Обряд «Женитьба Терешки» - это историко-культурная ценность Беларуси, претендующая на включение в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Обряд проводится ежегодно в период коляд – с 25 декабря по 7 января – в деревнях Лепельского района. Сюда с удовольствием приезжают влюблённые из Витебска, Полоцка и даже Минска - все те, кто уже сделал свой выбор или пока просто присматриваются один к одному, чтобы получить шуточное посвящение в супружескую пару. А пары уже женатые таким образом «узаконивают» свой брак ещё раз.
Обряд «Женитьба Терешки» сегодня скорее игра, чем серьёзный ритуал. Однако в глубокой древности, когда именно родовое сообщество регулировало подбор молодых пар, обряд «Женитьба Терешки» был довольно серьёзным обрядом. Во время обряда-игры молодые люди могли объявить роду о взаимных симпатиях, если же таковых не имелось, то представители рода сами решали, с кем быть девушке или парню. Образовывавшиеся в результате игры пары не просто оставались вместе до конца игры, но и связывались на ближайший год неформальными дружескими отношениями, после чего могли либо разойтись либо пожениться.
Так что же это за обряд такой, способный соединить сердца и жизни возлюбленных без штампа в паспорте и церковных обетов? Обрядовая игра «Женитьба Терешки» происходит в большом сельском доме, любезно предоставленном тем или иным жителем деревни. Молодежь приглашает на игру почётных участников – «матку» и «батьку». Начало вечера представляет собой обычную сельскую вечеринку – танцы падыспань, краковяк, полька…
В определенный момент кто-то произносит роковую фразу «А не женить ли нам Терешку?», после чего игра и начинается. «Матка» ведёт игру, «батька» ей помогает. Сначала «родители» подбирают пары. При этом если у вас есть на примете уже кто-то, то о своей симпатии следует сообщить «матке» до начала игры – чтоб не жить потом всю жизнь с нелюбимым. Когда пары образованы, начинается танец-ритуал.
«Матка» берет за руку парня, «батька» - девушку, выводят их в центр и «перекручивают» вместе под «Лявониху»: сначала «матка» перекручивается с парнем, «батька» - с девушкой, а затем пары меняются, в результате чего девушка уже перекручивается со своим парнем. После этого считается, что пара «жената» и молодые становятся «бабулькой» и «дедулькой».
Когда переженятся все пары, образовывается общий круг из пар, в центре которого «матка» и «батька». И начинается общий танец с перекручиванием с участием уже всех пар одновременно.
Самая весёлая часть обрядовой игры – это «ручеек». В ней «бабульки» и «дедульки» по очереди должны словить друг друга. Игра сопровождается веселыми песенками и шутками. В прежние времена, однако, значение этой игры было куда серьезней. Это была последняя возможность убежать от нежелаемого партнёра.
Ну а кто не убежал – того ожидала следующая игра – «поцелуи». «Бабульки» и «дедульки» садятся спиной друг к другу и по сигналу должны повернуть голову налево или направо для поцелуя. Если пара угадывает – поворачивает головы в одну сторону – её ждёт сладки подарок.
В конце игры пары танцуют общую польку и заканчивается вечер праздничным угощением, организованным вскладчину участниками игры.
Образ Терешки и по сей день остаётся неразгаданным. Возможно, это мифологический персонаж, который опекал свадебные отношения молодежи.
Обряд «Женитьба Терешки» сегодня привлекает в Лепельский район не только молодые пары, но и туристов, интересующихся отдыхом в Беларуси. Обрядовые игры на Беларуси сегодня мало где сохранились в том виде, в котором были первоначально. Потому так и ценятся среди приверженцев отдыха в Беларуси.
Дата обновления: 13 марта 2013