трудно найти свободный номер даже где-нибудь на окраине Монте-Карло. Поэтому «медиум» нашей экспедиции был отмечен в agriturismo (это «агроусадьба» по-итальянски – авт.) в месте под звучным названием «Империя».

Как у настоящих альпинистов, успех подъема зависит от проведённой накануне подготовки и соблюдения техники безопасности. В этом году выбор автомобилей для поездки полностью совпал с её форматом. Два мощных полноприводных седана – Jaguar XE и Jaguar XF – гарантия получить неподдельные драйверские эмоции как на автобанах, так и на высокогорных закрытых поворотах.

Тем не менее, утром перед стартом ещё раз зачитывал вслух, что если стоит знак 30 км/ч, то нужно усмирить табуны лошадей в «Ягуарах» и строго соблюдать эту скорость. Путешественники в своих отзывах пишут о малом количестве зеркал, установленных на крутых виражах. Движение на адреналине – первый шаг ко встрече лоб-в-лоб со «встречкой».

Поднимаясь в горы никогда не знаешь о погоде, которая будет выше облаков. Бывает так, что на «земле» тепло и сухо, а там будет идти дождь, что не лучшим образом отражается на сцеплении авто с дорогой. Особенно если подниматься осенью, как мы. Поэтому лучше всегда готовиться к худшему сценарию.

Банковская карточка нам потребовалась трижды в этом дне. Во-первых, мы заправили машины до полного бака незадолго до поворота в горы. Ждать, что серпантин будет похож на платный автобан с АЗС, магазинами и хорошими туалетами – большая ошибка. Поэтому мы ещё и в карманы пару капель залили на всякий случай. Заправки в горах будут в небольших населённых пунктах. По километражу будет казаться, что это рядом. Но по факту это десятки километров на съезд и возвращение на трассу. Во-вторых, не остановиться на обед с видом на альпийскую красоту – это значит не прочувствовать того, что точка взята. Об этом и третьем эпизоде чуть позже…

Поворот на перевал в Италии ничем не выделяется, разве только большим количеством стрелок-указателей. Половина населённых пунктов на них уже во Франции. На условную границу мы прибыли достаточно быстро.

Надо сказать, что проверка была. В первой французской деревушке весь трафик останавливали солдаты на блок-посту, которые просили открыть салон машин и багажники. Вероятно, миграционный контроль и борьба с терроризмом.

Нам повезло с погодой. Несмотря на конец сентября и прогноз, который мы смотрели за неделю до приезда сюда, с каждой сотней метров подъема над уровнем моря, становилось по-летнему тепло. Сухому асфальту радовались и наши альпинистские кошки. Управление полноприводным седаном даёт возможность на какой-то момент почувствовать себя профессиональным гонщиком. И тут дело даже не в скорости, а в траектории движения. Автомобиль цепко держит дорогу, позволяя проходить повороты на той траектории, которую на моноприводном автомобиле ты себе позволить не можешь в свете большого риска заноса.

Я же ещё раз убедился, что люк или панорамная крыша – мой однозначный фетиш. Чтобы дать возможность другим водителям получить кайф от движения по перевалу и ради просмотра горного «прямого эфира» несколько раз перемещался на заднее сиденье просторного Jaguar XF.

Любое движение не должно оставаться без мотивации. Ценность приза вырастает с каждым горным метром.

Инфраструктура серпантина Коль де Турини скудна. В каких-то местах вовсе нет отбойников, хотя говорится, что каждый год здесь здесь решается вопрос об уменьшении числа аварий. Они здесь не редкость.

Самые распространённые – лобовые столкновения в слепых поворотах и на «шпильках». Нередко туристы не могут удержаться от перевоплощения в раллийных гонщиков и забывают о встречном движении.

Меня увлекло наблюдение за мототуристами, которых тут очень много. Взрослые люди, пенсионеры по-нашему, на дорогих подготовленных к длительным путешествиям байках, штурмуют перепады высот. Словил себя на ощущении, что хочу сделать тоже самое.

Но самый большой респект – велосипедистам. От городка Соспель до вершины перевала, на отметке 1607 метров над уровнем моря, проложены и маркированы многочисленные веломаршруты. И по ним ездят! Люди берут свои ноги, вставляют в педали и выжимают из велосипедов приличную скорость даже на подъём. Не просто так по серпантинам Коль де Турини проходила престижная велогонка Тур де Франс.

Автомобильная дорога в этом регионе стала формироваться в первые годы XX века в рамках так называемого «Route des Grandes Alpes», в вольном переводе - «Маршрут через Альпы». В 1937 году завершились работы по асфальтированию всего 684-километрового пути. В туристических путеводителях этот маршрут отмечен как уникальная возможность полюбоваться горными вершинами, пообщаться с местными жителями и насладиться величием природы. Помогут это сделать 16 перевалов, которые рекомендовано преодолевать только в хорошую погоду. Весь маршрут открыт с июня (когда точно растает весь снег в горах – авт.) до конца октября. Коль де Турини – составная часть этого гранд-маршрута для отважных искателей лучших горных кадров Французских Альп для своих фотокамер.

По дороге к скромной по альпийским меркам отметке 1607 метров над уровнем моря дорожные знаки то и дело предупреждают о веренице крутых поворотов, камнепаде, сужении дороги. Стоит обращать внимание на знаки, где указан приоритет проезда по самым узким местам, где два легковых автомобиля могут не разъехаться.

Но даже эту сложную местность люди сумели немного обжить. По дороге проезжаем два небольших городка - Соспель и Мулине. Меня больше всего удивили как бы приклеенные к дороге домики, похожие на дачи. Пригляделся, действительно резкий грунтовый спуск «в никуда», небольшая парковка и огород, уходящий под невероятным углом вниз. Было неожиданно узнать, что церковь Notre Dame de la Menour (между городками Соспель и Мулине – авт) действует и есть расписание богослужений.

Такая вера в бога явно способствует развитию навыков управления авто, если делать это годами. С лестницы над дорогой и площадкой перед церковью открываются шикарные виды на окрестности.

Цари горы

Самую высокую точку перевала Коль де Турини трудно не заметить. Это просторная парковка с несколькими мини-отелями, при каждом из которых работает ресторан. Здесь же домик туристической информации и одни из самых роскошных видов.

Вот тут-то вам снова пригодиться банковская карта и знание… французского языка. Несмотря на то, что это место – суть легенда этапа «Ралли Монте-Карло» и ежегодно, уверен, тут прокатываются сотни тысяч разноязычных туристов, обслуживающий персонал на «Do you speak English?» реагирует сдержанно и общается на суржике из плохого английского и медленного французского.

Любопытно, что по названию отелей я не смог выйти ни на их сайты, ни на цены в системах онлайн-бронирования. А так хотелось дать совет забронировать номер картой «Технобанка» и получить со стоимости номера прекрасный альпийский кэшбэк! Даже всевидящий «Гугл» сказал: «Чтобы узнать цены и получить информацию о наличии номеров, позвоните в гостиницу». Поэтому берём трэвел-карту и отправляемся на настоящий французский обед в Альпах.

Лучшим местом для него будет ресторан при отеле Hotel des Trois Vallees. Суть в том, что тут собрана вся история легендарного «Ралли Монте-Карло» в картинках, фотографиях, автографах, афишах и немногочисленных артефактах.

По сути своей агроусадьба на границе альпийского национального парка стала постоянным участником одного из самых ярких автомобильных событий в мире, а также местом встречи автоклубов различных марок. Ресторан оформлен в «раллийном стиле». Пока готовится еда, можно многое узнать про ралли Монте-Карло.

Это автомобильное событие устраивается с 1911 года «Автомобильным клубом Монако». Этот же клуб является организатором этапов Formula-1 в Монако и «Rallye Monte-Carlo Historique». Гонка была учреждена князем Монако Альбером I. С самого начала и до сегодняшних дней участие в ралли является большим престижем для автопроизводителя – он может в деле показать свои автомобили. Победа же в этой гонке означает признание последних достижений бренда.

Изначально это была «гонка джентельменов», когда скорость и время преодоления участков не имела значения. После Второй мировой войны всё изменилось. Ралли стало одним из главных европейских автомобильных событий года. С 1973 года «Ралли Монте-Карло» является частью Чемпионата мира по ралли (WRC). Это означает, что «джентельменству» пришёл конец – всё решают время, скорость и места на пьедестале.

Серпантины Коль де Турини стали поистине настоящей легендой «Ралли Монте-Карло». Заезды проводятся зимой (в январе), ночью, в холод и снегопад. Худших условий для гонок трудно представить. Правда, ночные заезды проводятся всё реже (вероятно из соображений безопасности), но эти «ночи длинных ножей», когда прожекторы многочисленных гоночных авто режут склоны гор, вспоминают многие гонщики и болельщики.

Чтобы вернуть дух истории в гонку стали проводить «исторические ралли», когда на трассу выходят классические спортивные автомобили и делают красоту. Первое «историческое ралли» провели в 1998 году и к участию были допущены владельцы только тех автомобильных марок, которые до этого года принимали участие в «Ралли Монте-Карло». В обновленном историческом ралли соблюдается традиция «звёздности» стартов.

Это означает, что участники стартуют из разных городов с задачей прибыть к единой точке сбора на финише. Классические маршруты Монте-Карло и регулярность движения, подразумевающая прохождение маршрута не на время, а на точность, заданные параметры времени и средней скорости движения делают это событие привлекательным для сотен экипажей владельцев классических машин со всего мира. Примечательно, что наряду с Porsche, Volkswagen, Lancia, Alfa Romeo, Ford, Jaguar, Renault Alpine, BMW, Opel, Mini Cooper, Fiat, Saab, Volvo, и Subaru в исторической гонке можно заметить «Волгу» ГАЗ-21, «Жигули», «Москвич-407».

Мы пытались спросить у парня в ресторане Hotel des Trois Vallees, были ли здесь группы из Беларуси, но наше незнание французского, а их нежелание или незнание английского к успешным поискам среди табличек клубов не привели. И обед уже на столе! В общем, соберётесь на перевал в Коль де Турини, не забудьте какой-нибудь белорусский автосувенир, чтобы войти в историю легендарного места.

Обед в местном ресторане обойдется в границах 28-33 евро на человека, и он будет хорошим. Закуски, первое и основное блюдо, вкусный кофе сдобрены свежайшими альпийскими ароматами летом и кристально чистым воздухом осенью и зимой.

Не в обиду повару этого заведения, бургер из драников в моём любимом Galaxy Café получается намного лучше. Но при этом было бы непатриатично с моей стороны не заказать картофельные оладьи. Для послеобеденного релакса есть идеальная «комната отдыха» - скамья с видом на красоту.

Фиксируем себя на пике Коль де Турини на память. Время ехать дальше!

Спуск с горы

Это как в детстве. Если ты забрался на высокую горку с санями, то можно ехать вниз по тому же пути, а можно попробовать что-то другое. Если рассматривать карту окрестностей Коль де Турини, то изгибы по обе стороны горы будут говорить, что для получения кайфа можно выбирать любой путь.

Мы решили не повторяться и поехали в сторону Ла Болен-Везюби. Ничего примечательного в этом городке нету – старый городок с туристско-информационным центром, где всё на том же миксе из французского, английского и языков жестов вам смогут подсказать, где ближайшие АЗС и работающий магазин. Там же можно получить бесплатную карту местности с основными достопримечательностями.

Вот тут в третий раз за день пригодилась банковская карта Global Card от «Технобанка». Хотя, признаюсь, в таких местностях я предпочитаю иметь с собой какое-то количество наличных денег, потому что вдруг интернет сдует с гор и связи с банком не будет. Суть в том, что в Европе магазины шаговой доступности завершают работу достаточно рано – около 16-17 часов. Поэтому если вам нужно пополнить запасы еды в машинах или приобрести что-то для вечернего ужина, то после 18:00 можно ничего не найти.

В этом случае расчет на работающую АЗС или супермаркет одной из сетей, которые, как правило работают до 20-21 часа вечера. Я снова и снова много думал о том, как можно отточить навыки экстремального вождения, если из этой деревни нужно «за молочком» вечером сгонять в соседнюю. Других вариантов нет – садишься в машину и накручиваешь резкие повороты и шпильки полчаса. Затем тоже самое по дороге домой.


Мы тоже продолжили свой путь под названием «Ягуар покоряет Европу». Какое-то время в окна машин подавали невероятные пейзажи горной дороги. Затем всё стало привычно ровно – мы выехали в сторону курорта Рапалло. Этот день подарил мне несколько мощных идей на будущее. Спасибо ему!

Большое спасибо также «Атлант-М Британии» за традицию открывать Европу на автомобилях Land Rover и Jaguar. На любой высоте в Альпах надёжно работала карта Global Card от «Технобанка». Партнёром поездки является турфирма Sapori Tours.

Наше 11-дневное путешествие из Минска в Монако можно проследить по тегу #JLRпокоряетЕвропу в Instagram и Facebook.

Фоторепортажи экспедиций «Jaguar Land Rover покоряет Европу» на Holiday.by

Туры во Францию на Holiday.by

Автомобильные путешествия: маршруты, фоторепортажи, тест-драйвы

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах