Сельскому туризму в Беларуси 10 лет, у нас есть 1881 действующая агроусадьба и 272 тысяч туристов за прошедший год. Что из себя представляет модель сельского туризма, чего хочет агропутешественник и как проводится экспертная оценка усадеб? Ответы на эти и другие вопросы Holiday.by получил в ходе тренинга «Бизнес в сфере экотуризма», организованный проектом USAID «Местное предпринимательство и экономическое развитие», реализуемый ПРООН (LEED).
ЛЮДИ ХОТЯТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К СВОЕМУ ОТДЫХУ
- Туризм зеленеет. Это происходит потому, что люди из развитых стран хотят жить долго и не болеть. Такая тенденция наблюдается в отношении пожилых людей из так называемого «золотого миллиарда» в Западной Европе. Во время отдыха туристов особенно волнует, куда они едут, как используют деньги туроператоры, с которыми они работают. Если финансы идут на поддержку и охрану окружающей среды, то иностранцы готовы тратиться, - говорит Валерия Клицунова. – Кроме того, современные люди, как правило, отдыхают коротко. Ведь ни у кого нет больших отпусков. Именно поэтому агроусадьба – идеальный вариант для уикенда.
Валерия Клицунова также заметила, что сегодня люди хотят индивидуального подхода к своему отдыху. Массовые заезды из советских времен уходят в прошлое. Путешественники желают, чтобы программа была создана только для них. И это еще одна положительная тенденция сельского туризма.
Известно, что сегодня в белорусскую деревню с удовольствием едут евреи, немцы, итальянцы, поляки, россияне, американцы. Иностранцам интересно узнать о белорусской культуре, услышать фольклорные песни, попробовать национальную кухню.
По мнению Валерии Клицуновой, западный рынок интересуется Беларусью потому, что это неизвестное направление. У зарубежных гостей пока нет четкого образа страны.
Постепенно мы приходим к тому, что вместо массового отдыха на солнце, море и песке путешественник выбирает пейзаж, традиции и досуг. И, несмотря на то, что агроэкотуризм - это лишь часть туризма, он популярен. Приростом в 20-30% ежегодно не может похвастаться ни одно другое направление.
- Сегодня в белорусскую деревню турист едет из-за природы, наличия ремесел, праздников, вкусной еды. Кроме того, ему интересна рыбалка, плавание и общение с сельским населением. Ведь большинство путешествует не из дома к дому, а от человека к человеку. Так, например, 8 лет назад в белорусскую деревню приезжало всего 10 тысяч туристов, за прошедший год агроусадьбы посетило более 272 тысяч человек, - продолжает Валерия Клицунова. – Людям важно не только жилье и достопримечательности, но и удобное расположение агроусадьбы.
В БЕЛАРУСИ ЗНАК КАЧЕСТВА АГРОУСАДЬБЫ – ЗЕЛЕНЫЙ ПЕТУШОК
По словам Валерии Клицуновой, заниматься агроэкотуризмом в Беларуси может любой сельский житель, который прописан в сельской местности, имеет дом на правах собственности и ведет приусадебное хозяйство. Льготное кредитование и информативно-правовая база только способствуют развитию этого направления.
Однако важно понимать, что кроме жилья туристу нужно чем-то заниматься. Климат в Беларуси нестабильный, ресторанов и шоппинга в сельской местности нет. Именно поэтому нужно создавать качественный турпродукт. Однако сделать его можно лишь сообща. Примером может служить «Муховэцка кумора».
Для того, чтобы любой турист мог сразу понять, насколько хороша та или иная усадьба сейчас идет активная работа по их сертификации.
- Сегодня многие владельцы усадеб уже понимают, что сертификат – это плюс. Они хотят отделиться от тех, кто занимается не агро-, а секстуризмом или барно-шашлычным бизнесом. На сегодняшний день несколько усадеб уже успешно прошли этот процесс. Среди них усадьба «Дамелька» Александра Кедруна, «Лесная поляна» Сергея Михайлова… Хозяева агроусадеб готовы оплачивать транспортные расходы и расходы по экспертной оценке. Сейчас идет сбор пожеланий, - рассказывает Валерия Клицунова. – Стандарты для этой оценки были разработаны несколько лет назад вместе с Институтом стандартизации и сертификации и Национальным агентством по туризму. За основу выбраны европейские стандарты. Ведь речь в этом случае идет не только о комфортности дома. Здесь важно, как выглядит территория усадьбы и то количество услуг, которое предлагают хозяева.
По словам председателя правления общественного объединения «Отдых в деревне», в Беларуси есть несколько инспекторов-экспертов, которые проводили и видели эту процедуру в Европе. Это происходит следующим образом: люди выезжают на усадьбу, осматривают, ведут беседу, дают рекомендации хозяину. Далее объясняют, для какого количества «звезд» (а в нашем случае петушков) подходит усадьба. Если хозяин хочет получить больше петушков, то в обговоренные сроки должен исправить озвученные недоработки.
Любопытно, что в качестве знака, который хозяин сможет использовать на фасаде дома, принят зеленый петушок. Именно он в Беларуси – знак качества агроусадьбы. Бывает первая, вторая, третья и четвертая категории (чем выше, тем лучше). Такая же градация принята и в Европе.
- Пару лет назад мы успешно провели зеленую сертификацию, присвоили агроусадьбам ласточек. Сегодня эти знаки есть у таких усадеб как: «Кролова хата», «Бивак», «Елочки holiday». Ласточка – это знак экологического качества. Его разработали наши партнеры, организация «Европейский центр агро- и экотуризма» - ECEAT. Чтобы получить такой знак, нужно использовать экологически чистую воду, и строительные материалы, а также альтернативные источники энергии, - продолжает Валерия Клицунова.
Как видим, туристы готовы ехать в белорусские агроусадьбы. Однако кроме комфортного жилья им нужно организовать досуг, облагородить территорию и направить к местным достопримечательностям…Что называется, подтвердить качество своих услуг. Об этом совсем скоро будут говорить туристу зеленые петушки на фасаде сертифицированных усадеб.
Агроусадьбы Беларуси на Holiday.by
Читайте по теме
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах