К истокам Руси. Немного теории

Много говорится про трансграничные маршруты в туризме, когда надо развивать сотрудничество с приграничными регионами. У меня уже был опыт участия в водном маршруте и проекте «Неман-Нямунас» из Беларуси в Литву. Однако ему не суждено было стать турпродуктом до сих пор. И сегодня мы начнём говорить про ещё один эксперимент трансграничного сотрудничества в туризме. На сей раз стороны безвизовые и объединены «Союзным государством» - Беларусь и Россия. По приглашению Смоленской стороны и туроператора Smolensk Travel ваш покорный слуга и читатели Holiday.by принимают участие в туре «К истокам Руси». Тем более, что отдых в России пользуется устойчивым спросом среди белорусских туристов однако спектр предложений турфирм редко выходит за границы стандартов. Экскурсии в Санкт-Петербург, реже в Москву, туры по Золотому кольцу России, активный отдых в Карелии, недавно появившиеся туры на Байкал – это, пожалуй, всё, что могут белорусскому туристу предложить агентства.

 

«К истокам Руси» - это не столько название тура, сколько агрегация многих процессов, которые происходят как по всей современной России, так и в её западных землях, как в общественной жизни, так и туризме. Во-первых, в России до сих пор «открытым» является вопрос о центре государственности. Фактически, идет научно-географический поиск этого Места. Во-вторых, 1150-летия. Именно такую, плюс-минус год, дату отмечают многие города Смоленской, Новгородской и Псковской областей. К слову, аналогичный день рождения и у белорусского Полоцка. В-третьих, процессы в региональном российском туризме. 

Тур с примерно таким названием существовал задолго до 2012 года, однако именно по просьбе российской стороны в него теперь будут входить два белорусских города – Полоцк и Витебск. Презентация продукта совпала с проведением достойного туристического форума «К истокам Руси», который начал свою работу в Смоленском университете. 

 

Открывали и принимали участие в форуме представители Всемирной туристической организации, Федерального агентства по туризму и управление Смоленской области. Говорилось много про мировые тенденции, но наиболее интересными стали новости от ВТО, что в мире всё большим весом по числу прибытий становиться именно Россия.

 

Вице-губернатор Смоленской области - Николай Кузнецов - в рамках пресс-конференции поделился цифрой о том, что в год Смоленскую область посещает свыше 230 000 туристов и с появлением нового турпродукта запланирован 30% прирост числа прибытий в область.

 

Для перехода к практике и непосредственно тестированию нового маршрута, необходимо сказать, что представитель комиссии, созданной при Союзном государстве, презентовала книгу-путеводитель «Полоцк-Смоленск. Вехи общей судьбы». 

На Смоленщину 83% туристов приезжают самостоятельно. И это понимают кураторы проекта «К Истокам Руси». Поэтому купить многодневный экскурсионный тур «К истокам Руси» вряд ли будет возможно. Ставка сделана на информацию для туристов, чтобы каждый, кто будет заинтересован в посещении этих мест, мог выбрать себе один или несколько сегментов и самостоятельно организовать своё путешествие по большому и интересному региону. 

Заместитель губернатора Смоленска - Николай Кузнецов - напутствует: «На Смоленщине нет нефти и газа, но есть веками отсроенная со своими традициями земля, которая очаровывает гостей званых и незваных. Есть милый смоленский народ, который будет всегда рад гостям».

Смоленск – Талашкино

Наш 5-дневный тур начинается в Смоленске и его маршрут выглядит следующим образом Смоленск – Талашкино – Витебск – Полоцк – Псков – Изборск – Печоры – Великий Новгород. В нескольких частях дневника нашего блога и альбоме Holiday.by в Facebook мы побываем во всех этих местах и будет хорошо, если всё больше белорусов будут открывать для себя новые способы и места для отдыха в России. Если у кого-то появятся вопросы – милости прошу в комментарии к статьям. Я постараюсь либо прокомментировать сам, либо спросить у организаторов проекта или принимающей стороны.

 

До Смоленская из Беларуси очень удобно добираться, как на поезде (прямое сообщение), так и автомобиле (брест-московская трасса прекрасна качеством, скоростным режимом и отсутствием границы в рамках Союзного государства). Знакомство со Смоленском можно условно разделить на три части: храмы Смоленска, смоленская крепость и Смоленск – город для людей.

 

В Смоленске сохранилось большое количество храмов, в том числе домонгольского периода. Около 60% населения православные, при этом - большая доля «иноверцев» (сильно влияние католиков, униатов, других религий). Недалеко от современного Смоленска находятся древние языческие городища и курганы, где находился древний город. Город крестили в 1013-м году (по другим данным в 990-м году). И для того, чтобы обратить в православие людей первые храмы строились на месте языческих капищ. «Убить» веру предков оказалось не так просто, поэтому в культовой архитектуре раннего средневековья Смоленщины и вплоть до XX века нет-нет да и проскакивают языческие природные мотивы.

 

Говоря про культовую архитектуру Смоленска, все туристы, ведомые экскурсоводами перво-наперво посещают Успенский собор. Это одна из доминант города и памятник архитектуры, в котором можно найти черты готики, барокко и классицизма. Кто-то в нём может угадать черты Андреевского собора в Киеве. Храм был заложен в самом начале XII века, но современный вид приобрел лишь в XVIII-м. 

 

Снаружи смоленский Успенский собор в впечатляет размерами и тем, что с его холма открываются отличные виды на город. Внутри храм восхищает. Это и огромный гигантский алтарь (его резали украинские мастера, поэтому он вышел на стыке канонического древнерусского стиля и украинского барокко), и смешение стилей. Автор интерьеров был униатом, но завершив работу был сам настолько впечатлен результатом, что принял православие.

 

По своему убранству считается, что Успенский собор в Смоленске является вторым в Европе. Работы над иконостасом велись в 1730-1740-е годы. В самом храме находится множество почитаемых икон - Божия Матерь Одигитрия и Казанская, сандалии святого мученика Меркурия Смоленского, смоленские святые и пр. 

Если бывая в Прибалтике белорусы привыкли вспоминать про общую историю современных государств со знаком «плюс» без войн и распрей, то в Смоленске кое-кто может вспомнить про знак «минус», так как в экспозициях и на шильдах можно прочитать «польская экспансия», «польско-литовские интервенты». К этому экскурсоводы и экскурсанты за древностию лет относятся толерантно и несколько с юмором. Но есть и любопытные страницы совместной истории Смоленщины и ВКЛ. Про это чуть дальше. В частности, XVII век был непростым временем для собора, когда "поляки" напали на Смоленск. В результате этого собор на какое-то время был костёлом. 

 

В Смоленске сохранились три церкви XII века. Некоторые из них были частично восстановлены в разные эпохи, но эта реконструкция никаким образом не изменила внешний вид храмов. Церковь Петра и Павла в Смоленске построена в византийском стиле. 

 

Рядом с ней находится более поздняя церковь Великомученицы Варвары.

Одной из достопримечательностей храма является шитое золотом полотенце, которое вышила и подарила храму дочь Петра I. Ещё одной любопытной деталью, которой делится наш гид Роман, это клейма на плинфе (тонком кирпиче, который использовался в кладке древних сооружений), которые относятся далеко не в к XII веку.

 

На фото заметны буквы, которые, по словам гида, относят этот кирпич ко времени и по месту покупки к Великому княжеству Литовскому. Возможно, храм восстанавливали и в средние века, закупая качественный кирпич за границей земель. Есть и клейма XII века на плинфе – их фото можно найти в фотоальбоме маршрута на Facebook.

 

Наш гид – Роман. Человек-энциклопедия и хороший организатор группы.

 

Церковь Архангела Михаила в Смоленске (Свирская церковь) этот также подлинный XII век. Примечательно, что это сохранившийся пример древней смоленской архитектурной школы и смоленской живописи. Если архитектура стоит на своём месте столетиями, то примеры живописи уехали в Эрмитаж.

 

Церковь стоит на древнем языческом капище и в своей архитектуре и интерьерах сохранила элементы дохристианского верования. Это и равносторонние кресты на фасадах, изображения растений и животных в немногочисленных сохранившихся фресках.

Всего в городе сегодня свыше 36 церквей, поэтому желающие пищи православно-духовной найдут чем заняться во время поездки в Смоленск. Мы же отправляемся к крепости.

 

Всё время я называл стены в Смоленске "кремлём". Но вот наш гид настоял на том, что правильно их называть крепостью и тут же пояснил.

 

Если это только место жизни знати, какие-то другие постройки, не обнесенные стеной – это кремль города. И как только вокруг кремля появляются стены – это крепость. Рядом с крепостью мог располагаться бесплатный рынок (на фото прямоугольник вверху кадра). За право торговать внутри крепости – в кремле – нужно было платить. Поэтому с сегодняшнего дня для меня – Смоленская крепость.

 

Строилась Смоленская крепость в 1595-1602 годах. Архитектор Федор Конь был то ли обученным в Италии зодчим, то ли переименованным итальянцем. Наука пока ещё не в курсе дела ;) Итальянский же «след» очевиден. 17 из 38 сохранившихся башен имеют черты итальянской архитектуры – многогранность (четверики и многогранники, V-образные сужающиеся зубцы на башнях и стенах.

 

Впервые для этих земель при постройке крепости в Смоленске был применен наемный труд. На постройку крепости в Смоленске, по словам гида, ушло 100 млн кирпичей, 100 000 дубовых свай. Из известных крепостей-одногодок только смоленская была оборонительной. Она насчитывала 6 км 380 м. Борис Годунов, по преданию, называл крепость в Смоленске "ожерельем всей Руси". Оборонялись и от нас-«поляков», и от Наполеона в 1812-м. В результате русско-французской войны крепость и пострадала больше всего.

 

А с этой башней связан «наш ответ Чемберлену». В её подвалах под прикрытием небольшого свечного заводика изготавливались фальшивые литовские деньги, которые потом фальшивомонетчиками сбывались в ВКЛ. Преступники были найдены по данным, полученным церковью во время исповеди одного из местных жителей. Налицо сотрудничество церкви и государства.

 

Панорама Смоленска с одной из башен крепости. Другие фотографии Смоленской крепости в нашем фотоальбоме на Facebook здесь. Мы же гуляем по Смоленску дальше!

 

Центр Смоленска – историческая Блонь – меня не прекращает удивлять своей движухой. В разное время эта движуха была различной. В 1825 здесь было построено Дворянское собрание. Полторы сотни лет назад это был променад для знати. Вееры у дам, реверансы, офицерские разговоры. К слову, одинокие, пусть даже знатные, дамы не допускались к прогулкам. Не комильфо и таким образом боролись за нравы.

 

Сто лет назад сюда пришли «гулять» большевики и мода сменилась на красную косынку, кожаную тужурку и наган.

 

У подножия невозмутимого Ленина и в сквере с Глинкой резвятся дети, молодёжь катается на скейтах, великах-роликах. И даже в будний день здесь достаточно людно.

 

В Смоленске много магазинов с белорусскими товарами. Особенно косМетикой :) как написано на вывеске. 

Мы едем дальше в Талашкино!

С чем боролись - на то и напоролись. Место Талашкино известно благодаря польскому королю Сигизмунду III с XVII века, когда тот начал дарить земли своей знати. С XIX века здесь, под Смоленском, общественный деятель, меценат, художница и коллекционер - Мария Клавдиевна Тенешева - на средства супруга крупного промышленника Тенешева устраивает Талашкинский художественный центр. Ему в дальнейшем стало суждено стать лдним из известнейших художественных центров России, широко известным по всему миру. Репин, Васнецов, Коровьин, Рерих, Малютин, Зиновьев, Бекетов - здесь работали художественные мастерские и рядом же сельскохозяйственная школа.

 

"Мне давно хотелось,– писала М. К. Тенишева,– осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве... мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении, призвать к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым"

 

И это удалось. Сюда стоит приехать за нереальной атмосферой возрождения русского ремесла и эклектики планетарного масштаба. Например, никогда не освященный храм-усыпальница князя Тенешева - Храм Святого Духа - напоминает одновременно православный храм и буддийскую пагоду. При этом создан он по всем канонам золотого сечения.

 

Над украшением храма Н.К. Рерих трудился с 1908 по 1914 год. Внимание на себя забирает Спас Нерукотворный, выполненный в мозаике, над главным входом. Однако из-за неканонического изображения церковь не была освящена никогда.

В самом доме-"Теремке" сегодня выставка изделий талашкинских мастеров, которые стали знаменитыми далеко за пределами этих мест.

 

На примере этих рамок для фото можно сказать, что стиль не потерял своей актуальности и в XXI веке. При этом многие именно за него - за такой "авторский стиль" - готовы выкладывать огромные деньги, покупая предметы интерьера.

 

Сельскохозяйственная школа просуществовала по разным данным до 1914 или 1916 годов. На смену учителям от культуры и науки пришли учителя от революции. Но, как говорится, это совсем другая история :) Больше фотографий из Талашкино - в фотоальбоме маршрута на Facebook. Мы же едем по маршруту - в Беларусь.

Читайте и смотрите продолжения поездки "К истокам Руси":

К истокам Руси. Часть 2. Витебск-Полоцк

Слова благодарности:

Smolensk Travel - за приглашение в тур и прекрасную организацию приёма в Смоленске

Автор текста и фото: Андрей Барашко

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах