Последние месяцы в белорусском информационном пространстве мелькают новости вроде «Владелица слонимской синогоги отказалась от объекта …» и «Дворец Радзивиллов в Дятлово вновь выставлен на аукцион, но пока покупателей нет…». Каково это — восстанавливать историко-культурные ценности в Беларуси — мы узнали у журналиста и основателя туристического клуба Павла Добровольского, который летом 2021 года вместе с партнёрами купил на аукционе усадьбу Рудницких 1820 года в Миорском районе всего за одну базовую. По условиям на реконструкцию объекта у новых собственников есть четыре года, и пока владелец не отказался от её восстановления на благо туристического потенциала нашей страны.
— Павел, расскажи, как у вас с партнёрами возникла идея купить старинную усадьбу?
— Идея купить усадьбу — спонтанная. Обсуждали с друзьями информацию об аукционе, решили поучаствовать. Чуть не обожглись о столичноцентричность, когда вокруг Минска по привычке всё крутится: аукцион в Витебске проходил и узнали об этом в последний момент. На месте повезло: конкурентов не было, и усадьба досталась за одну базовую. Цифра, конечно, больше для красивой картинки: мол, государство заботится, чтобы памятники архитектуры находили ответственных людей и были спасены. Но на время реставрации можно было бы и от налогов на недвижимость и землю освободить. Ещё наложились траты на переоформление владения — и это уже несколько тысяч рублей.
— Но ты же не собираешься отступать?
— Действительность оказалась прозаичнее и касательно состояния усадьбы. Ощущение, что внутрь здания специально свозили землю. До пола сантиметров десять, местами и больше. Как такового мусора — упаковок, бутылок — нет, слишком в глуши это место. Тем не менее, на расчистку уходит неожиданно много времени и сил. Ездим наводить порядок раз в месяц: по дню-два.
Уже собрали под 400 больших мешков для строительного мусора — и это около половины от нужного. Начали прошлой осенью, оптимистичный вариант — закончить за год.
— Вам с благоустройством помогают только волонтеры?
— Находим через свой телеграм-канал желающих ездить на уборку. В большинстве это знакомые или знакомые знакомых, но находятся и новые люди, которым это интересно. В качестве «зарплат» у нас туристические бонусы: мы не делаем поездки чисто на усадьбу работать, всегда заезжаем в красивые места по дороге: болота «Ельня» и «Мох», водопад на Вяте, Будслав, Друя, Иказнь, Германовичи, Идолта и и.д. Пока справляемся своими силами, в том числе финансово, на этом этапе больше нужен человеческий ресурс и физический труд.
Желающих помогать даже больше, чем мы можем довести на имеющихся машинах. Как осилим уборку и расчистим доступ к полу и всем стенам, будем уже заказывать анализ аварийности и проектные работы — и, соответственно, деньги искать. Это уже вопрос десятков тысяч евро.
— Предположим, у тебя всё получается, и какой ты видишь свою усадьбу через пять лет?
— Мы ограничены требованиями аукциона, по которым должны вести коммерческую деятельность минимум на протяжении года. Например, сдавать номера в аренду. В подвальной части можно сауну делать. На территории паркового комплекса пруды, их в идеале приспособить для купания. Но так далеко не заглядываем, пока пошагово движемся и голова занята организацией поездок на усадьбу.
— Вот когда пойдет дело, ты согласен будешь переехать в Миорский район на ПМЖ?
— С переездом на постоянное место жительства много вводных. У нас нет строительных компетенций и наша задача искать финансирование для специалистов, популяризировать как саму усадьбу, чтобы больше людей знали о ней и были готовы помогать, а также весь Миорский район. Здесь уже как в шахматах — надо смотреть на несколько ходов вперед. Чем больше туристов будет привлекать район, тем больше у нас будет гостей после сдачи объекта. Мы уже объездили все достопримечательности в округе и через наши соцсети о них много кто узнал впервые. На заключительном этапе хотелось бы туда переехать и проводить по несколько месяцев в год. Место отличное в плане красивой природы и чистого воздуха, вокруг десятки озер.
— Ты заядлый путешественник. Когда у тебя появилась данная страсть?
— Начал с электрички в Заславль и Вязынку, один ездил в восемь или девять лет. Маме было норм, а тётя напрягалась, считала чем-то нездоровым, называла бродяжничеством. На себе почувствовал, как важна нужная атмосфера в семье. Мог совсем другим вырасти. В этом году у меня уже 20 стран, восемь из которых новые. Так ударно я ещё не ездил: не позволяла учеба, работа и зарплата. Но стран по десять в год было, начиная с 2014 года. Тогда это больше с журналистикой было связано: где по работе, где по учебе. Многое удалось посмотреть бесплатно. Поездки — необходимая обязанность каждого. Посещение минимум стран 20 я бы даже ввел как требование для кандидатов в президенты. Это и расширение сознания, и своеобразная вакцина от ксенофобии и расизма. У меня тоже были стереотипы — о тех же таджиках или албанцах — но поездки учат, что нет плохих наций, а есть плохие люди.
— Сколько стран на данный момент ты посетил?
— Добью уже в ближайшее время пятьдесят штук.
— Расскажи, как ты планируешь свои путешествия? Покупки билетов, бронь жилья. Сам или при помощи турфирм?
— Уже как с год с большего отошёл от планирования маршрутов: «вслепую» ехать приятнее. Стало много спонтанных поездок, потому что работа не привязывает к одному месту. Условно, просыпаешься утром в субботу, и почему бы не поехать в Боснию. Я к ней не готовлюсь, потому что выбор мест ограничен транспортным сообщением. Есть автобус в Требине — еду в Требине, о котором даже не слышал днем ранее. Единственное, офлайн-карта нужна. Нравится Organic Maps от наших ребят, создавших MapsMe. На месте тоже отдаёшь себя случаю: в Мостар автобус долго ждать, едешь на такси в хорватский Дубровник. К нему заранее тоже не готовишься, кто знал, что туда занесет.
Когда я не один, процесс схожий: осенью ездили в российскую часть Кавказа. Изначально в планах был Владикавказ и Грозный. Но на месте взяли машину на прокат и решили много чего там объездить, включая половину красивейшего Дагестана. О большинстве мест там узнаешь день в день и это гораздо приятнее.
Бывает, что и турфирмы нужны. Например, живя в Черногории, с ними легче и дешевле посетить Боснию, Хорватию и Албанию. Туры по цене автобусных билетов туда-назад в конкретный один город. А тут мест побольше, всякие полезности говорят. И, элементарно, Дубай, Тунис, Египет и т.д. — самому тяжелей и дороже выйдет.
— Твои главные советы начинающему путешественнику?
— Советую не ждать денег на Париж. Нам и самим досталась интересная страна. Из промышленных объектов — шикарные терриконы под Гомелем, карьеры под Микашевичами, Кричевом, Климовичами, Витебском, Волковыском. Много редких красивых деревянных храмов: Гавриленка, Кемелишки, Вята, Конвелишки.
Руины у нас обалденные: Самотевичи, Дикушки, Смоляны, Селище, Княжицы, Рясно, Онуфриево и десятки других мест. Усадеб как много интересных: Краски, Болтеники, Совейки, Демьянки и так далее. Из природного: Голубые и Сорочанские озера, озеро Каташи, болота «Ельня» и «Мох». Даже кладбища есть к обязательному посещению: еврейские в Друе и Ленино, католическое в Пинске. Все это не просто что-то местечковое, это фотогеничные объекты, которые приятно удивят и арабов, и американцев, но почему-то не интересны своим. Я смотрю на поездки в том числе и как на тренинг для мозга: для него важны новые картинки. Чем больше их, тем интереснее появляются идеи, легче решаются задачи. Важно при любой возможности показывать себе новое. Такие люди сразу видны.
— Из этого следует, что Беларусь страна для туризма?
— Вот в 90% перечисленных мест экскурсий не делают, общественным транспортом ехать тяжко, только на авто. Белорусам легче: у кого свое, у кого родителей или друзей. Иностранцам сложнее. Поэтому страна для туризма, смотреть есть на что, но больше для самоорганизованного. Само по себе это не проблема. Важнее про свою красоту до мира доносить. А туристы и не в такую глушь забираются.
— Последний вопрос: твое личное место силы в Беларуси
— Банально, оно в Минске: противоположный берег Дроздов. Люблю это водохранилище вокруг обходить.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах