Железнодорожный вокзал в Минске – место встреч и расставаний, знакомств и надежд. А ещё – это место «с историей», не смотря на его явно современное «лицо». За свою жизнь Минский железнодорожный вокзал успел сменить не один образ: от сказочного терема, сурового серого бастиона до современного хай-тек здания.
История железнодорожного вокзала в Минске началась 16 ноября 1871 года с открытия станции «Минск» Московско-Брестской железной дороги. Мало кто знает, но исторически в Минске было два вокзала. И самый первый вокзал располагался отнюдь не на том месте, где мы видим его сегодня. Первый Минский вокзал находился в районе современного университета культуры и искусств и носил имя Брестского (позже переименован в Александровский). Именно он принял первых минских путешественников, а позже – императора Николая II, Иосифа Сталина и других именитых гостей. Работал вокзал до 1928 года, потом был закрыт, а в 1941 году и вовсе сгорел, после чего уже не восстанавливался.
Второй вокзал в Минске появился в 1873 году и связан со строительством Либаво-Роменской железной дороги, соединившей хлебородные области Украины с крупнейшими прибалтийскими портами. Первоначально, Либаво-Роменский (Виленский) вокзал в Минске был деревянным.
Каменным Минский вокзал стал только в 1898 году. Тогда было построено самое красивое здание вокзала за всю его историю: этакий крылатый терем с двумя башенками в центре, живописный и нарядный. Виленский вокзал был сильно поврежден в результате советско-польской войны, а в 1930-35 годы над частью здания был надстроен второй этаж, где разместилась администрация и комната отдыха.
Окончательно свой первоначальный облик здание железнодорожного вокзала в Минске потеряло в 1940 году. По проекту архитектора И.Рочаника прошла кардинальная реконструкция железнодорожного вокзала в стиле единственно верного в тот период неоклассицизма. От легкости и красоты здания не осталось и следа. Во время Второй Мировой войны Виленский вокзал в Минске сильно пострадал, однако в 1949 году был полностью восстановлен в довоенном виде.
В 1956 году рядом с основным зданием вокзала был построен пригородный павильон. Сегодня это единственное здание, сохранившееся от послевоенного комплекса до наших дней. В нём ныне размещаются международные кассы.
Однако уже в 1970ые годы стало ясно, что существующий вокзал вскоре не будет справляться с пассажиропотоком. Однако строительство нового здания растянулось на десятилетия. Так, ещё в советское время было разобрано старое здание вокзала, построено высотное здание гостиницы слева от вокзала, появился конкорс. И только в 1992 году был проведен конкурс на достройку вокзала с учетом имеющейся ситуации. Победил проект архитекторов Виктора Крамаренко и Михаила Виноградова. Правда, из-за проблем с финансированием строительство растянулось на годы и было завершено лишь к 2001 году. Но зато в итоге на строительстве не сэкономили. Фасады облицованы гранитом из испанского месторождения Бранко-Баррокал, стеклянные витражи – французские в немецких алюминиевых переплетах…
Железнодорожный вокзал в Минске сегодня – одна из визитных карточек столицы. Вокзал является частью обзорной экскурсии по Минску. Но самые любопытные туристы могут заказать и тематическую экскурсию исключительно по зданию вокзала. Тем более, что на вокзале работает туристическая фирма Белорусской железной дороги «Дортур», услугами которой может воспользоваться любой турист.
Дата обновления: 28 февраля 2014