В прошлый четверг мы провели один день в этно-деревне. Звучит скучно, но не торопитесь закрывать страницу. Это был крайне необычный опыт. Рассказываем.
Данная статья — продолжение небольшого цикла репортажей, где мы изучаем известные и интересные места отдыха в Беларуси. Чтобы не быть голословными, проводим день с утра до вечера вместе с героем. В первом материале шла речь про деревню «Белые луга», во втором — про «Робинсон клуб». На прошлой неделе мы навестили агро-туристический комплекс на Нарочи. Он называется «Наносы-Новоселье».
Васе хорошо
Вера Павловна ставит на стол бутылку самогона. Хозяину к обеду. Герой статьи Василий, наш милый интеллигентный Вася, городской мальчик родом из Петербурга, который любит «Гражданскую оборону» и «5'Nizza», а возле сердца носит татуировку с изображением Франциска Скорины, даже садится как-то по-другому. Размашисто, но и немного вальяжно.
На столе шкварчит (и лучше слова здесь не используешь) яичница с луком и салом. Рядом блины. Их нужно обмакивать в растопленный жир, потом в сметану. На десерт — чай с вареньем.
Возле печи хлопочет наша хозяйка. Эта та самая Вера Павловна. Час назад она встретила нас в «Наносах-Новоселье» караваем с солью.
Пока для героя проводили обзорную экскурсию, готовила поздний завтрак. Теперь хлопочет возле печи, а также избавляет нас от необходимости вести светские беседы за столом. Даже если бы мы захотели, то не смогли.
Монолог, как хороший спектакль, льется без остановок. У Веры Павловны нет заготовленного текста. Она импровизирует. Рассказывает про свою жизнь в деревне, про внука, про мужа, который сбежал к курортнице. Мы же в это время едим и понемногу выпиваем. Рюмки поднимаем без громких тостов. Чокаемся — «ну, по маленькой», смотрим друг друг в глаза, закусываем. Такое ощущение, будто до этого и правда все утро трудились в поле. Через полчаса над столом своя атмосфера. Хочется лечь на печку. А может, наоборот — пойти петь песни по деревне. Границы реального стираются.
—Раньше в «Наносы» приезжали состоятельные гости. Оставляли подарки. А теперь еще я смотрю, чтобы чего не утащили. Одни мне прямо в глаза говорят: ложки красивые. Видели такое? А у меня — чешский гарнитур. Ай. Потом, правда, жалею их, с собой что-нибудь даю. Здесь же у каждой хозяйки свои курки, хозяйство. За мной закреплено три дома.
Это то, что было для нас неожиданностью. На сайте туристического комплекса есть подробная информация о десяти домах «купеческого» типа, которые сдаются для гостей. Но нигде не написано, что вместе с домом ты получаешь живого человека, помощницу. Или по-другому — хозяйку.
Главная её обязанность — забота о вашем комфорте. Технически это уборка в доме, приготовление завтрака и обеда, помощь с организацией отдыха. Практически: любовь и гиперопека в формате «бабушка лучше знает, сколько раз в день ты должен есть».
Можно подумать, что мы преувеличиваем. Но нет. Более того: многие гости специально просят, чтобы Вера Павловна начинала готовить завтрак, пока они ещё лежат в постелях. Людям нравится, когда за стеной стучит заслонка печи, льется вода, а через какое-то время начинает вкусно пахнуть — хозяйка жарит блины.
— Люди везут сюда полезных людей. Надо кого-то удивить — привозят. Для обычного человека, может, и дороговато. Хотя летом все равно работаем без выходных три месяца. Я здесь и варенье могу закатать, летом у нас и вишни, и сливы, и ягоды, и грибы перебрать, расфасовать по пакетам. А у них там грибов нет, в Москве этой. Последние туристы набрали три корзины. Я им говорю, такие грибы есть нельзя! Так они стояли над душой, пока перебирала, не удалось выкинуть. Ну вот не знаю, приедут ли этим летом опять (хохочет).
«Думаете вас уже нечем удивить? «Наносы» докажут обратное» (цитата из рекламы, которая оказалось правдой)
Почему-то про «Наносы-Новоселье» всегда говорят как про этно-историю. Чтобы увидеть это место только в таком ракурсе, нужны какие-то специальные розовые очки. Когда комплекс только открылся, журналисты много писали про аутентику, акцентировались на мельницах, музее быта, мастер-классах по выпечке хлеба. Но кого этим удивишь? Как включить эмоции у гостей, которые уже везде побывали и всё видели? Создать фантасмагорию. Вымысел, мираж, творческую историю «по мотивам».
Итак, 2015 год. Бизнесмен Евгений Новоселецкий презентует свой новый проект. Это «романтическая реконструкция» на тему белорусской деревни XIX века. В комплекс, расположенный на территории национального парка "Нарочанский", вложено несколько миллионов долларов. Об окупаемости речи не идет — это широкий жест, «подарок потомкам». Начинают приезжать туристы со всего мира. Большинство гостей из России. Место становится известным.
В аренду сдаётся десять общинных домов. За основу для их проектирования взят образец XIX века.
Аренда такого дома стоит от 480 BYN на четверых (с трехразовым питанием, экскурсионной программой, финской сауной). Также в комплексе работают несколько небольших музеев. В них представлены частные коллекции Евгения Новоселецкого (самовары, монеты, ретро-автомобили).
Функционирует мельница, в которой проводятся мастер-классы по выпечке хлеба.
Можно не снимать дом, а приехать только на обзорную пятичасовую экскурсию (для групп — 55 BYN с человека). Есть конюшня, яхт-клуб, квадроциклы, трофейный охотничий зал с камином.
Всё это — увлечения одного человека, которые уже никак не связаны ни с этно-, ни с агро-темой.
В 2019 владелец комплекса погибает в автомобильной аварии. «Наносы-Новоселье» выставлены на продажу. Меняется собственник, назначаются новые управляющие. Концепция остается прежней. Сегодня комплекс продолжает принимать гостей.
Зачем мы так подробно только что рассказывали про историю создания? Потому что, на самом деле, «Наносы-Новоселье» круче любой компьютерной игры. Ты попадаешь в мир одного человека. Не виртуальный, а воплощенный в реальность. И это совершенно удивительная история.
Итак, как всё происходит
Экскурсия начинается с порога. Это небольшой спектакль. Гостя встречают шумно: в красивых народных костюмах и с прибаутками.
Между делом на столе возникает «бутылёк» того самого фирменного житневого самогона.
И, конечно, закуска — каравай с солью, маринованные огурцы, сало. День становится теплее, картинка ярче.
Дальше ты себе уже не принадлежишь. Если приехал только на день, лучше сразу вливаться в местную жизнь. Обзорная прогулка по деревне, рассказ про традиции, мастер-класс по выпечке хлеба.
Учиться печь хлеб интересно. Все, что производится в «Наносах», можно купить домой. Пшеницу выращивают сами, хлеб пекут по старой технологии. Поучаствовать в процессе — обязательно.
Дальше — музеи. Сельский быт, экспозиция самоваров, монеты, машины.
Несмотря на то, что всё это никак не связано друг с другом по теме (казалось бы, ну причем к этно-деревне выставка ретро-автомобилей советского периода?), рассказ увлекательный. Время идет быстро.
Браво таланту экскурсовода, которая ловко переплетает факты и забавные исторические анекдоты. А также достаточно элегантно отбивает ироничные замечания.
— Какие шикарные дома с саунами. Вот бы удивились белорусы из девятнадцатого века, если бы увидели, как жили.
— А вы бы точно хотели пожить, как настоящие крестьяне? С бычьим пузырем вместо стекол и лучиной по вечерам?
Экскурсия длится полтора часа. Мы двигаемся по ускоренной программе: традиционно рассказ экскурсовода занимает около трёх часов. Валерия (так зовут нашего гида) переживает, что не успевает нам все рассказать. Но Василий и так впечатлен. Ладно Василий. Поражены журналист с фотографом, которые повидали немало туристических комплексов.
Обед. Перевели дух. И опять на улицу. За пол дня мы не посмотрели даже половину местной инфраструктуры. Следующие три часа катаемся на карете, квадроциклах, смотрим восстановленные мельницы, одна из которых является обзорной площадкой.
Яхт-клуб закрыт на зимовку, но виды на Нарочь медитативные. Легко представить, как всё выглядит в сезон.
Хорошо, что кто-то придумал репортаж в формате «Один день». Иначе мы бы чувствовали себя обязанными рассказывать о ценах и условиях. А так только про эмоции. Особенно много их во время визита в конюшню. Это то, что больше всего «заходит» нашему герою.
Мастер-класс по обучению верховой езде длится сорок пять минут. Он проходит внутри конюшни, которая больше напоминает средневековый рыцарский зал для турниров.
Васе страшно, он первый раз верхом. И сразу — на породистом скакуне стоимостью в тридцать тысяч долларов. Нерешительно сжимает ботинками бока лошади, под руководством инструктора делает несколько кругов по арене.
Видно, что с человеком что-то происходит. Ровнее держит спину. Ещё ровнее держит спину. Ускоряется. Сосредоточен. Начинает много говорить про свои впечатления — и это без каких-то наводящих вопросов. Вскользь замечает, что надо привезти сюда на урок сына.
Для фотосессии выезжаем на центральную улицу деревни. Жалко, что сейчас в деревне больше никто не живет. Хотелось бы зрителей. Все происходящее странно и очень эффектно. Одним словом, кино.
После конюшни казалось, что больше удивляться нечему. Но как только ты привык к тому, что всё совсем не так, как ты привык, — новое потрясение. Мы не знаем, как по-другому назвать трофейный зал. Это отдельное строение в конце деревни, расположенное напротив бывшего дома владельца комплекса. Внутри — та самая фантасмагория. Смотрите.
Чем здесь заняться обычному туристу? Не знаем. Можно, открыв рот, созерцать два масштабных генеалогических древа отца и матери бизнесмена Евгения Новоселецкого. Или рассматривать его семейные фотки на стенах. Или слушать рассказы управляющего про то, что вот эта люстра стоит сорок тысяч евро, а выделка одного чучела — от пяти тысяч евро.
— Вы думаете те, кто владел белорусскими деревнями, бедно существовали? Считайте это репродукцией. Все трофеи реальные. А вот эти волчиц хозяин приручил, они жили в «Наносах».
В общем, туристов сюда водят «для эффекта». Дом можно снять и отдельно. Помимо зала с чучелами есть сауна, бассейн, небольшой кинотеатр.
Услуга пользуется популярностью: ребята из Витебска приезжают поиграть в покер, пожарить шашлык культурненько.
Переночевать можно на втором этаже. Там обустроены апартаменты в стилистике «прованс». В одной из комнат есть чердак-сеновал.
Барин был хороший
Когда мы ехали в «Наносы», то вообще не собирались поднимать тему бывшего владельца. Но после трофейного зала (на сайте комплекса написано с большой буквы — «Трофейного зала») это невозможно.
Если чуть-чуть сбить ход экскурсии, задать неправильный, неуместный вопрос («А зачем в этно-деревне причал для яхт?», «А почему трофейный зал сделан в английском стиле?», «А как связана коллекция дорогих монет и мастер-класс по выпечке хлеба?»), то разговор всё равно сводится к воспоминаниям о бизнесмене.
Как договаривался о дружбе с местными (в старой деревне до сих пор есть пару жилых домов). Как приручал волчицу. Как скрещивал волков с собаками. Как принимал гостей из Монако. Как не считал деньги при строительстве. Как приказал бесплатно кормить всех работников в обед (казалось бы, тарелка супа, но помнят). Как ругал мужиков за пьянство, но жалел и не увольнял.
Барин был хороший. Барин жил широко. Видно, что люди до сих пор скучают и с большим теплом вспоминают того, кто придумал «Наносы». Отсюда и их безусловная вера в то, что это лучший туристический комплекс в стране. И огромный энтузиазм, с которым они работают.
Остается добавить одно. Если вы человек не столь широкой души, можно спокойно ограничиться той частью комплекса, которая действительно про этно-тему. Красиво жить в тишине, купаться, печь хлеб, ходить на мельницу, чтобы любоваться озерами. Солить грибы, варить варенье, есть, спать, кататься на лошадях и париться в финской сауне. Судя по тому, что на лето многие дома уже забронированы, на такой отдых всегда есть спрос.
Плюсы и минусы
Про плюсы всё очевидно. Заповедная природа полуострова, человеческое общение, концепция «хозяюшек», которые заботятся о тебе и твоем отдыхе, достойная конюшня, добротные интерьеры, масштабная инфраструктура.
Из минусов мы можем назвать только один. Это ошибка в позиционировании. Точнее, обещание погружения в быт наших предков. Зачем? Аудитория, которая поедет в этно-деревню и аудитория, которая предпочтет такой купеческий размах — люди с разных планет. А ведь есть и те, которым просто нужно снять дом в экологически чистом месте, чтобы побыть в тишине. C этим в «Наносах» всё ок.
Вместо вывода — слово нашему герою Василию:
— Основное впечатление: не покидает чувство, что я побывал в гостях у какого-то друга. А к друзьям же хорошо относятся?
Нельзя говорить, что это этно-деревня. Скорее, это деревня, как ее видел или захотел увидеть один конкретный человек. И люди здесь работают с определенным настроением. В целом — чисто, комфортно. Коники классные. До сих болит.. точнее, не болит, а подрагивает «потертое седло».
Есть во всем этом что-то необузданное. Такая «новая Беларусь». Новодел, но качественный, без евроремонта. Определенный вкус во всем этом присутствует. Пусть и своеобразный, пусть и хозяйский, но он есть. Место не безлико. Потенциал точно есть: природа прекрасная, домики хорошие. Положительные эмоции. Я не знаю, смог ли я долго пробыть, но на сутки оторваться от городской действительности — вполне.
Опять же, Вера Павловна. Прообраз бабушки, которая добрая, теплая и за тобой ухаживает. Есть что-то в этом. Необычное.
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах