Каждый, кто приезжает в город на поезде, первым делом замечает именно этот памятник. Паровоз, расположенный неподалеку от городской железной станции, установлен здесь более 30 лет назад. Модель серии П-36 прославилась в свое время на весь Советский Союз своей грузоподъемностью и скоростью. Всего за шесть лет выпуска она заменила практически все составы серии СУ, значительно увеличив объем пассажирских перевозок. Чуть позже паровоз получил прозвище «Генерал»: во-первых, за внушительный размер, во-вторых, за характерный дизайн корпуса — цветные полосы по бокам, сильно напоминающие лампасы. Есть еще один интересный факт, касающийся внешнего вида состава. До XX съезда КПСС фронтон паровозов данной серии украшала красная звезда с изображением Сталина (или Ленина). Позже портреты убрали, заменив их гербом СССР.
П-36 вошел в историю как последний пассажирский паровоз СССР. Его составы сохранены во многих городах (таких как Белогорск, Чернышевск, Северобайкальск) и выполняют функцию памятника советской железнодорожной промышленности.
В Орше локомотив эксплуатировался в течение 10 лет, с 1950 до 1960 год. А в 1984 году, при проведении реконструкционных работ здания местного вокзала, был установлен на пьедестал в честь трудовых подвигов оршанских железнодорожников. Сегодня монумент пользуется большой популярностью у туристов, которые изучают достопримечательности Орши. Всегда свежеокрашенный, аккуратный, паровоз П-36 ассоциируется у многих с советским прошлым.
Рядом с памятником локомотиву возвышается монумент, установленный в честь партизана и Героя Советского Союза Константина Заслонова. Место для расположения скульптуры (автор Сергей Селиханов) выбрано не случайно: в годы перед войной легендарный подпольщик руководил местным паровозным депо.
Изучая памятники, не забудьте заглянуть в здание вокзала. Оршанская железнодорожная станция внесена в Государственный список исторических ценностей и является примером гражданской архитектуры начала века.
Дата обновления: 28 апреля 2015