Выставка Турбизнес – 2011 в Минске «отгремела» много дней назад, поразив всех совсем небольшим количеством стендов и посетителей. То ли кризис виноват, то ли формат уже изжил себя напрочь, - в общем, разочарованных представителей хватает. Единственное, что вселяло надежду и веру в существование светлого будущего белорусского туризма на выставке – это общение в формате b2b. Одной из таких встреч стал круглый стол, посвященный модернизации туристического образования.
Совсем скоро, а именно 14 января 2012 года, подходит к своему завершению важный и знаковый для нашего образования в сфере туризма, проект. Встреча на выставке как раз ему и была посвящена.
В течение трех лет белорусские университеты постепенно внедряли европейский опыт подготовки туристических кадров. Проект называется «Модернизация и внедрение бизнес-программ для подготовки специалистов в туристической индустрии Республики Беларусь» (Tempus).
Вячеслав Никитин, координатор проекта по Беларуси
Мы пообщались с профессором университета Падерборн из Германии Вячеславом Никитиным, который в данный момент является координатором проекта на территории нашей страны, чтобы понять, чего же должно измениться в нашем туризме после завершения проекта. К слову, сам В.Никитин родом из Беларуси и не по наслышке знает обо всех проблемах турбизнеса нашей страны. По его словам, в Беларуси достаточно хороший потенциал для развития туризма, но не всегда хватает знаний для этого. Страна наша, к сожалению, не всегда может достойно представить себя за рубежом, что и становится главной причиной для существования таких проблем, как въездной туризм. «Туризм в Беларуси излишне зарегулирован и это не может не сказываться на закрытости страны в отношении туризма и в целом даже представителей туристической индустрии» - отметил В. Никитин.
А ещё он рассказал нам занимательную историю, которая очень сильно напоминает анекдот: «На одной из автобусных экскурсий по Беларуси мои коллеги уснули на половине рассказа экскурсовода. Экскурсовод при этом имел большой запас знаний и историй, но так и не смог заинтересовать ими народ». Пример, конечно, не может проиллюстрировать весь спектр наших проблем, но ведь, наверное, многие сейчас улыбнулись, вспомнив что-то похожее и в своей жизни. Всё есть вроде, а что-то не так. Проблема налицо, как говорится – пока выпускаются отличные теоретики с минимальными практическими навыками. И это, к сожалению, касается не только экскурсоводов.
участники круглого стола «Модернизация и внедрение бизнес-программ для подготовки специалистов в туристической индустрии Республики Беларусь» (Tempus)
Среди целей проекта - структурная и содержательная модернизация учебных планов в соответствии с требованиями национальных и европейских образовательных систем, а также внедрение двухступенчатой системы образования и системы оценочных кредитных пунктов на туристических специализациях в белорусских вузах-партнерах. Стажировка белорусских студентов и преподавателей в лучших университетах Европы – неотъемлемая часть проекта.
Главная "фишка" этой системы в том, что для изучения какого-либо предмета на высоком уровне, нужно сначала заслужить право его изучать самостоятельной работой. Не набрал достаточное количество баллов - остался на первом уровне, а значит, не имеешь право занимать в туристических компаниях должности выше простого менеджера, или вовсе вылетел из университета. Таким образом, отсекаются случайные люди, которые учатся ради "корочки" и мало интересуются турбизнесом. В результате – высококвалифицированные специалисты, знающие, чего от них хочет избалованный сервисом европейский турист, и умеющие оправдать самые высокие его ожидания. Но это в теории, так как большой процент сотрудников белорусских турфирм вообще не имеют профильного образования, и эту проблему, на мой взгляд, не сможет решить ни одна образовательная программа, пока не появится устойчивый поток приезжающих в страну туристов, а хозяева компаний не поймут, сколько они недозарабатывают, упуская потенциальных клиентов из-за низкого уровня сервиса.
«Отдых в Беларуси практически не имеет привлекающих туристов тематических фестивалей, а те что есть, организованы на мелком, «местечковом» уровне. К примеру, взять вашу бульбу – национальный продукт - ведь это может стать неплохой идеей для привлечения туриста. Сегодня есть, конечно, посвящённые ей фестивали, но они организованны слишком мелко и не разрекламированы настолько, чтобы привлечь людей из других стран. Кроме того, тут такие богатые и интересные европейскому туристу традиции, фольклор!» - отметил В. Никитин.
Во всем остальном мире научились создавать привлекающие туристов мероприятия из ничего: вспомнить хотя бы фестивали света в Берлине, или «Burning Man» в пыльной пустыне Невады, мы же, декларируя приоритетность развития въездного туризма, вкладываем деньги в одни только «Дожинки». И заставляем туристов оставлять на границе 5,000 EUR в качестве залога того, что не продадут на нашей территории машину, на которой приехали. Только не у всякого туриста найдется с собой такая сумма денег, а те, у которых найдется – сильно сомневаются в том, что получат ее обратно при выезде.
На конец этого года уже разработаны и введены в некоторых ВУЗах Беларуси туристические специальности и специализации, которые соответствуют требованиям мировой практики. Кроме того, ВУЗы технически оснастили, а также был выпущен ряд пособия для будущих специалистов в сфере туризма, которые, к слову, будут полезны и уже работающим сотрудникам турфирм.
Координаторы проекта считают, что «цели и задачи проекта выполнены не менее, чем на 90%. В оставшийся период до 14.12.2011 остальные, незначительные вопросы будут решены», о чем и сообщили за круглым столом в рамках выставки Турбизнес – 2011. Нам остается надеяться, что их усилия принесут результат, не зря же партнерами проекта стали ведущие белорусские вузы и даже Министерство образования и департамент по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь.
Кто знает, может при правильной организации и главное при правильном умении организовывать наши «Дожинки» не уступят по популярности знаменитым фестивалям Европы! Ждем и очень надеемся!
Автор: Анастасия Шаткевич
Фото: Надежда Макарова
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах