Железнодорожная станция Влодава в Томашовке (Брестская область) – конечная станция маршрута нынешней линии Брест – Влодава, протяженностью в 65 километров. Сейчас станция находится в тупиковой ветке, но славится своей историей создания, начало которой берет с конца XIX века.
В 1887 году была построена железнодорожная линия протяженностью 113 км, соединившая города Брест-Литовск (Брест) и польский (тогда российский) Хелм, далее шла в Черемху-Белосток. Тогда эти земли, включая и значительную часть Польши, входили в состав Российской империи, а после раздела Польши между гитлеровской Германией и СССР железный путь Брест-Литовск – Хельм стал уже советским. Примерно посередине трассу железной дороги пересек Западный Буг, на левом берегу которого расположился город Влодава. Кратчайший путь от города до железной дороги лежал в Томашовку (всего 3,5 км), поэтому здесь в 1897 г. и была построена станция получившая название Влодава. В своё время станция была довольно крупной: есть сведения, что здесь был расположен шпалопропиточный завод и даже имелся разворотный круг.
Нынешнее вокзальное здание этой станции было построено в первом десятилетии XX века. Зданию посчастливилось уцелеть в Первую мировую войну, хотя летом 1915 года в окрестностях шли ожесточенные бои между австро-германскими и русскими войсками. Во время Великой Отечественной войны здание вокзала и железная дорога были взорваны вражескими войсками при отступлении. От станции уцелели только наружные стены, а часть дороги превратилась в тупиковую зону из-за разрушенного моста через Буг. Простояв полуразрушенным до конца 1960-х годов, здание было реконструировано специалистами Брестской дистанции гражданских сооружений, с сохранением своего первоначального облика. Вторая оконечность железнодорожной линии в 2000-х годах окончательно стала тупиком, когда было закрыто движение между Высоким и Черемхой.
Сегодня по железнодорожной насыпи, ведущей в сторону Польши, частично проложена автомобильная дорога. До самой границы идет насыпь неплохо сохранившаяся до сих пор. Как не стало моста через Буг в конце войны, так и не стало движения между Брестом и Хелмом. С тех самых пор сообщение между правым и левым берегом не было налажено.
Дата обновления: 29 июля 2020