Памятник Болеславу Яловецкому был установлен на железнодорожной станции в городском посёлке Лынтупы 1 июля 2007 года по инициативе местного краеведа Е. Громова. В конце XIX века через Лынтупы проходила железная дорога, которая соединяла Полоцк с Вильнюсом. Сейчас это узловатая тупиковая станция и раз в день сюда пребывает из Витебска уникальный поезд, состоящий из одного вагона. Раньше поезда здесь ходили в четырех направлениях – на Вильнюс, Крулевщизну, Свенцяны и Нарочь. Заслуга Болеслава Яловецкого заключалась в том, что он являлся основателем региональной узкоколейки на территории Беларуси.
Болеслав Антонович Яловецкий (1846 – 1918) – инженер, предприниматель и политический деятель был родом из деревни Лынтупы. Родился в семье богатых землевладельцев Свенцянского уезда Виленской губернии. Был выпускником Виленской гимназии, затем лучшим студентом Николаевского инженерного училища и Николаевской инженерной академии, которую окончил с отличием. Карьерный рост Яловецкого насыщенный и богатый. Он получает звание военного инженера, стажируется в Австрии и Чехии, становится инженером Министерства путей сообщения. Болеслав Яловецкий активно принимал участие в строительстве и эксплуатации железных дорог, работал на различных торгово-промышленных предприятиях. Полезным изданием для множества инженеров-железнодорожников стала его книга в двух томах «Вода, топливо и паровозные котлы». На протяжении 15-ти лет возглавлял Александровский механический завод и превратил его в предприятие европейского уровня. Инженер Яловецкий был в почете у императора Александра III, и на этом же заводе сам лично конструировал индивидуальный поезд для царской семьи.
Важное свершение в деятельности Болеслава Яловецкого – это проект по строительству переносных железных дорог, а также строительство узкоколейных подъездных железнодорожных путей. В конце 90-х годов XIX века он стал соучредителем «Первого общества подъездных железнодорожных путей в России» и «Русско-Бельгийского металлургического общества».
Деятельность «Первого общества подъездных железных путей России» началось со строительства железнодорожной линии на территории Беларуси – от станции Свенцяны до городка Глубокое. Затем были построены узкоколейные дороги в других районах Беларуси, в Прибалтике и на Украине. Общество строило переносные рейсовые пути для военных целей и нужд сельского хозяйства, вагоны и вагонетки, машины для добычи и перевозки торфа, переносные лесопильные заводы. В начале XX века Общество имело более тысячи верст железнодорожных путей. В свое время Яловецкого величали «Королем узкоколейки».
Дата обновления: 10 декабря 2020