В 2009 году в деревне Селище Дрогичинского района Брестской области на водоразделе бассейнов рек Днепра и Вислы Республиканским унитарным эксплуатационно-строительным предприятием «Днепро-Бугский водный путь» был установлен памятный знак в честь древнего белорусского водного канала. Этот памятник олицетворяет значимость водного пути, который столетиями соединяет народы Востока и Запада, сыграл важную стратегическую роль в историческом развитии региона – Днепровско-Бугский канал.
Днепровско-Бугский канал (ранее – Королевский канал) – судоходный путь, который связывает бассейны двух морей – Черного и Балтийского. Канал соединяет реки Пина (приток Припяти; бассейн Днепра) и Муховец (приток Западного Буга; бассейн Вислы). Общая длина – 244 км, при этом протяжённость канала от Бреста до Пинска составляет 196 км. Этот водный путь объединяет историческое прошлое и настоящее таких стран как Речь Посполитая, Российская империя, СССР, Польша, Украина и Беларусь.
С незапамятных времен сквозь Полесье проходил важный торговый путь от Киева через Туров, Пинск и Берестье в польские и немецкие земли. Этим путем плыли на запад и восток купеческие ладьи, груженные разнообразным товаром. Но на преодоление сухопутного волока между Мухавцом и Пиной, уходило немало сил и времени. Впервые идея о строительстве судоходного канала, соединяющего бассейны Припяти и Буга, была озвучена на сейме в 1655 году коронным канцлером Речи Посполитой Юрием Оссолинским. В 1766 году технический проект был разработан королевским картографом Франтишеком Чаки, где был обозначен кратчайший путь от Мухавца к Припяти, а в 1770 году проект был представлен королю Станиславу Августу Понятовскому. В 1775 году приступили к прокладке канала, но на пути строителей встали непреодолимые болота. Это заставило направить трассу канала в обход, по маршруту древнего сухопутного волока.
Через 9 лет по каналу открылось движение. В 1784 году один из инициаторов строительства каналов на Полесье – известный государственный и хозяйственный деятель своего времени Матеуш Бутримович – отправил из Пинска в Варшаву небольшую флотилию. В том же году король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский прибыл на Полесье и лично опробовал новый водный путь – с той поры канал стал называться «Королевским».
В Российской империи канал усовершенствовали, приспособили для движения пароходов (1837–1848) и переименовали в Днепровско-Бугский (1846). Наиболее значительные объемы работ были выполнены в XX веке, поскольку две разрушительные мировые войны внесли свою лепту в историю канала. Строительство и усовершенствование Днепровско-Бугского канала продолжается и в наши дни. Знаменитый водный путь по-прежнему имеет хозяйственное, стратегическое и экологическое значение, способствует развитию туризма, отдыха и спорта.
Дата обновления: 27 июля 2020