"Как эта штука летает?" - уверен, что такой вопрос возникает у многих пассажиров, которые в ожидании своего рейса, наблюдают за взлётами и посадками воздушных судов в аэропорту. Этот детский вопрос отодвигает на второй план более интересный: "Сложно ли этим чудом технической мысли управлять?". Чтобы приоткрыть завесу тайны мы слетали в Стамбул и побывали в Центре летной подготовки (Turkish Aviation Academy) авиакомпании Turkish Airlines. Как и где люди учатся управлять огромными железными птицами - смотрите прямо сейчас.
За последние десять лет "Турецкие авиалинии" увеличили поток пассажиров на 367%, в то время как мировой прирост составил всего 60%. В компании насчитывается 299 самолетов, которые перевозят пассажиров в 110 стран. По последнему показателю Turkish Airlines мировые лидеры. По словам вице-президента Мерта Дормана в 2015 году услугами этой авиакомпании воспользовалось уже 61,7 млн человек. Поэтому можно с уверенностью сделать вывод о том, что такая корпорация является одним из лидеров в области лётной подготовки.
Здание Центра лётной подготовки расположено в непосредственной близости к аэропорту Ататюрка в Стамбуле. Это родной аэропорт Turkish Airlines и крупный хаб через который и осуществляются полёты перевозчиком. Именно тут круглосуточно оттачивают своё мастерство лётные составы.
Сразу у входа в здание на стене висят сертификаты Skytrax. Эта влиятельная британская организация с 1989 года изучает качество услуг авиакомпаний и аэропортов. В 2014 году Turkish Airlines получили четыре награды: за лучшее обслуживание в бизнес-классе, за лучшее питание в бизнес-лаунже в аэропорту и за лучшую авиакомпанию в Европе и Южной Европе. На пресс-конференции у регионального вице-президента авиакомпании нам показали награды 2015 года по версии Skytrax за лучшую авиакомпанию в Европе и обслуживание в бизнес-классе.
Тут же представлена история авиакомпании, которая начинается с 1933 года. Центр лётной подготовки был открыт в 1993 году с целью сделать перевозку пассажиров максимально безопасной, насколько это позволяют сегодняшние современные технологии.
На конец 2015 года в авиакомпании "Турецкие авиалинии" работает 4 319 пилотов. Это международная группа, в которую входит 90 женщин-пилотов. И все они обязаны проходить многочасовые тренировки в этом центре, чтобы сделать перелет комфортным и безопасным.
450 инструкторов в 58 комнатах ежедневно доводят до автоматизма действия пилотов в любых ситуациях. На мой вопрос, какое "упражнение" является самым трудным для пилотов, был получен достойный ответ, что здесь нет такого определения. Пилот будет тысячу раз выполнять каждый элемент, даже если он выполнял его раньше столько же. Всё это нужно для того, чтобы в случае аналогичной ситуации во время полёта, пилот выполнил действия на "автомате".
В Центре лётной подготовки "Турецких авиалиний" в Стамбуле сегодня насчитывается 10 тренажёров-симуляторов стоимостью свыше 10 млн. долларов каждый. До 2023 года авиакомпания планирует купить ещё 18 "игрушек".
Симулятор является точной копией кабины определенной модели воздушного судна. Даже материалы сидений и отделки аналогичны тем, что можно найти в работающих на рейсах самолетах. Это нужно для полного погружения пилота в процесс подготовки, который почти ничем не отличается от реальности.
Кстати, про реальность. Перед началом 4-часовой тренировки, инструктор задает необходимые условия - погоду, ветер, видимость, ландшафт и т.п. Наша группа испытала на себе "посадку" в аэропорту Манчестера под управлением опытного пилота. Мозг отказывался верить в то, что мы находимся в ангаре внутри симулятора.
В Turkish Aviation Academy практическую подготовку проходит весь лётный состав. Отдельные ангары отведены под тренировки действий поведения стюардов. От "банальных" командных действий по открыванию и закрыванию дверей самолёта до аварийной эвакуации пассажиров в экстренной ситуации.
К сожалению, мы не видели огромного бассейна, в котором отрабатываются навыки поведения во время посадки на воду. Зато мы стали свидетелями как "колбасит" фюзеляж самолёта во время непогоды - тренажёр аварийной эвакуации "Аэробуса" 320-321 с находящимися внутри бортпроводниками неистово отплясывал на своих гидравлических ногах. В такие моменты работа экипажа самолёта не кажется супер-романтичной.
Когда идешь по коридорам лётного центра Turkish Airlines, то и дело замечаешь таблички на дверях "Тихо! Идет сдача экзамена!". Каждый день, каждый час и каждую минуту тысячи человек здесь сдают сложные тесты, чтобы пассажирам авиакомпании было в удовольствие переместить себя в пространстве между странами или континентами.
В настоящий момент "Турецкие авиалинии" строят третий аэропорт в Стамбуле на 500 самолётов, который должен стать самым большим в мире. Таким он станет после окончания всех фаз строительства. А пока что в перерывах между взлётами судов в аэропорте Ататюрка, скажем несколько слов про Turkish Airlines для белорусов.
Флот авиакомпании Turkish Airlines состоит из самолетов, средний возраст которых составляет 6,5 лет, по информации airfleets.net. Интересным является факт наличия трех классов обслуживания. Стандартный набор "Экономный" и "Бизнес-класс" дополнен классом "Комфорт" на дальнемагистральных рейсах.
Отдельной философией перевозчика является еда и обслуживание до начала рейса и на борту, но об этом чуть позже.
Из Минска в Стамбул на момент октября 2015 года авиакомпания "Турецкие авиалинии" осуществляет четыре рейса - по понедельникам, средам, четвергам и субботам. Билет туда-обратно в эконом-классе на самолете Airbus 321 обойдется в примерно 298 евро (для сравнения билет "Белавии" по тому же маршруту будет стоить сегодня на 10-15% дороже - авт). Цена на билет в обе стороны в бизнес-классе стартует от 680 евро.
Активно рейсами Turkish Airlines люди пользуются при перелетах в страны Африки, Индию, Китай и на Мальдивы. Белорусы летают "Турецкими авиалиниями" на любимые курорты Турции - в Анталию, Бодрум и Даламан. Стоимость билетов с пересадкой в Стамбуле от 404 евро на человека в оба конца.
К слову, авиакомпания может предоставлять трансфер из аэропорта и обратно, завтрак в случае длительной стыковки в Стамбуле и ночевку. При этом гостиницы будут очень хорошего уровня. За 24 часа до вылета все пассажиры "Турецких авиалиний" могут позвонить в офис и заказать специальное меню с учётом своих особенностей (например, только фруктовую тарелку, вегетарианское или кошерное меню).
Попрощавшись с дежурившим на входе в Центр лётной подготовки упитанным рыжим котом, переодевшись в халаты-чепчики, мы отправились дальше узнавать о секретах подготовки самолетов к полетам. Не переключайтесь!
Holiday.by выражает благодарность Представительству Turkish Airlines в Беларуси за организацию поездки.
Купить авиабилеты на Holiday.by онлайн
Смотрите репортажи из поездки:
Топ-5 мест Стамбула: обязательная программа, точки для селфи и рекомендованные кафе
Небесные котлеты DO&CO. Как ежедневно готовят 200 000 порций еды для авиапассажиров
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах