Говорят, что дорога домой из любой точки путешествия пролетает незаметно. Мы в рамках экспедиции #BY4000 решили развенчать этот стереотип. Поэтому из Гомеля до финальной точки – Пинска – откуда началось наше многотысячное путешествие вдоль границ Беларуси, мы выехали не спеша. Как говорится, со всеми остановками. А места на юге Беларуси, знаете ли, есть.
Здесь я не могу не сказать, потому что каждый раз напоминаю себе, то на юге Беларуси больше всего ощущаются последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Из-за той ужасной трагедии 1986 года огромное количество красивейших мест в Беларуси сегодня – это источник смертельной опасности и заражения. Но если не углубляться в «отселёнку» и подходить ко всему осмотрительно, на юго-востоке Беларуси есть что посмотреть и где побывать. Смотрите сами.
Дорога, которая может стать целью поездки
Я мечтаю, чтобы хоть какая-то часть транспортных сборов и дорожных налогов пошла именно на ровный асфальт наших дорог. И пусть будет в плане поддержание в надлежащем виде участка дороги М10 из Гомеля в Речицу и дальше до Мозыря. Когда выезжаешь из Гомеля, стоит проехать десяток километров, и дорога превращается в бесконечную прямую до горизонта.
По обе стороны бескрайние поля, среди которых тут и там стоят небольшие нефтяные вышки. Я проезжал эти места в разное время года, и каждый раз эти пейзажи заставляют выйти из машины – с интересом оглядеться вокруг. А в Беларуси ли мы или на Диком Западе?
Главное, чтобы асфальт не выдавал ответа на этот вопрос и продолжал быть ровным, чтобы не отвлекать водителя от созерцания дороги до горизонта и необычных пейзажей вокруг.
Безусловно, мне не хватает тут придорожных кафе, чтобы можно было передохнуть – на протяжении нескольких сотен километров ничего такого вы не встретите.
Из поводов выйти из машины можно разве что отметить памятный знак нефтедобыче в Беларуси.
И неважно, сколько у нас этого чёрного золота и сколько его баррель стоит на рынке. Главное, что ничего подобного в других уголках Беларуси нет – и это повод здесь зачекиниться. До самих нефтяных вышек в поле тоже можно доехать, чтобы сделать на их фоне пару необычных фоточек.
«Декоративно оформленный исторический центр Мозыря»
Это не моя формулировка – так сказано на ценнике при входе в «Мозырьский замок». Но об этом чуть позже. А пока что сделали остановку возле стелы с названием города на берегу реки и снова… про дорожные сборы.
Движение по мосту через Припять в районе Мозыря ещё в прошлом году было ограничено из-за каких-то неисправностей или неровностей покрытия. Надеюсь, что в этом году будет возможность всё поправить.
Но центр Мозыря действительно декоративно оформлен. Ильич-тореадор всем въезжающим сюда машет своим бетонным плащом. Деревянный частокол на холме заставляет поинтересоваться, что там такое.
Приятная кофейня «Смачна Кава» встречает всяк выходящего из машины на парковке.
Мозырьский замок расположен на Горе Коммунаров. Как вам созвучие?
С замком 1519 года это сооружение не имеет ничего общего. Но я являюсь сторонником своей же теории, что лучше так, чем совсем никак. Да, тут можно говорить про археологию и городище, которое известно с XII века. Но кому придёт в голову проезжая Мозырь, останавливаться вдруг ради скучного памятника археологии. А сделанная к 850-летию города в 2005-м году… ммм... штука… музей… место… вот это – это повод заглянуть в Мозырь хотя бы ненадолго.
Вход платный, и спасибо сотрудникам, что запустили нас сделать несколько фоточек прямо под занавес рабочего дня.
Внутри можно увидеть стилизацию под средневековую инфраструктуру – из летописей известно, что на территории замка были колодцы, церковь, а сам замок состоял из частокола и нескольких башен. Окончательно замок утратил своё оборонительное значение и был сожжён в 1649 году.
На территории Мозырьского замка работает стандартный краеведческий музей. В самих башнях есть скромные экспозиции на тему обороны замка и быта горожан в средние века. Ждать вау-эффекта не стоит. Самым правильным поводом заявиться сюда остаётся – посмотреть на Мозырь свысока. С башен и стен открывается нестыдный вид на город.
Деревянный сервис
Лето 2020-го было жарким во всех смыслах этого слова. Когда мы все очутились внутри замкнутых коронавирусом границ, стало понятно, что все решат поехать на отдых внутри страны. Объекты на реках и озёрах пользовались таким диким спросом, что я буду ещё долго вспоминать звонки наших клиентов, которые просили не останавливать их рекламу в каталоге агроусадеб Беларуси, но просто требовали убрать все номера телефонов, так как поток звонков от потенциальных туристов был запредельным. Это была такая проверка на прочность для всей индустрии загородного отдыха.
В эту воронку продаж попали и мы с семьями, так как решили остановиться в колоритном месте под названием «River Club» в деревне Новосёлки. Каких усилий стоило нам в принципе понять, можно ли снять два домика на одну ночь или нет, я не буду передавать.
Это было два дня (!) тяжёлых переговоров по телефону и непростые диалоги с администратором уже по прибытии на место. Могло полнолуние так повлиять? Такой сервис я смело могу назвать деревянным. Кому интересны подробности – они есть в середине выпуска сторис в инстаграме.
Само же место «Ривер Клаб» очень крутое – вложено немыслимое количество денег во всё это дерево, продуманные домики, качественные материалы.
Особый респект за персональные зоны барбекю для каждого домика, где есть посуда, дрова, угли и всё, что позволяет быстро организовать себе вкусный ужин на природе.
Отдельное спасибо, что приняли нас с собакой, несмотря на наличие живности – по всей территории гуляют куры, гуси, цыплята. Одним словом, всё ещё желаю ребятам из «Ривер Клаба» поработать над клиентоориентированностью (простите за длинное слово).
Как раз там на месте читал выдержки из вот этой книги, которая на фото. А пока что рекомендовать не могу – могу только сказать, что они есть на туристической карте Беларуси, а дальше каждый сам за себя.
Плавучий случай
Беспроигрышный вариант проезжая Туров, заехать в кафе «Бонфесто», чтобы недорого пообедать и насладиться одним из десертов на основе сыров по итальянской технологии.
Иногда можно не попасть и увидеть полупустые витрины сладкого. Больших запасов тут не держат – городок небольшой, и всё должно быть свежим. Хорошо, что несколько уже правильно пропитавшихся тирамису оставалось на прилавке – вкусняшка тут же была выкуплена нами мелким оптом.
Мы не планировали оставаться в Турове дольше, чем на обед. Как я сказал в самом начале – это дорога домой, которая по всем признакам должна была пролететь незаметно, а нам ещё фоткаться в Пинске с полешуком, откуда почти месяц назад мы стартовали #BY4000 вокруг Беларуси.
Однако в наши планы вмешался самый что ни на есть «плавучий случай». Проезжая по центру города я поглядел на баржу плавучей гостиницы, которая, как мне казалось, стояла годами на вечном приколе.
Увидел рабочих на палубе и в шутку произнёс, что останемся на ночь в Турове, если гостиница на воде будет работать. Работяги сказали, что кто-то из администрации есть внутри ботеля. И вот мы уже бросаем якорь в Турове, чтобы заночевать прямо на реке. Это максимально необычно!
Отель на воде в Турове принадлежит ОАО «Туровщина» и может не только стоять на реке, но и ходить по ней, когда уровень воды позволяет. Как ни странно, в жаркое лето 2020-го года впервые за несколько последних лет ботель отдал швартовые и отправился в небольшое путешествие вместе с постояльцами.
Жаль, что не с нами, но сам факт возможности заночевать в необычном месте – уже «плюс один» повод сгонять в Туров. Мы арендовали несколько самых простых кают.
В них всё хорошо, кроме отсутствия кондиционеров – летом судно очень сильно нагревается, а приоткрытая форточка не помогает. Есть вопросы к шумоизоляции номеров. Порадовало наличие антимоскитных сеток, качественная сантехника и удобные матрасы на 2-ярусных кроватях.
На общей кухне, в общем зале и на импровизированной веранде всё хорошо.
На теплоходе-буксире также предусмотрены места для отдыха.
Безусловно, за возможность выйти на плавучей гостинице в «открытую реку» нужно солидно доплатить.
Оба «люксовых» номера – с двуспальными кроватями и кондиционерами - были к нашему приезду забронированы. Как выглядят все эти красоты - заходите в инстаграм, я снял видео-обзор. По словам администратора, это было сделано очень заранее теми, кто хотел посмотреть на обряд Купалья в Турове.
И это стало вторым «счастливым случаем», задержавшим нас в Турове.
Чтобы скоротать время до вечера, было решено прогуляться недалеко от нашего гостиничного корабля в поисках еды. Туров вытянутый город – пешком возвращаться в «Бонфесто» не самая лучшая идея. Коронавирус же внёс свои правки в расписание работы заведений общественного питания.
На вопрос, где поесть в Турове, ответила база отдыха «Струмень» и одноименный бар.
Если к нему идти пешком от гостиниц речных и наземных, да ещё и с биноклем наперевес, то можно сделать залипательную остановку у «Туровского луга». Отсюда можно хорошо рассмотреть как сам ботель, так и понаблюдать за большим количеством перелётных птиц на том самом лугу. Это ведь природный заказник в черте города!
Сам же Туров – одна из православно-духовных столиц Беларуси, но в этот раз мы от пищи духовной сразу перешли к пище… картофельной.
Когда я выложил в сторис цену за драники в баре «Струмень» в Турове, сразу несколько человек попросили у меня фото меню в качестве доказательства. Прилагаю и здесь, чтобы всё было по-честному. Да, в Турове можно сытно поесть классикой беларусской кухни всего за 3 рубля!
Выгулять сытный обед удалось прыжками через купальский костёр, танцами в большом хороводе и прогулками вдоль реки вечером того же дня.
Как отмечали Купалье в Турове в 2020-м году я уже показывал в отдельном репортаже. Кому интересно видео – заходите в отдельные сторис инстаграма, которые я снял в тот день. До сих пор считаю это самым колоритным событием, которое с нами произошло за весь маршрут #BY4000.
Утром – фоточка на фоне Туров и выезд на финишную прямую.
Финиш #BY4000 в Пинске и в Минске
По легенде мы начали нашу большую экспедицию вдоль границ Беларуси на #produster в Пинске, хотя общий километраж высчитан из Минска.
Поэтому два города, готовых быть частью одного стихотворения – две наши финишные точки.
Если бы 20 лет назад мне кто-то сказал, что именно так мы будем отмечать юбилей нашего проекта «Беларусь в 4 ноги», я бы не поверил. Но именно так и произошло – полешук из Пинска тому молчаливый свидетель.
Мы уже договорились с Александром масштабно проехать по Беларуси на 40-летие первой экспедиции, хе-хе…
Праздновать окончание «гонки» было решено на широкую ногу. Для начала закрыли гештальт в пинской кофейне «Paragraph», куда не попали в самом начале турне.
Второй завтрак с сырниками и ягодным десертом – на высоте. С радостью добавляю место в гид по Пинску, с которого начал дневники #BY4000.
Ранний обед по давней традиции в легендарном месте на брестской трассе М1 – драники в «Семейной усадьбе Горчаковых» около Ивацевичей. На этот раз изменил «папиному ранику» в пользу других, не менее вкусных, вариаций на тему.
В семейной усадьбе – семейное фото, и едем на финиш в Минск.
Поздним июльским вечером произошёл замер итогового километража – немного не доехали до заявленных 4000 километров вокруг страны. Но зато сделали два десятка красочных репортажей, чтобы вы знали, куда можно поехать на машине по Беларуси.
Продолжение следует…
Сколько денег?
Кому интересно, может почитать про весь бюджет 20-дневного отдыха на машине по Беларуси летом 2020 года. Я всё аккуратно записывал и внимательно посчитал. Расходы за два описанных выше дня поездки выглядели следующим образом.
Одна ночёвка в River Club (без питания) – 110,0 BYN
Бензин – 101,79 BYN
Обед в Бонфесто, десерты и кофе – 13,74 BYN
Каюта в плавучей гостинице в Турове на одну ночь – 56,0 BYN
Одноместный номер в гостинице «Туров» на одну ночь с парковкой для авто – 47,0 BYN
Магазин в Турове – 12,25 BYN
Обед в баре «Струмень» на 3-х человек - 49,04 BYN
Завтрак в баре «Струмень» на 3-х человек - 20,0 BYN
Кофейня «Параграф» в Пинске на 3-х человек – 28,0 BYN
Обед в «Семейной усадьбе Горчаковых» на 3-х человек - 25,0 BYN
Итого за 2 дня: 462,82 BYN или примерно 176,5 USD нужно для небольшого семейного путешествия на машине по югу Беларуси.
Партнёры поездки:
Магазин автошин, автобагажников и велокреплений Avtoshina.by
Экспедиционный автомобиль – ProDuster
Куда поехать по Беларуси на машине. Полезные ссылки и маршруты
Дневник поездки #BY4000 по всей Беларуси
Как выбрать велобагажник для своей машины
На машине по Беларуси: маршруты, идеи путешествия, лучшие места
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах