За время нашего путешествия по Литве Кирилл Атаманчик, руководитель туристического проекта Vilnius Relax, стал настоящим другом, и мы решили познакомиться с ним поближе. В увлекательной беседе Кирилл раскрыл особенности работы турфирм в Вильнюсе, подтвердил и опроверг мифы о разных странах, поделился, как сделать Беларусь интересной для туристов, а также познакомил нас с «эффектом Варшавы».
МЫ ХОТИМ ДЕЛАТЬ ОТДЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ТАК, БУДТО БЫ МЫ ДЕЛАЕМ ЕГО ДЛЯ СВОИХ ДРУЗЕЙ
— Кирилл, расскажи, пожалуйста, о проекте Vilnius Relax.
— Он появился как альтернатива всему тому, что есть на туристическом рынке Беларуси и русскоязычном рынке отдыха в принципе. Мы хотели отойти от стандартных экскурсий: аквапарка и шоппинг-туров. Это уже приелось туристам. Они побывали в городе уже много раз и думают, что видели все, а туристические компании не могут предложить им ничего интересного.
У нас же есть бонус. Мы живем здесь очень долго и хорошо понимаем местную специфику. Знакомы с потребностями белорусов, знаем, чем можно их удивить. Последние, кстати, делятся на две категории. Первая — это люди, которые приезжают сюда впервые и знают о Вильнюсе только по рассказам друзей (обычно они думают, что кроме аквапарка, «Акрополиса» и «Икеи» тут ничего стоящего нет). Другая категория, на которую мы сейчас больше ориентированы, — это люди, которые уже бывали здесь и знают, что в городе много интересного, но им сложно найти это «что-то» самостоятельно.
— Как проходили ваши первые туры?
— Vilnius Relax — это большой проект, который мы начали осенью прошлого года вместе с компанией друзей. Точкой отсчета нашей работы можно смело считать концерт белорусской группы «Ляпис Трубецкой». Тогда мы с ребятами организовали приезд трех автобусов с фанатами в Вильнюс и впервые предлагали туристам различные развлечения. Мы делали это просто ради интереса для друзей и друзей своих друзей. Людям очень понравилось, и мы подумали, а почему бы не взяться за это дело всерьез?.. Так возникла концепция проекта. Мы хотим делать отдых для других так, будто бы мы делаем его для своих друзей. Предлагать людям что-то эксклюзивное, но душевное и понятное.
— Почему вы предлагаете экскурсию только по Вильнюсу?
— Мы живем здесь. Для нас тут все логично и понятно. Это не значит, что мы ничего не знаем о других местах или нам не интересны другие города. Тем более, что Вильнюс востребован у русскоязычной публики. 19 % туристов в городе по статистике — белорусы, затем 15 % — россияне. Это уже аудитория в 34 %. Поверьте, это очень внушительный показатель. Добавим сюда еще 3-4 % украинцев и вот почти 40 % потенциальных клиентов!
— Сложно ли в Литве открыть свою турфирму? Есть ли какие-то особенности?
— Нет, абсолютно не сложно. Весь процесс занимает примерно 10-14 дней. Белорусам, скорее всего, придется воспользоваться услугами местных юристов, потому как самостоятельно без знания языка и разных правовых нюансов оформить все будет трудно. По цене такая услуга обойдётся примерно от € 260 до € 350. Препятствий у нас не было никаких. Если грамотно выбрать компанию, которая занимается оформлением документов, то все проходит гладко.
— А что насчет зарплат?
— Вопросы бухгалтерского учета, выплаты зарплат зачастую на себя берет компания, которая занимается открытием фирмы. Вас полностью проконсультируют и подскажут лучшие варианты. Налоги в Литве достаточно высокие. Для работодателя работник обойдется в приличную налоговую и социальную выплату, которая в целом достигает 50 %. Условно говоря, чтобы заплатить человеку € 580, нужно отдать такую же сумму государству: подоходный налог, пенсионная и социальные выплаты... Система, мягко говоря, не ласковая и в чем-то еще совковая, однако, безусловно, есть разные нюансы лавирования.
— Ваша компания предлагает много необычных экскурсий. Вы все придумываете сами или перенимаете зарубежный опыт?
— Конечно, мы интересуемся тем, что предлагают другие страны. Последняя такая «фишка», которая нас заинтересовала — это Free tours, то есть «бесплатные туры» для всех желающих. Концепцию я подсмотрел в Амстердаме. Она очень простая: собираются люди, у которых есть пара свободных часов, и они могут их потратить на рассказ о городе другим людям. Туристы ничего не платят, но если им понравилась экскурсия, они могу отдать за нее столько, сколько посчитают нужным. Мы бы хотели попробовать.
— Сам ты родом из Беларуси, так?
— Да. Я родом из Жлобина, славного города металлургов. Жил там 17 лет, после чего уехал в Вильнюс, закончил здесь и бакалавриат, и магистратуру по специальности «культурное наследие и туризм». Я могу сказать, что то, чем я занимаюсь — это работа для души. Когда хобби и работа совпадают, что может быть лучше?
У МЕНЯ ЕСТЬ «РОЗОВАЯ МЕЧТА»: ПОБЫВАТЬ ВО ВСЕХ СТРАНАХ
— Ты путешественник с большим опытом. В каких странах ты побывал?
— Перечислять буду долго: Эстония, Латвия, Украина, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Австрия, Германия, Голландия, Бельгия, Франция, Италия, Испания, Португалия. Надеюсь, ничего не забыл.
— Список внушительный. Следует логичный вопрос: где больше всего понравилось?
— Вопрос логичный, но очень сложный. Я не могу выделить только одно место. У меня есть своя «розовая мечта», которая, думаю, преследует многих путешественников: побывать во всех странах. И мы с друзьями стараемся каждый год посетить минимум одно новое государство. Везде есть свои особенности, свои изюминки.
Главное не приезжайте в город только на один день. Вы ничего не поймете и не почувствуете. Нужны минимум полноценных два-три дня. Хотя, конечно, чтобы понять страну в ней следует пожить некоторое время. Это полезно и для того, чтобы понять свою родину. Это как в известной песне: «Каб любіць Беларусь, нашу мілую маму, трэба ў розных краях пабываць».
Путешествия помогают развенчивать многие мифы. Например, утверждение, что белорусы самый толерантный народ — самый большой миф, по моему мнению. Действительно толерантные люди живут в Бельгии, Голандии, Португалии…
— А увидел ли ты в какой-нибудь стране что-то совсем необычное, чего у нас нет?
— Своей открытостью ко всем меня поразила Голландия. Приезжаешь в Амстердам и кажется, что жил здесь всегда. Почему-то возникает чувство, что тебе здесь рады. Такое редко случается, и это здорово. В этой стране очень чисто, самые разные люди ездят на велосипедах. Я видел серьезных дам, усыпанных бриллиантами, которые ехали на велосипеде! У нас бы такая картина вызвала удивление, даже смех, в Голландии та это никто не обращает внимания. Также меня поразило очень доброжелательное отношение к людям. За все время пребывания в Амстердаме я не видел ни одного агрессивно настроенного человека.
Удивила меня и Португалия. Эта страна очень домашняя, не испорченная современными курортными тенденциями. Там все недорого. Единственным ценовым препятствием может стать перелет. У португальцев очень размеренная жизнь. Вообще непонятно, как там можно работать. По-моему, это место создано исключительно для отдыха.
Мюнхен и Бавария развенчали для меня миф об угрюмых немцах, а вот миф о романтичном Париже для меня оправдался. Он действительно такой. Приезжайте и убедитесь сами.
— В общем, впечатлений много…
— Да, это так. Но есть и другая сторона частых путешествий. Я назвал его «эффект Варшавы». Так получилось, что я бываю в этом городе почти каждый год. И могу сказать, что первый раз приехал сюда с мыслью: «Вау! Варшава!». Второй раз: «Здорово! Варшава!». Третий: «Ну вот снова Варшава». Дальше я ехал в польскую столицу как будто в Вильнюс или в Минск. В какой-то момент город становится тебе родным, и ты просто не можешь плохо к нему относиться. Нет прежних бурных эмоций, ты лишь радуешься новой встрече с ним. «Эффект Варшавы» стал применим в моем случае и к Праге, и к Риге, и к португальским городам. Я приезжаю туда, как к себе домой.
— Какие национальные блюда ты советуешь попробовать?
— В Португалии обязательно пробуйте морепродукты. Их там очень много, и они очень дешевые. В Испании, разумеется, заказывайте сангрию, паэльо. В Италии не нашел ни одного места, где подавали бы плохую пиццу. Вот умеют они как-то особенно ее готовить! В Венеции стоит походить по маленьким барам. Там есть интересный момент: к ста граммам вина вам всегда подадут небольшую закуску, и все это будет стоить не больше одного евро. Попробуйте популярный итальянский коктейль Aperol Spritz. В Чехии обязательный пункт — абсент, он там просто изумительный! В Голландии отведайте очень нежную селедку, которая продается как фаст-фуд на каждом шагу. И поверьте мне, когда говорят, что в Бельгии самый вкусный шоколад, вам не врут, это действительно так. Просто безумно вкусный!
БЕЛАРУСИ НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
— Есть ли у тебя страна мечты, в которой ты еще не побывал?
— Да, их несколько. Мне очень хочется съездить в Сингапур, Тибет, США и, наверное, Бразилию.
— А Беларусь может быть интересной для туристов?
— Конечно! Только надо делать акцент на индивидуальных особенностях. Не стоит копировать то, что уже есть в других странах Европы. Надо искать что-то национальное и уникальное. Вообще Беларуси необходима четкая концепция развития туризма. На мой взгляд, сейчас ее нет. И это проблема! Задайте иностранцам вопрос: «Что такое Беларусь?» В ответ, скорее всего, услышите: «Россия, Минск, Чернобыль…»
Я бы выделил несколько путей развития такой туристической концепции. Агроэкотуризм, который в Беларуси только начинает развиваться. Стоит поучиться у европейских коллег: пока инфраструктура и сервис, мягко говоря, не дотягивают до нужного уровня.
Я бы не боялся позиционировать Беларусь и как советскую резервацию. Это может стать нашей «фишкой». Почему бы не оберегать «сталинский ампир» Минска, не популяризовать Вискули, не показывать чернобыльскую зону?.. А еще можно развивать активный отдых… Да много чего можно придумать, если подойти к делу с умом!
Визы в Беларусь — это серьезное большое препятствие, которое мешает развиваться нашему туризму. Конечно, правильнее было бы, если бы и страны Евросоюза отменили визы для белорусов. Мифа о толпах нелегальных эмигрантов не стоит опасаться ни тем, ни другим. Белорусы — не тот народ, который массово сорвется с места и переедет в другую страну, ведь мы очень консервативны.
— Не скучаешь по родине?
— Сильно не скучаю. Наверное, потому, что нет серьезного ментального разрыва с Беларусью. Но ностальгия, безусловно, есть. Много знакомых осталось на родине. Мои проекты связаны с Беларусью. К тому же, здесь, в Вильнюсе, всегда много белорусских туристов. Я не ощущаю сильной отстраненности, работать в Вильнюсе мне комфортно.
Holiday.by всегда просит своих собеседников нарисовать то, что у них ассоциируется с любимой страной или страной мечты. Для Кирилла Атаманчика это родная Беларусь
Другие материалы рубрики «Паспортный контроль»
Читайте также
На ретро лимузине в поисках лучшего вида на Вильнюс. Тест Holiday.by
За нашу успешную поездку мы выражаем благодарность минскому агентству «Вервол», турфирме в Вильнюсе Vilnius Relax и национальной авиакомпании «Белавиа».
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах