Возле родового поместья Обрынь в Кореличском районе, в тиши возле дороги, стоит небольшая усыпальница старинного белорусского рода Кашицей. Многие, кто приезжает на отдых в Беларуси, могут увидеть прямо с дороги низкое строение, которое полвека хранило покой предков.
Усадьба Обрынь, последние хозяева которой возвели усыпальницу, упоминается еще в 1522 году, но свое название имение и земля приобрели в 1567 году по имени Яна Абрынского. Ту усадьбу, которую еще можно застать на рисунках Наполеона Орды и старинных фотографиях, построили и облагородили в середине XIX в. Хозяевами сначала были Дунин-Раецкие, а позже и Кашицы, которые были владельцами поместья до 1939 года. Даже участие в восстании 1863 года не забрало Обрынь у Кашицей, и последним владельцем был холостой внук участника – Феликс (1897-1943).
Феликс и выстроил небольшую усыпальницу для предков своего рода, разместив ее неподалеку от главного дома: к ней вела дорожка через мост. В остальном, при Феликсе владения сократились до 700 гектаров, а соседнее имение Ятра, которое было изъято у его же рода после 1831 года, он даже арендовал.
Часовня была выполнена в тогдашнем современном стиле, дата постройки – после 1911 года. В первую очередь, она задумывалась, как место перезахоронения деда Феликса – Константина Кашыцы, участника восстания 1863 года. Это Феликс и успел реализовать до Первой Мировой войны. Там также нашла покой Софья Кашыц.
На территории усыпальницы были высажены клен, липа, вяз, сосна, ель и ясень. Некогда сюда вела живописная тропа через мост, но сейчас единственный удобный способ добраться сюда – через соседнюю деревню. Это можно сделать, если обогнуть небольшой пруд у руин дома и пройти по полю. Стоя к ней спиной, можно справа увидеть памятник повстанцам Калиновского, установленный Константином Кашицей.
До Второй мировой войны часовня оставалась в первозданном виде. Но военное время оставило Кореличский район даже без камней и кирпичей для ремонта, потому глава колхоза приказал разобрать часовню на дымоходы. Об этом местные рассказывают даже страшную историю. Говорят, что, когда вскрыли надгробные плиты, под тремя из них останки хозяев сразу рассыпались. В четвертой же нашли тело, которое не тронуло время. Через несколько дней и эту могилу закрыли, а останки решили закопать отдельно возле часовни.
Сам Феликс, по грустной иронии судьбы, не обрел покой в им же построенной усыпальнице. Во время войны, по одной из версий, он был убит немцами. Во второй версии, он был убит партизанами за то, что являлся «бывшим кулаком и помещиком». В 1943 году Феликса убили, а саму Обрынь сожгли. Его могила где-то возле стен самого дома. После 1948 года местным жителям дали разрешение селиться возле Обрыни, так и возник поселок Первомайский.
Усыпальница же долгое время была в запустении. Правда, несколько лет назад на отдых в Беларусь приехали польские родственники Кашыцей. Они прибрали часовню, заложили кирпичом место для бывших гробов, установили решетку.
Описание
holiday.by рекомендует