Бирюзовая вода меловых карьеров завораживает. Горы мусора отталкивают. Ехать или нет? Holiday.by отправился в экспедицию по Волковысскому району и узнал, почему купаться в карьерах нельзя, но никого это не останавливает. Если вы уже приехали, возникают закономерные вопросы: где переночевать? Где отдохнуть и пообедать? Какие достопримечательности есть в окрестностях? В новом проекте «С места в карьер» мы ответим на эти вопросы.
Карьеры «легальные» и «нелегальные»
«Гранд каньон», «Столбы», «Синька» — купаться нельзя. «Голубое» и «Марс» — можно. Возле городского поселка Красносельский разбросаны десятки карьеров, но вдоль одних установлены запрещающие знаки, а за купание на других вам никто слова не скажет.
Дело не в голубизне воды и даже не в крутости берегов. Условно карьеры возле Волковыска можно разделить на старые и новые.
Возраст старых «голубых линз» около полувека. Они переданы во владения государства. Находятся рядом с автобазой, а дорогу вам покажет любой местный житель. Здесь вы вряд ли найдете знаки, запрещающие купание. Плавают на «Мальдивах», как правило, местные и те, кто не любит нарушать закон.
Новые карьеры принадлежат предприятию «Красносельскстройматериалы». Это промышленные объекты, за нахождение на которых посторонним грозит штраф от 3 до 10 базовых величин.
Гулять по этим карьерам легально можно будет через 7 лет. Тогда завод спишет их с «баланса». Во владения государства перейдут лишь те карьеры, берега которых не превышают угол в 35 градусов. После этого они будут доступны, а запрещающие таблички исчезнут.
Находятся они сразу за цементным заводом вдоль промышленной дороги, не заметить которую невозможно. Каждые несколько минут там проезжают БелАЗы и МАЗы, осыпая дорогу, деревья и людей мелом. Именно на новые карьеры и едут толпы отдыхающих. Они не знают о существовании других, разрешенных для посещения, «голубых линз».
Вдоль технической дороги установлены запрещающие знаки, а все подъезды к карьерам перекрыты бетонными блоками или перекопаны. Но туристов это не останавливает.
Рядом с дорогой появились импровизированные стоянки. Отчаянные бросают машины прямо на обочине, не опасаясь большегрузных машин, которые проносятся мимо на нешуточной скорости.
Купаться запрещено
Как мы сказали выше, за новые карьеры отвечает завод «Красносельскстройматериалы». За все несчастные случаи «расплачивается» руководство предприятия. Поэтому туристы для них — нежелательные гости.
Поскольку это промышленные объекты, инфраструктуры здесь нет. Ни баков для мусора, ни пологих спусков в воду, ни мест для отдыха, ни парковок для машин…
Зайдя на сайт завода, вы первым делом увидите предостережение: «Вода в карьерах не соответствует требованиям санитарных правил и норм». Но местные и туристы относятся к этому сообщению скептически. «Я сюда третий раз приезжаю. Первый раз был в 2010 году. Со мной что-то случилось?» — обратился ко мне минчанин Евгений.
Дно и берега карьеров усыпаны кремнием, из которого наши предки делали топоры и копья. Шанс порезаться очень велик. Неопытным пловцам также не стоит рисковать: глубина в некоторых местах достигает 15 метров. Добавьте сюда ещё и риск обрушения берегов.
…но туристов это не останавливает
Массовое паломничество сюда начинается в вечер пятницы и достигает пика в полдень субботы. Номера машин преимущественно минские, но встречаются и автомобили из России. Туристы приезжают с палатками, матрасами, лодками и даже тележками из супермаркетов, наполненными едой. Привозят с собой и домашних питомцев.
Меня уверяли, что вода безопасна, ведь она «поднимается из недр земли, проходит несколько степеней естественной очистки, пробираясь через слои песка и гравия». Цвет воды зависит от химических процессов с мелом, проходящих на дне. Если за карьерами не следить, то через пятьдесят лет вода станет темной, когда дно зарастает илом.
Что бывает за пребывание на «белорусских Мальдивах»?
Для цементного завода туристы на новых карьерах — нарушители порядка. Предприятие всеми силами пытается применять меры к тем, кто вторгается на промышленную зону, однако этого, судя по всему, недостаточно.
Устное предупреждение. Дважды в день на карьеры приезжает рейдовая группа. Два представителя завода в желтых жилетах вежливо объясняют, что находится на карьерах небезопасно и просят уехать.
Однако после короткого инструктажа для Holiday.by стражи порядка направились к машине со словами: «Мы уезжаем. Все, можете купаться». То ли нам попался добродушный патруль, то ли такой метод уговоров неэффективен — осталось загадкой.
Штраф от 450 тысяч. Рядом с каждым карьером установлено несколько щитов, угрожающих штрафами от 3 до 10 базовых величин за пребывание на производственном объекте. Однако случаев, когда людей действительно оштрафовали, никто не припомнит.
Эвакуация автомобиля. Самые страшные последствия ждут автомобилистов, которые оставляют машины на обочинах. ГАИ вызывают сотрудники завода. Так, в пятницу было эвакуировано 20 автомобилей. Пять из них оказались машинами сотрудников предприятия, которые поставили своих «железных коней» на подъезде к заводу, но автоинспекция разбираться не стала.
Инфраструктура
«Вся инфраструктура у нас в багажнике», — весело сообщил приезжий из Минска.
Ближайший населенный пункт (городской поселок Красносельский) находится в нескольких километрах от карьеров. Поэтому провизией и питьем лучше запастись заранее.
На ближайшей заправке в полдень субботы уже не купить дрова и уголь. Быстро раскупается и пиво. В магазине у заправки продавщицы выставляли новую партию двухлитровых бутылок хмельного напитка. По их словам, пятилитровые бутыли с водой и закуска к пиву уходит также быстро.
Ночуют приезжие в палатках или машинах. Хотя можно остановиться в городском поселке Красносельский: снять квартиру или выкупить койку в гостинице с оригинальным названием «Гостиница».
Ехать или нет?
«За» |
«Против» |
Незабываемый пейзаж |
Запрещающие знаки |
И такие же фотографии | Мусор |
Вода с мелом полезна для здоровья |
Резкие перепады глубины |
Штрафы | |
Отсутствие инфраструктуры |
|
Острый кремний на дне и берегах |
|
Риск обрушения берегов |
Опрос отдыхающих показал, что для одних поездка на карьеры стала самым запоминающимся событием лета. Другие утверждали, что больше сюда не вернуться. Ехать или нет? Выбор всегда остается за вами.
Интерактивная карта достопримечательностей Беларуси
Скоро в рубрике «С места в карьер»:
Интервью с представителем завода «Красносельскстройматериалы».
Инфраструктура «белорусских Мальдив»: где поесть, переночевать и заправиться.
Мы благодарим компанию ООО «ФелОкт-сервис» — официального дилера автомобильной марки «Шкода» в Беларуси — за предоставленный для поездки автомобиль Škoda Yeti.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах