Свято-Успенский собор в Жировичах является главным храмом Жировичского монастыря и именно он дал название всей обители (полное название монастыря – Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь). За этот величественный и внушительный храм нужно благодарить игумена Петра Мимонского. Ведь именно его стараниями Свято-Успенский собор в 1629-1671 годах был построен.
Сегодня Свято-Успенский собор в Жировичах - памятник архитектуры стилей барокко, рококо и классицизма. Однако первоначально храм строился в барочном стиле и имел три купола. Впечатляли и размеры собора: в высоту он достигал 40 метров, в длину – 55.
По замыслу архитекторов, алтарь храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы Жировичской Богоматери. Согласно легенде, икона была найдена около груши пастушками. На территории собора сохранился корень этой груши, расположенный в специально устроенной нише. Вместе с корнем дерева, в нише располагается колодец, хранящий исток родника, когда-то бившего из-под этой груши (сегодня ниша находится слева от входа в собор). Чудотворная икона Жировичской Божьей Матери является самой почитаемой святыней монастыря и самой маленькой в мире из почитаемых икон Богородицы. Размер иконы 5,6*4,4 см, практически детская ладошка. На иконе ясно различимы трещины – следствие пожара, в котором пострадала святыня (в благодарность за спасение и иконы был возведена Богоявленская церковь).
В 17-18 веках под алтарной частью Свято-Успенского собора находилась братская каплица-усыпальница, где хоронили как монахов, так и многих знаменитых духовных лиц того времени (так, здесь был захоронен архиепископ Иосиф Кунцевич). Однако в первой половине 19 века усыпальница была замурована и с тех пор монахов стали хоронить на братском кладбище.
В 1821 году Свято-Успенский собор в Жировичах был значительно реконструирован. В результате храм лишился двух башен и приобрел черты классицизма. В те годы в храме располагалось 15 резных алтарей с 40 иконами. Окончательно, работы над собором были завершены в 1867 году.
Сегодня Свято-успенский собор в Жировичах возглавляет архитектурный комплекс монастыря и представляет собой трёхнефную крестово-купольную базилику с полукруглой апсидой. Синий купол храма виден за много километров от Жирович. Впечатляет и убранство главного фасада собора: дорическая ордерная система, нашедшая воплощение в двух спаренных колоннах в средней части, декоративная балюстрада, декор, совмещающий в себе элементы классического стиля и византийской архитектуры.
Несмотря на значительные внешние перестройки храма, внутри Успенский собор в Жировичах сохранил барочную архитектуру. Центральный декоративный элемент храма – это трёхъярусный деревянный иконостас 17 века, выполнен в барочном стиле. Для его росписи в 1779 году был приглашен мастер Григорий Медвецкий. На своду купола капеллы сохранился уникальный лепной декор 17 века, а под куполом можно увидеть изображения четырех евангелистов 18 века. Росписи на стенах и столбах выполнены уже в послевоенное время, однако тоже поражают своей красотой и одухотворенностью.
Свято-Успенский собор в Жировичах хранит множество святынь, почитаемых православными верующими: чудотворные и мироточивые иконы, мощи святых, кресты… Поэтому нет ничего удивительного, что паломнические туры по Беларуси в первую очередь ассоциируются с посещением Жировичского монастыря и его главного храма – Свято-Успенского собора.
Дата обновления: 1 апреля 2011