Всех заинтересованных в белорусской этнографической культуре определенно не оставит равнодушных этнографический заповедник «Заславье» и, в частности, этнографические музейные комплексы «млын», «кузня», «хата завозніка», «свіран». Заповедник уникален не только тем, что одна из его экспозиций (сама мельница) в 2010 году отпраздновало свое столетие, но и тем, что, оказавшись в этнографический комплекс, вы вполне активно можете участвовать в ходе жизни белорусского местечка конца 19 – начала 20 века. И помогут вам в этом люди, которых вы встретили бы в Заславле, если смогли бы вернуть время на 100 лет назад.
За свою более чем тысячелетнюю историю Заславль прошел разные периоды развития. Был Заславль в своем расцвете и мощной крепостью, культурным центром при древнем роде Глебовичей, был и небольшим провинциальным местечком, находясь под властью Российской империи. Сейчас же Заславль – культурный и этнографический центр Беларуси, город с большой историей и большим наследием. Вместе с тем Заславль еще и крупнейший туристический центр Беларуси, познавательный тур с посещением Заславля – хорошая возможность приобщиться к национальной культуре во время отдыха в Беларуси.
И именно та заславская достопримечательность Беларуси в сфере этнографии, которая позволяет прикоснуться к истории, и есть музейный этнографический комплекс «Млын». Комплекс находится на улице Рынковой и состоит из четырех построек: «млына» (самой мельницы, построенной в начале 20 века), «кузні» (кузницы, оформленной согласно времени постройки), «хаты завозніка» (дома завозника, своеобразной местечковой гостиницы) и «свірана» (амбара). Причем из всего комплекса одна только мельница находится там, где была изначально создана, в Заславле. Она же, что интересно, была действующей еще во второй половине прошлого века. А построена мельница была в августе-сентябре 1910 года в помещении бывшего крахмального завода, находившегося невдалеке от ко¬стела Рождества Пресвятой Девы Марии (в начале XX в. – церкви Рождества Богородицы). Заславский мещанин Соломон Штейнберг передал построенный им в 1901 году крахмальный завод И.Я. и К.И. Мехедко-Савицким, которые и реконструировали его в паровую мукомольную мельницу. Разрешение на строительство мельницы было выдано Минским губернским управлением 7 июля 1910 года заславскому мещанину Ясону Мехедко-Савицкому, который и стал хозяином мельницы.
В октябре 1910 года мельница сгорела. О причине пожара сведений нет, возможно, это произошло из-за неисправности парового котла. В октябре же мельница была восстановлена на прежнем месте. Факт пожара и восстановления мельницы следует из документов, которые находятся в деле о разрешении мещанину Я. Мехедко-Савицкому устроить паровую мельницу в городе Заславле. Настоятель церкви Рождества Богородицы отец Илья слал многочисленные прошения в Минское губернское управление о переносе мельницы ввиду ее пожароопасности, о чем имеются соответствующие архивные документы. Настоятель был обеспокоен непосредственной близостью мельницы к церкви и причтовым постройкам, которые, как и близлежащие дома жителей Заславля, были покрыты соломенными крышами.
Правление послало просителю ответ, в котором уведомляет его о невозможности запретить восстановление мельницы, так как все необходимые процедуры перед ее устройством (разрешение полицейского отделения, пожарного инспектора и т.д.) были соблюдены.
В 1915 г. хозяин мельницы все же вынужден был перенести ее на другое место, недалеко от железнодорожной станции «Изяславль» Либаво-Роменской железной дороги, где она стоит и по сей день (ныне станция «Беларусь» молодечненского направления Белорусской железной дороги, город Заславль Минского района).
Паровая мельница действовала также в годы советской власти, но к 80-м годам 20 века мельнице уже требовалась реставрация. И поскольку заславская мельница – это единственная старая паровая мельница в Беларуси, ее приобщили к историко-культурному заповеднику, созданному в Заславле в 1986 году.
Однако мельница не была единственной хозяйственной постройкой, которую использовали ее первые владельцы. Паровых мельниц в начале 20 века было не так много в Беларуси, а потому в Заславль съезжались люди с окрестных местечек и деревень. Очередь на помолку зерна была большой, а потому зачастую людям приходилось оставаться на ночь в Заславле. И тогда хозяин решил построить рядом с мельницей дом, где желающие помолоть зерно (завозники) могли остановиться на ночлег, поесть, отдохнуть. Также недалеко от мельницы хозяин построил еще и кузницу, где приезжие могли подковать коней или купить необходимую вещь: топор, косу или дверной затвор, которые особенно ценились покупателями именно в Заславле. Дом завозника и кузница приносили мельнику дополнительную прибыль. За сам помол мельник получал натуральную плату – десятую часть муки каждого из крестьян, приезжающих на помол зерна. Чтобы хранить такую зарплату требовалось отдельное здание, роль которого с успехом выполнял амбар.
И потому одна мельница в комплексе не выглядела бы максимально приближенной к реальности тех лет, так как других построек, тесно связанных с ней не было поблизости. Тогда рядом с мельницей восстановили дом завозника. Он до наших дней не сохранился, но находился на том же месте, где построена сейчас его реконструкция. Из деревни Камень Воложинского района привезли здание для кузницы, а из Витебской области – здание для амбара. В историко-культурном комплексе «Млын» сохранили все то оборудование, которым пользовались мельники и кузнецы в начале прошлого века. «Свіран» и «хата завозніка» также стилизованы под постройки столетней давности.
Оформление музейного комплекса «Млын» создает проекцию на жизнь и работу местечковцев Заславля начала 20 века, а потому комплекс идеально подходит для познавательного отдыха в Беларуси.
В программе многих экскурсий по Беларуси есть посещение этнографического комплекса «Млын» в Заславле, а работники комплекса по предварительной договоренности организуют и театрализованные представления для посетителей.
На экскурсии «В гости к мельнику» сам мельник рассказывает гостям, как наши предки мололи зерно, а мифический персонаж «Свірнік» – о хранении зерна и муки. Посетителям дается возможность попрактиковаться в мукомольном ремесле на ручных жерновах, а также погадать на ржаных колосьях. Представление «Гуканне вясны» проходит в апреле, в соответствии с поверьями наших предков. Туристы могут поучаствовать в народных обрядах, танцах, играх и угоститься чаем с баранками у хозяйки дома завозника, пани Зоси. Также Заславль, а в том числе и этнографический комплекс «Млын», входит в программу туров выходного дня в Беларуси как прекрасное дополнение к посещению известных туристических центров: Минска, Мира, Несвижа.
Заславль – один из древнейших городов Беларуси, что знают если не все, то многие. И многие, без сомнения, слышали знаменитую легенду о возникновении города. Сын плененной полоцкой княжны Рогнеды, Изяслав, встал на защиту матери. Гордая полоцкая княжна Рогнеда не захотела стать женой новгородского князя Владимира, сына ключницы. В ответ на это князь послал свое войско на Полоцк и осадил его. Когда город пал, Владимир убил князя Рогволода, отца Рогнеды, и сыновей его, а княжну пленил и сделал своей женой.
Через некоторое время Владимир решил принять христианство и взять в жены византийскую царевну Анну, для чего ему необходимо было убрать подальше от Новгорода всех своих жен, появившихся за время приверженности язычеству.
Княгиня Рогнеда решила отомстить Владимиру и попыталась заколоть его, когда тот спал. Но Владимир проснулся внезапно, и княгиня не успела исполнить задуманное. По законам того времени князь Владимир должен был казнить Рогнеду, но когда он пришел за ней, их семилетний сын Изяслав с мечом в руках преградил отцу дорогу. Этот храбрый поступок маленького сына настолько поразил князя, что он решил не убивать Рогнеду. Владимир отправил княгиню с сыном на приграничную территорию княжества и приказал основать там для сына город. Предположительно этим городом стал Изяславль, нынешней Заславль.
В настоящее время поездка в Заславль включена в большинство туристических программ, нацеленных не только на обычный отдых в Беларуси, но и таких как «Экотуризм в Беларуси», «Отдых выходного дня в Беларуси» (или «Отдых в Беларуси на выходные»), «Активный отдых в Белоруссии», «Детский отдых в Белоруссии» и во многие другие программы, предполагающие туризм и отдых в Беларуси.
Дата обновления: 8 апреля 2012