В начале ХХ века Витебск входил в десятку городов с наибольшим количеством еврейского населения (после Одессы, Кишинева, Белостока и Минска). И это неудивительно: первые иудейские кварталы стали возникать здесь еще в 1551 году. Их появление было обусловлено желанием приверженцев Торы вести образ жизни, соответствующий национальным традициям. Уже к 1627 году количество витебских евреев так возросло, что представители общины легко получили официальное разрешение на строительство синагоги. В конце ХVIII века Витебск и вовсе превратился в один из крупнейших центров хасидизма в Беларуси.
Следует отметить, что молитвенные дома всегда играли наиболее важную роль в повседневной жизни иудеев. Скромные в архитектурном плане (обычные деревянные постройки), они являлись центром общественной и культурной жизни еврейского общества. Синагоги городской окраины обычно представляли собой небольшие здания, в которых к основному прямоугольному объему было пристроено двухэтажное сооружение с женскими галереями.
К началу ХХ века в Витебске насчитывалось более полусотни еврейских молитвенных домов. Из них лишь несколько выделялось на фоне общей городской застройки. К примеру, большой храм находился на Мало-Могилевской улице и носил название «Главной Хоральной синагоги». В Национальном архиве Беларуси до сих пор хранятся чертежи фасадов строения, а также планы этажей, возведенных не позднее 1877 года.
Несмотря на достаточно скромную архитектуру, в еврейских храмах хранилось большое количество исторических ценностей. К ним можно отнести свитки Торы, представлявшие собой пергаментные листы общей длинною до 60 метров. На выполнение одного такого сефера уходило не менее полугода работы, а его цена составляла 100 рублей чистым серебром. К слову, одно время в Витебске даже существовала частная мануфактура по изготовлению дорогостоящих свитков. Несмотря на высокую стоимость, они раскупались достаточно быстро: в каждой витебской синагоге хранилось не менее десяти экземпляров.
К сожалению, на сегодняшний день наследие культурной и образовательной жизни витебской еврейской общины полностью утеряно. Большая часть синагог уничтожена во время Великой Отечественной войны, а то, что уцелело, несколько десятилетий планово разрушалось советскими властями. Несколько архивных дел да изображения на дореволюционных открытках – вот и все свидетельства еврейской религиозной архитектуры. Одним из наиболее ценных архивных экспонатов является картина Марка Шагала, написавшего рядовую деревянную синагогу («Моя деревня», гуашь, 1923-1924 года).
Сегодня в Витебске осталось последнее аутентичное здание каменной синагоги, расположенное на улице Революционной, недалеко от музея Шагала на Покровской улице. Кирпичное здание молитвенного дома было построено в начале ХХ века. Есть данные, что Большую Любавичскую синагогу некогда посещал отец знаменитого художника. По атеистической традиции, в послевоенные годы здание использовалось не по назначению. Долгое время здесь работал местный аэроклуб, потом в помещении обосновался Дворец культуры, а после синагогу и вовсе отдали под склады. Сегодня здание находится в аварийном состоянии и, вероятнее всего, со временем будет полностью разрушено.
Описание
holiday.by рекомендует