Главная река страны. Много ли фактов мы знаем о Свислочи? Уверен, что жители Минска воспринимают этот водоём как часть привычного ежедневного пейзажа. Для приезжающих в столицу Беларуси эта река становится прекрасным фоном для прогулок и фотографий. Сегодня вместе со мной вы узнаете чуть больше про главную водную артерию Минска, чем знали раньше. Признаюсь заранее, будучи коренным минчанином, я сам половины этих фактов не знал до этого дня.
Провести день на Свислочи пригласил импортёр автомобилей Volkswagen в Беларуси, назвав акцию «Tiguan раскрывает тайны Свислочи». Компанию нам составили писатель, автор «минских историй» Михаил Володин и «городской лесничий» Игорь Корзун. Мини-экспедиция одного дня осуществлялась на автомобилях VW Tiguan первого поколения, которые также заслужили несколько слов. Кроме самой прогулки, были взяты пробы воды из Свислочи, о результатах которых вы прочитаете ниже.
Путешествуем вдоль минской воды – не самый избитый маршрут выходного дня, когда то справа, то слева видна водная гладь.
Факт №1. Где исток Свислочи? Это зависит от времени года
Официально начало главной столичной реки «приписано» к деревням Шаповалы и Векшицы, возле самой высокой точки Беларуси – горы Маяк.
Сегодня здесь располагается садовое товарищество с говорящим самим за себя названием «Родник». Из-под гор всегда бьют источники за счет давления почвы на водоносные слои. В окрестностях дачного поселка мы нашли несколько ручейков, каждый из которых может быть назван истоком Свислочи. В сухую погоду мелкие речушки и «лужицы» пересыхают, во влажную и дождливую – поднимаются и увеличиваются.
Точно поставить знак сегодня не представляется возможности. Поэтому мы довольствовались просто визитом на это место. Можно сказать, «зачекинились» в самом начале реки, которая официально насчитывает 327 километров длины, то есть полстраны.
Факт №2. Новое «лицо» Свислочи в Минске
Удивительно, но Свислочь в Минске сегодня сложно назвать рекой – это скорее технический водоём, в который сливается городская ливнёвая канализация.
Суть в том, что в 50-х годах прошлого века русло Свислочи в столице Беларуси, особенно в центре, было полностью изменено, чтобы «придать городу живописный и привлекательный облик». Хотели даже пустить в сторону Ждановичей речной трамвайчик.
Поэтому ничего общего с «дикими» реками столичный отрезок не имеет. Даже вода у реки не своя. Читайте дальше!
Факт №3. Откуда вода в Свислочи?
Уже через 10 лет после «рекоустройства», Свислочь перестала покрывать нужды столицы в техническом водоснабжении. Был риск, что в черте города река и вовсе пересохнет.
Поэтому в 1960-х годах изучался вопрос подпитки реки за счет «переброски» стока из других, более водообильных речных бассейнов. Были идеи «дотянуть» воду в Свислочь даже из Нёмана!
В конкурсе на «водное донорство» победила река Вилия. В результате в 1968-1976 году было реализовано сложное гидротехническое решение – Вилейско-Минская водная система с шестью насосными станциями и протяженностью в 60 км. Мы побывали на станции №6.
Здесь можно увидеть «дикую» речку Свислочь, впадающую в бетонный канал, куда поступают воды бассейна Вилии. Стоя на берегу, сложно представить, что перепад высот между Вилейским водохранилищем и Минским морем достигает 75 метров!
Однако только благодаря этому решению мы видим сегодняшнюю Свислочь полноводной рекой.
Факт №4. Легендарные выходы Свислочи из берегов
Своенравная Свислочь выходит из себя регулярно. Мы поговорим о коллекторах чуть ниже, а пока должен признать, что с интересом узнал о том, что выходы реки из берегов фиксируются регулярно с XIX века.
В первую очередь это связано с тем, что берега реки не были укреплены аж до 1909 года. Первым шагом на пути борьбы с паводками стало создание известного минчанам Комсомольского озера. Это сегодня это место отдыха горожан, а изначально это было по большей части техническое сооружение.
«Те, кто вчера думал про маленькую машину, сегодня пересаживаются на компактные кроссоверы»
Такую новость мы услышали от директора импортёра автомобилей Volkswagen в Беларуси Сергея Михневича перед стартом нашей мини-экспедиции. Всё дело в цене – сегодня компактные кроссоверы стали доступнее, поэтому попадают в поле зрения тех, кто ещё вчера выбирал из недорогих седанов или хэтчбэков.
К тому же именно рынок автомобилей класса SUV сегодня самый растущий – это означает появление новых моделей и конкуренцию, в том числе и ценовую. Сегодня стоимость нового автомобиля первого поколения начинается от 17 980 у.е. и импортёр не собирается отказываться от продаж этого авто несмотря на то, что скоро появиться в шоу-румах модель второго поколения. Одновременные продажи VW Tiguan позволят снизить цены на машины первого поколения.
На этом потенциальном бестселлере мы прокатились вдоль Свислочи, что позволило оценить авто как в городе, так и за городом. Нам специально выделили автомобили с передним приводом на 1.4-литровых бензиновых моторах, не в самой «топовой» комплектации, чтобы снять некоторые стереотипы относительно бюджетных кроссоверов.
Первое, на что обращаешь внимание, это вместимость салона – небольшой автомобиль комфортно вместил в себя четырёх взрослых человек с поклажей. При этом у пассажиров заднего ряда был разложен широкий подлокотник и в ряде случаев были подняты столики, вмонтированные в кресла передних сидений.
Автоматическая коробка не демонстрирует вау-эффекта, но её за глаза хватает для смешанного цикла движения – город и выезд на дачу или за город на пикник. Вероятно, это самый стандартный маршрут на Volkswagen Tiguan.
В салоне ожидаемо по-фольксвагеновски тихо, что делает автомобиль хорошо адаптированным к шумному городу и в движении по трассе голос в салоне во время беседы повышать нам не пришлось. Наслаждаемся поездкой!
Факт №5. Взрыв на Минском море и фигура чёрного человека в небе
Для тех же целей борьбы с наводнениями в городе в 1953 году было открыто «Минское море». В то время город ежегодно затапливался на треть, и надо было что-то делать.
При строительстве водоёма вскрылась ошибка в расчетах, строители постоянно натыкались на грунт-«плывун», который невозможно вычерпать никакой техникой и силой. И тут события закрутились в фантастико-мистический сюжет.
Было решено взорвать это место, чтобы этот жидкий грунт к чертям собачьим разметало по окрестностям. При этом сотрудники органов с короткими названиями, но длинными полномочиями своего «добро» не дали. Мол, говорят, если операция по взрыву пройдет успешно, подпишем документы «задним числом». Если нет – не обижайтесь и за вредительство поедете ёлки попилить или присесть где-нибудь. По расчетам нужно было два заряда по 20 тонн взрывчатки (это два вагона!), которую нигде как в тогдашнем Ленинграде получить не было никакой возможности, но с согласия Москвы. А тут ещё и Сталин умер. В итоге начальник строительства гидроузла Анатолий Кошкин всеми правдами и неправдами получает требуемый объем взрывчатки, которая стояла «в кустах» недалеко от Ратомки пару дней, дожидаясь 9 мая 1953 года. Почему именно этой даты? Просто было решено «замаскировать» взрыв под салют, приуроченный Дню Победы. В итоге вечерком того дня в районе деревни Гонолес под Заславлем рвануло так, что отдыхающие в ждановичском санатории люди стали в панике искать убежище, а американские таблоиды напечатали статью, что СССР проводит испытания ядерного оружия.
Очевидцы утверждают, что в облаке они отчётливо видели силуэт огромного чёрного человека. Так был произведен первый в истории взрыв, примененный в гидротехнике, в результате чего от «плывуна» было освобождено место для фундамента Минского моря – любимого места отдыха жителей столицы Беларуси. Площадь искусственного водоёма составляет 31,1 км², максимальная глубина – 8 метров. Здесь расположено 10 островов. Надо сказать, что Минское море построили без особенных жертв среди населенных пунктов – были затоплены небольшой торфодобывающий заводик и деревня Заречье-1 с полусотней домов, для жителей которых выстроили жильё в городе.
Факт №6. Секретные места на Свислочи под Минском и в городе
Немногие жители столицы знают, какие интересные места вдоль Свислочи есть под Минском. Для меня настоящим открытием стал Слаломный канал, построенный в 1981 году.
Безусловно, его строили к XX Олимпиаде, в программу которых впервые в истории включили слалом на байдарках и каноэ. Сегодня сооружение используется крайне редко, но радует глаз необычностью конструкции. Прекрасное место для прогулок и нестандартных селфи.
Организаторы Tiguan-пробега заверили нас, что самый лучший вид на Минск открывается из деревни Лапоровичи, которая сегодня стала столичным Беверли-Хиллзом, где селятся обеспеченные минчане. Ещё одной крутой обзорной точкой на реке является Соколянский переулок в Минске.
Здесь река делает большой изгиб, а с высоты двора многоэтажки открываются виды, который можно назвать «с высоты птичьего полёта».
Факт №7. Что ловят минские рыбаки?
Сто раз задавал себе вопрос, что делают рыбаки на берегах Свислочи. Я не открою секрета, если скажу, что Свислочь – не самая чистая в наших краях речка. Что может в ней водиться?
Оказывается, что даже в городской черте можно обнаружить и попробовать выловить даже крупную рыбу. У нас водятся подлещики, плотва и окуни. При впадении Свислочи в Комсомольское озеро водятся хищники – бель и судак. Минздрав не рекомендует выловленную в черте города рыбу кушать, а спортивный рыболовный азарт подогревать – без проблем.
Факт №8. Что на дне Свислочи?
Водоёмы в себе хранят множество предметов. В нашем случае специально или случайно попавшие в реку монетки, ключики, украшения и мобильные телефоны соседствуют с патронами, гранатами и снарядами.
Всё это «добро» было поднято на поверхность в 2002 году, когда проводили чистку и углубление русла реки. По объемам ил с донными отложениями и находками сравним с шестью «Курганами славы» под Минском. Всё это счастье захоронили в специальном гидроизолированном карьере недалеко от столичного авторынка. Надо понимать, что река продолжает накапливать «подарки» от города и горожан.
Факт №9. Самая грязная река в Беларуси
К сожалению, это так. Правда, винить «советскую власть» в этом будет преждевременно – загрязнение нечистотами реки в границах Минска фиксируются с XIX века.
Уже тогда говорилось, что вода в реке непригодна ни для стирки, ни для питья. Активные меры по очищению реки дали свой результат только к 1974 году. Однако и сегодня Свислочь – самая грязная река в Беларуси. Причиной тому не только городская ливнёвка, но в первую очередь хозяйственно-бытовые и промышленные стоки в воду.
Не хочу пугать читателей, но по некоторым металлам уровень превышает 10-165 раз допустимый фон. Последствия загрязнения реки Минском и окрестностями прослеживаются на 250 км вниз по течению. Поэтому, дорогие друзья, никаких купаний в Свислочи – только красивые фотографии.
В рамках нашего заезда на «Тигуанах» мы взяли воду для лабораторной пробы в четырёх местах реки. Здесь вы можете почитать о результатах проб из Свислочи, которые мы получили в официальных лабораториях.
Факт №10. Свислочь - очень живописная река
Чтобы это понять, надо не просто пройтись вдоль реки во время поездки на работу, а улучить день и отправиться вдоль берегов реки, как это сделали мы на кроссоверах Volkswagen Tiguan. Посмотрите сами, сколько интересных уголков мы нашли всего за один день!
VW Tiguan – городской внедорожник
Стихией автомобиля производитель называет «каменные джунгли» не просто так. Даже при высоком дорожном просвете и «заостренном» бампере, способном угол въезда увеличить с 18 до 28 градусов, на серьёзное бездорожье въезжать надо очень аккуратно и, что называется, с головой – продумывая траекторию движения до мелочей.
А вот городские просторы на автомобиле бороздить легко и комфортно – неровности дороги, бордюры и кривые «лежачие полицейские» будут вам нипочём. Безусловно, дача или автомобильный тур выходного дня на природу – вторая стихия VW Tiguan.
Поездка вдоль Свислочи и вообще минской водной системы – отличная небанальная идея поездки выходного дня. Смотрите наши фотографии и выбирайтесь за город найти свои укромные и уютные места под Минском и в городе.
Автомобильные маршруты по Беларуси. Фото и полезные советы
Что посмотреть в Минске и окрестностях? Карта достопримечательностей с фото
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах