Мотольский обряд «Свадебный каравай» - это обычай выпечки, украшения и межродового раздела обрядового хлеба – каравая. Увидеть этот уникальный обряд и поучаствовать в нём можно и сегодня. Проводят его при музее народного творчества в Мотоле. Заказать обряд можно как для молодожёнов, так и для тех, кто только собирается вступить в брак.
Каравай – это не просто хлеб, а символ благополучия, обязательный атрибут многих обрядов и праздников, в том числе и свадьбы. На Полесье караваю издавна приписывали магические функции. Он берёг от беды в дороге, защищал от пожара дом. Особенно его магические силы увеличивались во время свадьбы – когда для молодожёнов наступал переломный, потому небезопасный момент в жизни.
Свадьба на Полесье всегда начинается с выпечки каравая. Причём каравай пекут как в доме жениха, так и в доме невесты. К этому ответственному занятию допускаются специально приглашённые женщины – каравайницы. Старшей над всеми каравайницами является крёстная мать. Считается, что выбор каравайниц может повлиять на судьбу молодожёнов. Поэтому в каравайницы приглашают только самых уважаемых и домовитых женщин, которые счастливы в браке и имеют детей.
Свадебный каравай является своеобразным даром роду, поэтому все продукты для его приготовления каравайницы приносят из своих домов. Только в этом случае каравай уже во время замешивания теста приобретёт сакральные, магические свойства.
Весь процесс приготовления каравая сопровождается специальными песнями, молитвами, благословениями, чтобы «запрограммировать» хороший брак.
Каравай жениха часто украшают фигуркой месяца, а каравай невесты – косой, сплетённой из теста и символизирующей солнце. Месяц и солнце на свадебном каравае указывают на связь свадебного ритуала с древним мифом о проекции вечного, небесного на человеческое, земное.
Отдельно от каравая выпекают «шишки» - вылепленные из теста веточки садовых деревьев. Ими потом украшают каравай. Сверху «шишки» повязываются лентой. Эту ленту нужно хранить и после свадьбы, так как она приобретает лечебные свойства.
Жених приезжает к невесте уже с караваем. А после венчания сваты под музыкальный аккомпанемент вносят караваи в праздничный зал. При этом важно нести каравай поднятым максимально высоко. Чей каравай находится выше, тот и будет в семье главным.
Всю свадьбу караваи находятся возле молодожёнов, а вечером их делят между родами. Каждый получает свою долю взамен на подарок и добрые пожелания новобрачным. «Шишки» во время свадьбы также раздаются гостям: первая с куском каравая отдаётся молодожёнам, вторая – родителям, а последняя – музыкантам. Эти «шишки» тоже приобретают магическую силу.
Мотольский обряд «Свадебный каравай» от начала до конца сопровождается особыми песнями. Эти песни уникальны, так как избежали влияния соседних культур и сегодня, как и в стародавние времена, имеют один напев и своеобразную манеру звучания. Мотольские песни придают каравайному обряду своеобразный колорит, эмоциональную силу и монументальность. Песни выступают вместе с караваем могущественным оберегом всего действа.
Мотольский обряд «Свадебный каравай» является примером обрядов, которых сохранилось великое множество на территории Полесья и всей Беларуси в целом. Возможность участия в таких обрядах, их «туризация» и включение в познавательные туры по Беларуси, туры выходного дня в Беларуси и прочие тематические туры по Беларуси могут стать «изюминкой» туризма в Беларуси.
Дата обновления: 22 августа 2012