В детстве я собирал модели машин, выполненные в масштабе 1:72. В какой-то момент их стало слишком много для нескольких полок в квартире, и нужно было больше думать про «взрослую жизнь». Часть коллекции пошла по рукам. Судьбе остальной части автопарка детства я не завидую. Вот и у князя Монако Ренье III в какой-то момент гараж перестал вмещать в себя автомобильные раритеты, которые он заядло собирал с 1950-х годов. Но мы с ним изначально были в разных условиях.
Когда у тебя во власти целое государство (пусть даже всего на 2 квадратных километра полезной площади), ты можешь поручить на одном из этажей бизнес-центра выпилить огромную дырку, сделать в ней лифт и перевести свой коллекционный автопарк туда на всеобщее обозрение.
Так в 1993 году появилась Выставка коллекции автомобилей Его Светлейшего Высочества Князя Монако Ренье III, отца ныне действующего монарха Альбера II. Всего за 6,5 евро каждый может пройтись по нескольким этажам «музея» - фактически по всей автомобильной истории. Выставка не оставляет равнодушным практически никого. С одинаковым успехом выносится куча селфи на фоне красивых и стильных машин.
Интересующиеся миром авто воочию увидят лучших и интересных представителей таких марок, как HISPANO SUIZA, ROLLS ROYCE, LINCOLN, FACEL VEGA, DELAGE, DELAHAYE, PACKARD, HUMBER, NAPIER, FERRARI, MASERATI, LAMBORGHINI, ALFA ROMEO и т.д. Уверен, что половина имён среднестатистическому читателю ничего не говорят. Это несуществующие сегодня автомобильные бренды, которые либо исчезли навсегда, либо же стали частью более мощных работающих до сих пор концернов.
Самым старым экземпляром выставки является автомобиль DE DION BOUTON 1903 года. Здесь есть мотоцикл князя Альбера I первых годов XX века, на котором он не боялся преодолеть расстояние в 1000 км от Монако до своего замка на севере Франции.
Легендарный DEUTSCH BONNET, принимавший участие в ралли «Монте-Карло» в 1953 году. Личный автомобиль княгини Грейс Келли Renault Floride 1959 года. Доавтомобильная эпоха представлена каретами и экипажами княжеского двора.
Коллекция пополняется новыми экземплярами машин – сын Альбер II продолжает нелёгкое дело отца покупать редкие автомобили и машины с мировой историей. Правда, под этой эгидой была продана треть отцовской коллекции по ценам, к которым у мировой прессы есть вопросы – в ряде случаев больно задёшево ушло «фамильное серебро». В 2012 году с молотка улетело 38 машин. Князь Ренье III, сказать правду, не сильно был профессиональным коллекционером. Поэтому в его гараж часто «залетали» машины, не представляющие огромного интереса – они ему просто нравились. Например, привычные обывателю Volkswagen «Жук», Fiat 500 в комплектации Abarth или Chevrolet Camaro. Да, они все «как новые» и из княжеской конюшни, но назвать их уникальными вряд ли можно. Однако же на аукционе был продан также любимый князем-отцом Mercedes 500 SEC в компании Bentley S1 середины 1950-х или Porsche 928 S. В общем, в дела князя мне вмешиваться не дано. Продал и продал.
В результате сегодня коллекция получила новое дыхание – тут стали появляться легендарные и уникальные представители современности. Чего только стоит одна экспозиция болидов «Формулы-1», стена с перчатками именитых гонщиков и алтарь со шлемом Айртона Сенны.
Этот зал являет собой как бы продолжение экспозиции автомобилей, участвовавших в легендарном ралли «Монте-Карло». Правящий князь Альбер II в быту отдаёт предпочтение автомобилям с гибридной установкой и очень любит японскую марку Lexus. Гостей выставки встречает уникальный «свадебный» экземпляр, который возил высокопоставленных молодожёнов в 2011 году. Представьте, что компания Lexus выпустила этот автомобиль под заказ в единственном экземпляре.
Такой тип кузова называется «ландоле» (от французского «landaulet» - авт.) и он зачастую используется первыми лицами государств на торжественных церемониях. В нём всё уникально от прозрачной крыши без стоек и опор (в компании Lexus говорят, что она выполнена во Франции) до оттенка краски «полуночный голубой», который подбирали вручную. Для обслуживания всех авто в коллекции, тут же в «Террасах Фонвьея» (Terrasses de Fontvieille) работает своя СТО с покрасочным цехом и целым штатом механиков. Все модели княжеской коллекции на ходу. А ещё князь Ренье III активно собирал марки… Но это уже совсем другая история.
Выставка коллекции автомобилей Его Светлейшего Высочества Князя Монако работает ежедневно без выходных с 10:00 до 18:00 (кроме 25 декабря). На беглый осмотр может хватить времени до часа. Чтобы побольше узнать, почитать богатую информацию следует отводить не менее 2-х часов. За отдельную плату тут можно записаться и испытать себя на симуляторе Formula-1.
Взрослый билет – 6,5 евро
Детский (8-16 лет) или студенческий билет – 3 евро
Сайт коллекции https://www.mtcc.mc
В репортаже, что делать в Монако, я писал о том, что сюда надо приезжать не только за роскошью улиц, казино и ресторанов, но и за уникальными музеями. Специально для этого разработаны «дабл-билеты». Например, за 15 евро на взрослого посещение коллекции авто и Океанографического музея.
Ближайший к Беларуси крутой автомобильный музей и коллекция - Рижский мотормузей. Удалось там побывать в прошлом году, посмотрите.
Прикоснуться к истории автомобиля в Монако, увидеть среди прочего раритетные Jaguar-ы стало возможным в рамках традиционной экспедиции «Ягуар покоряет Европу». Она организована белорусским дилером люксовых английских автомобилей марок Jaguar и Land Rover «Атлант-М Британия». Партнером этого года стал «Технобанк» и его карта для путешественников Global Card. Помощь при подготовке маршрута и бронировании отелей оказывала туристическая компания Sapori Tours.
Наше 11-дневное путешествие из Минска в Монако можно проследить по тегу #JLRпокоряетЕвропу в Instagram и Facebook.
Фоторепортажи экспедиций «Jaguar Land Rover покоряет Европу» на Holiday.by
Автомобильные путешествия: маршруты, фоторепортажи, тест-драйвы
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах