Оршанский железнодорожный вокзал стал известной достопримечательностью города по нескольким причинам. Первой, и самой очевидной, является тот факт, что открытие станции состоялось еще в 1871 году. Ее проектирование было приурочено к важнейшему событию в транспортной жизни страны — запуску магистрали Москва-Брест.
Изначально строение больше походило на крепость. Это впечатление создавали узкие высокие окна, а также две башни-колонны, расположенные по краям и соединенные зубчатым парапетом. Сохранились архивные фото, где можно подробно рассмотреть элементы дореволюционного декора. Чуть позже, в 1912 году, здание было полностью перестроено. Теперь в его отделке доминировали черты модерна и неороманского стиля. Частично они сохранились и сегодня. Железнодорожный вокзал в Орше внесен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.
Второй причиной популярности данной достопримечательности принято считать военную судьбу станции. В 1941 году оршанский железнодорожный транспортный узел стал местом группировки сил противника. Захватив вокзал, фашисты получили полный контроль над грузовым и пассажирским потоком. Готовилось наступление на Сморгонь. Чтобы не допустить продвижение немецких войск по Московскому направлению, было принято стратегическое решение об уничтожении железной дороги. Именно в Орше впервые в истории войны было использовано реактивное оружие БМ-13 (или «Катюша», как называли его советские солдаты). За 8 секунд огонь охватил весь вражеский лагерь. Были разрушены пути, пострадало здание вокзала, но противника на данной территории удалось разбить. Наступление остановилось на неделю.
После войны станция несколько раз восстанавливалась. Первая серьезная перестройка была произведена в конце 1947 года. Именно тогда значительно изменилось внешнее художественное оформление восточной стороны. Вторая крупная реконструкция производилась уже в 2004 году. Новшества коснулись не только архитектурного облика строения, но и благоустройства перронов, платформ, залов ожидания.
Сегодня железнодорожный вокзал в Орше имеет первую категорию и считается одним из важнейших транспортных узлов страны. Более пяти тысячи человек ежедневно отправляются отсюда в путешествия и поездки. Руководства станции постоянно работает над автоматизацией производственных процессов. К примеру, в кассах уже установлены платежные терминалы для продажи билетов. В здании вокзала также обустроены комнаты отдыха, детская площадка, камеры хранения. На территории есть банкомат, аптека, рестораны, бильярд, банковские отделения и медпункты.
Рядом со станцией гости города могут увидеть еще два памятника, имеющих непосредственное отношение к работе вокзала. Константин Заслонов, подпольщик и герой Советского Союза, несколько лет был начальником местного паровозного депо. Сегодня его монумент возвышается неподалеку от железнодорожного въезда в город. Из окна поезда можно также заметить легендарный советский паровоз П-36, установленный на пьедестале рядом со зданием вокзала.
Дата обновления: 28 апреля 2015