Возможно ли вечером заснуть в одной стране, а утром проснуться совсем в другой? Кто же эти люди, которые в самые сжатые сроки объезжают сразу несколько государств? Скажете, что это невозможно? Holiday.by берется доказать обратное. Директор туристической фирмы «МАТЭП-90» Людмила Мачульская уже много лет воплощает мечты туристов в реальность, предлагая им удивительные морские путешествия. Многие люди не могут избавиться от множества стереотипов, связанных с круизами. Попытаемся узнать, какие из мифов верны, а какие нет.
Директор турфирмы "МАТЕП-90" Людмила Мачульская
– Людмила Иосифовна, расскажите немного о том, как появилась турфирма «МАТЭП-90» в Вашей жизни.
– Наша турфирма создана 25 декабря 1990 года и на белорусском туристическом рынке уже 24-й год. «МАТЭП-90» входит в пятерку самых старых турфирм Беларуси. Я пришла в туризм, не имея за плечами никакого опыта работы в турфирме. Открывать малое предприятие было непросто. Мои соучредители, которые несли основную финансовую нагрузку, поинтересовались у меня, на какой срок мне хватит уставного фонда. Я растерялась от такого неожиданного вопроса. Мне пришлось все начинать с чистого листа, и сколько надо денег, я на тот момент еще не представляла. Я ответила, что, наверное, средств будет достаточно где-то на полгода. Они переглянулись и сказали, что, в таком случае, и контракт со мной будет заключен только на полгода.
После оформления всех бумаг я отправилась в милицию получать разрешение на изготовление официальной печати. В участке печати, единственном на то время, где их делали, меня ждала очередная «приятная» новость: срок изготовления тоже полгода. То есть я должна была получить печать только тогда, когда у меня закончился бы контракт. Но, слава богу, мне удалось решить этот вопрос за 2 месяца, преодолев все препятствия. Так началась моя работа.
– Как появилось название «МАТЭП-90»?
– Это аббревиатура. Расшифровывается она как «Международное агентство по туризму, экскурсиям и путешествиям». А цифра обозначает год начала нашей работы – 1990. Название менялось. Был и просто «МАТЭП», и «МАТЭП-1». А еще у меня судьбоносная девичья фамилия – Турис. Одной буквы до слова «турист» не хватает. В 1996 году при очередной, не помню какой по счету, перерегистрации я даже хотела назвать фирму «ТУРМАЛИ» - Турис - Мачульская Людмила Иосифовна, можно также провести ассоциацию со словами «тур» и «Мали». Такой вот планировался двойной смысл. Потом был вариант «ЛИМАТУР». Но все-таки я решила сделать акцент на год основания фирмы. Поэтому именно «МАТЭП-90».
– Какие направления Вы предлагали туристам в самом вначале?
– Начинали мы, как и многие, с автобусных туров. Людей интересовал шоппинг. Мы им в этом помогали. Потом на определенное время я сменила работу и «МАТЭП-1» функционировал без меня. Хотя я все равно скучала по туризму. И многие знакомые говорили мне, что я должна вернуться обратно. Были и люди, которые упорно отговаривали от такого решения, аргументируя это тем, что ниша занята, и что мне просто не будет там места. Но я все-таки твердо решила вернуться. На тот момент фирма все еще занималась шоп-турами. Я поняла, что компании необходимо переключаться на туризм настоящий: интересный, красивый, интеллектуальный. Мы стали создавать программы экскурсий по Европе. Было довольно тяжело. Начинали с северной Чехии. Потом разработали один из любимейших маршрутов наших клиентов Прага-Париж-Берлин. Это делали многие. Я решила, что необходимо программу разнообразить. Вскоре к туру добавился Брюссель и Амстердам. Затем мы создали девятидневные туры в Лондон, потом добавили к этому уроки английского языка в королевском колледже Лондона.
«МАТЭП-90» одним из первых стал предлагать долгие путешествия с отдыхом в Испании. Была и Италия, и Австрия, и Венгрия, то есть практически вся Европа. После вхождения стран Восточной Европы в Шенгенскую зону, мы перестали заниматься любимой Чехией как туроператоры. Многие коллеги недоумевали почему мы ушли с этого направления. Открылись новые горизонты, и нам захотелось морских путешествий. Наша фирма заключила контракт с эстонской фирмой и стала предлагать круизы на паромах.
– Для белорусов такое предложение, наверное, было в новинку?
– Да, к тому времени только несколько фирм занимались паромами. Меня переполняли эмоции еще до восхождения на борт, а уж после того, как я проплыла на пароме, мне, да и моим туристам, которые были вместе мной, стало совсем понятно, что это именно то, что нужно белорусам. Цена была доступной, а впечатлений морское путешествие приносило невероятно много. «МАТЭП-90» занимался очень плотно такими турами до 2011 года. В какой-то момент я снова поняла, что пора идти дальше. Одна круизная компания неожиданно прислала мне приглашение в рекламный круиз. Я подумала, что это очень интересно, и решила отправиться в путешествие. И тут в это же время совсем скоро мне приходит предложение от другой компании отправиться на трехдневный семинар по морским круизам. Я решила, что второй вариант будет мне намного полезнее и отправилась туда. Вначале, конечно, в голове была полная каша: разные компании, разные лайнеры, разные цены – целый калейдоскоп! Но мне удалось ответить на все тесты и получить круизный аттестат эксперта по круизам. Я поняла, что мне нравится эта новая сложная, но такая интересная тема, и я обязательно буду продавать круизы.
– Вас снова отговаривали?
– Отговаривали еще больше, чем прежде. Я знала, что некоторые мои коллеги бывали на подобных семинарах по три-четыре раза, но все равно не решались браться за такое непростое дело. На туристической выставке в Беларуси в апреле 2011 года мы стали предлагать именно круизы. На меня смотрели широко раскрытыми глазами, абсолютно не понимая, почему я этим занимаюсь. Я хорошо помню одну пару наших постоянных клиентов, которые много где побывали и на этой выставке спросили, что у «МАТЭП-90» новенького. Я предложила им круизы. Эти люди долго не решались, но в конце ярмарки подошли именно ко мне с твердым решением отправиться в морское путешествие, ведь остальные турфирмы предлагали одно и то же. Все это надоело белорусам. Пара была настолько впечатлена, что теперь вся их семья из года в год не изменяет круизам, а их дочь в августе этого года проведет свое свадебное путешествие в круизе по Средиземному морю.
ВЕСЬ МИР У ВАШИХ НОГ!
– Почему многие туристы, побывав в морском путешествии, возвращаются на лайнер снова и снова? Им не надоедает?
– После шести лет круизных путешествий мы кое-что узнали о море. У моря есть только одно правило: нет ничего невозможного. Мы для своих любимых туристов расширяем границы воображения, чтобы превзойти все их ожидания во время каждого морского путешествия. Высочайший уровень сервиса, блеск вечерних туалетов, неторопливые ужины в компании капитана и офицеров корабля – все это возведено в ранг морских традиций, без которых нельзя представить себе современный круизный отдых!
Мы называем это – королевская привилегия. В это понятие вкладываются и обязательства круизных компаний по выбору наиболее впечатляющих портов, предоставлению современных лайнеров и фирменному индивидуальному обслуживанию. Именно поэтому наши туристы возвращаются к нам снова и снова.
– В чем преимущество путешествия на лайнере?
– Комфортабельные лайнеры оборудованы по последнему слову техники. Сам лайнер – это не дом, это не отель. Это целый курорт. Инфраструктура лайнера настолько обширна, что ни один отель не может с ним сравниться. И дело не только в количестве ресторанов, баров и кафе. Там есть несколько бассейнов и джакузи, сауны, тренажерные залы, ледовые катки, театральные залы, кинотеатры, даже целые аквапарки. На борту множество развлечений на любой вкус: концерты, мюзиклы, водные шоу… Продолжать можно бесконечно. Особенно жизнь бурлит с семи часов вечера до трех часов ночи. В это время проводится около пятидесяти мероприятий. Все их и не обойдешь. Кроме того, в течение круиза можно сразу посетить много интересных портов и несколько государств: засыпаешь поздно вечером в одной стране, а просыпаешься в другой. При этом не надо десять раз раскладывать и собирать вещи из чемодана, беспокоиться о питании и ночлеге. Вам не нужны никакие лишние посредники. Все на месте.
– Подходит ли такой отдых для туристов с детьми?
– Я бы хотела особое внимание туристов обратить на летний период. В это время многие компании делают очень выгодные предложения. Например, на некоторых лайнерах за детей до 18 лет в каюте с двумя родителями не надо платить круизный тариф. Ребята пользуются всеми услугами, куда входит и питание и развлечения, а папа и мама оплачивают за них только портовые сборы. Другие компании предоставляют скидку детям до 12 лет. При раннем бронировании есть возможность выбрать палубу на которой будет находиться Ваша каюта, а также ее расположение на палубе: на носу, в середине или на корме.
На некоторых лайнерах можно забронировать для семьи из 4-х и более человек 2 каюты, при этом дети до 18 лет будут размещаться в отдельной каюте по специальной цене. Можно даже рассматривать варианты совмещенных кают (возможно разных категорий) соединенных между собой внутренней дверью. Есть и каюты с отдельной спальней и ванной комнатой для ребят. Но таких предложений немного, особенно на даты высокого сезона. Хочу заметить, что на суднах есть разновозрастные детские клубы, отдельные лоджии и комнаты отдыха для подростков, услуги воспитателей групповые и индивидуальные занятия, анимация, детские бассейны и водные горки, аквапарки, детское меню, кроватки и стульчики для самых маленьких в и многое другое… Таким образом, родители могут отправиться на экскурсию, концерт, в ресторан без своих чад и какое-то время посвятить себе.
– Какие туры пользуются особой популярностью?
– Большой популярностью пользуются свадебные путешествия. Вы можете провести это торжество вдвоем, а лучше еще и пригласить гостей, устроить грандиозный торжественный ужин, который тоже будет включен в стоимость круиза. Дополнительно платите только за спиртные напитки. Вы проведете незабываемый медовый месяц и начнете Вашу совместную жизнь в шикарных условиях! Ведь для молодых проводятся специальные программы.
На некоторых лайнерах даже есть свои священники, которые символически венчают пары, или, как заведено на кораблях, пару может символически расписать и сам капитан. Мы подсказываем также новый формат отдыха в кругу друзей и советуем отпраздновать памятные даты в морском круизе: юбилей близкого человека, день рождения компании, годовщину окончания университета или встречу друзей.
– Проводятся ли на борту корпоративные мероприятия?
– Круизный лайнер идеально подходит для организации корпоративных мероприятий для любого количества участников. Театры, кинотеатры, концертные залы, конференц-залы – все это активно задействуется, причем оплачивать аренду практически всех этих залов не нужно. Единственное условие: бронировать их надо заранее, не менее чем за 3 месяца. В многочисленных лобби-барах удобно проводить награждения, тимбилдинг, семинары, тренинги, мастер-классы.
– А какие туры лично Вы бы посоветовали выбирать туристам?
– Сейчас появились очень интересные круизы вокруг Японии: вулканы, храмы, национальные парки. От восьми дней – от 1000 долларов на человека. Безумно интересное путешествие по Америке – от 874 долларов. Посещение Барселоны, Марселя, Рима, Пизы – каюта на двоих обойдется всего в 700 евро. Я считаю, что все это великолепная альтернатива Крыму, Турции и Египту. Есть даже путешествие на Аляску, в Антарктиду. Весь мир у Ваших ног!
ВСЯ РАБОТА СТРОГО ОРГАНИЗОВАНА, ПОЭТОМУ БОЯТЬСЯ НЕ СТОИТ
– Как туристам преодолеть боязнь качки или страх кораблекрушения?
– Лайнер – это не лодка, которую качает во все стороны. Он движется настолько плавно, что вы даже не замечаете, что он вообще движется. Разве можно было бы организовать столько мероприятий, если бы судно шло неспокойно? Всегда есть люди, которые запасаются таблетками от морской болезни, но чаще всего они привозят запечатанные упаковки обратно домой, так и не достав ни одной капсулы. Бояться качки не стоит. Конечно, мы не можем заказать погоду. И иногда море сильно волнуется. Но это все равно происходит не так страшно, как воображают себе туристы. Чувствуете легкую качку – идите на дискотеку! И все проблемы решены.
– Объясняют ли пассажирам, как себя вести в чрезвычайной ситуации?
– На лайнер принимается исключительно столько человек, сколько есть мест в спасательных шлюпках. Поэтому мы никогда не берем лишних пассажиров. Круиз начинается с обязательной учебной тревоги. Все одевают жилеты, выходят на палубу и слушают инструкцию о том, как себя вести в экстремальной ситуации. На лайнере дежурят врачи. Вся работа строго организована, поэтому бояться не стоит.
– Какие каюты бывают?
– Лайнер не паром. Здесь нет кают, которые располагаются ниже water-линии, где-то у машинного отделения. Есть 5-6 классов кают и около 40 категорий: с окном, балконом, сьюты, пентхаусы. Последние, конечно, стоят дороже. Внутренние закрытые каюты стоят дешевле. На нижних палубах живет команда. Все пассажиры располагаются выше. Какой бы вариант Вы ни выбрали, комфорт будет обеспечен. Каждую каюту обслуживает отдельный стюард, уборка каюты производится два раза в день. Все каюты оборудованы ванной комнатой с душем, кондиционером с индивидуальным контролем температуры, спутниковым ТВ, мини-баром, сейфом, феном для волос, телефоном… В какой бы каюте гости не жили, вся инфраструктура лайнера им доступна. Мы рекомендуем круизерам, если позволяет финансовое состояние, побаловать себя во время круиза дополнительными привилегиями при размещении в каютах высоких категорий: большой балкон, услуги персонального консьержа (дворецкого), живые цветы, свежие фрукты и шампанское в каюте, джакузи, банный халат и тапочки, мини-бар, пополняемый во время всего круиза, обеды и ужины с капитаном.
– За развлечения на лайнере придется доплачивать или все входит в стоимость тура?
– На борту современного круизного лайнера гостей ожидает столько развлечений и занятий, что каждый день приходится решать «трудные задачи», прежде чем выбрать что-то одно: камерное выступление кабаре, музыкальное шоу, фееричное цирковое выступление, комедийные скетчи или танцевальный вечер. Все развлечения, мероприятия, спортинвентарь и услуги входят в стоимость тура, кроме услуг индивидуальных инструкторов, тренеров, SPA-cалонов, казино.
– Если после высадки на берег кто-то не успевает вернуться назад к назначенному времени, его будут ждать?
– Нет. Опаздывать нельзя. В среднем на лайнере находится примерно около пяти тысяч человек. Есть и такие судна, на которых размещается около девяти тысяч человек. И одного туриста дожидаться никто не будет. Поэтому мы всегда предупреждаем об этом своих круизеров перед отправлением в морское путешествие. Им выдается карта порта. Мы всегда советуем гостям, если они заблудились и понимают, что опаздывают, обращаться за помощью к полицейскому, который поможет найти такси. Лучше заплатить за такси, но вовремя приехать в порт, чем опоздать и догонять лайнер своими силами.
– Перелет нужно оплачивать отдельно?
– Да, это так. Перелет оплачивается отдельно. До места отправления необходимо еще добираться. Но ведь это прекрасная возможность увидеть новую страну, новый город. Можно пару дней отдохнуть, допустим, в Милане, а потом уже оттуда отправляться в круизное путешествие. Совмещается сразу несколько прекрасных приключений.
– Как организовано питание на лайнере?
– Выбор очень широк: рестораны a-la-carte или «шведский стол», гриль-бары и закусочные, круглосуточная доставка еды в номера. Шведский стол на лайнерах работает постоянно. Сюда можно приходить в любое время, и каждый час Вас будут ожидать новые блюда, причем в великолепном оформлении.
В обеденное время и особенно во время ужина мы советуем туристам кушать в ресторане, где обслуживают официанты и где есть русское меню с подробным описанием блюд. Это тоже включено в стоимость круиза. Мы настоятельно рекомендуем нашим туристам попробовать блюда в итальянском ресторане или американском Steak House, особенно если они отдыхают веселой и дружной компанией. Доплачивать приходится только за спиртные напитки. В таких ситуациях лучше заказывать, допустим, не бокал вина, а бутылку, потому что это дешевле и, кроме того, недопитое вино в этот вечер Вам обязательно подадут к ужину на следующий день. Надо будет только назвать номер Вашей каюты.
Также круизеры могут принять участие в кулинарных курсах на борту лайнера, научиться готовить уже полюбившиеся блюда и дегустировать вина. Кулинарные демонстрации в стиле шоу-программ с участием шеф-повара никого не оставляют равнодушными и еще более разогревают аппетит.
– Как не растеряться в изобилии мероприятий на борту?
– Во-первых, на лайнере работает компетентный персонал. Есть сотрудники их разных стран, которые говорят на разных языках. Вам легко и быстро ответят на все ваши вопросы. Во-вторых, повсюду развешаны указатели и план вечерних мероприятий. И в-третьих, каждый вечер гости получают буклеты с подробным расписанием всех мероприятий на весь следующий день и могут заранее определиться, где и как они его проведут.
– Большая ли конкуренция именно по морским круизам в белорусском туристическом бизнесе?
– Мы были первыми, кто стал здесь заниматься круизами. Сейчас на рынок пришло еще несколько туркомпаний. Но на самом деле нас немного. Турфирмы боятся заниматься продажей морских путешествий. Этот турпродукт очень сложный. Мне пришлось потратить на это, особенно в летний сезон 2011 года, много вечеров и выходных, чтобы глубже изучить круизы. К сожалению, даже некоторые работники нашей фирмы недоумевали, зачем я это делаю. Но я была непреклонна: продолжала самостоятельно изучать, предлагать и продавать именно круизы на лайнерах, а не на паромах. И теперь мы смело приглашаем туристов на борт лайнера! Выбор только за Вами.
Людмиле Иосифовне приходится часто менять паспорт. Жалко, что нельзя оставить на память страницы с таким количеством штампов.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах