Незнакомка свернула в арку. Я не могла отвести взгляд от солнечной копны волос. Всё-таки, рыжие женщины сами по себе — искусство. Тонкие, нервные. Во дворике, куда мы зашли, тоже происходило что-то нервическое. По напряжённым спинам людей я поняла: вот оно.
Нет-нет, никто никого не обманывал изначально. В анонсе Биг-мини феста, который в восьмой раз прошёл в эту субботу в Гродно, так и было написано: всё про уличное искусство. На улицы выйдут танцоры, музыканты, мимы, ходулисты — будет весело, но большего никто не обещает. Это не фестиваль «Справа», где тебе выдают билеты в арт-космос. Дирекция Биг-мини феста в Гродно всего лишь лёгким толчком плеча приоткрывает дверь в искусство, а дальше — сами, ребята, всё сами.
И вдруг этот тайный дворик, а за аркой — вполне настоящий арт-хаусный перфоманс. С очевидно непростым месседжем висят на верёвочке трусы. Рядом женщина, задрала ногу и лежит. По лицу видно — переживает. Начинаешь думать, почему, пытаешься расшифровать смысл веревок. Помощи от актеров нет: во дворике всё происходит в полной тишине.
Вдруг вторая актриса начинает кружить, запутывает мужчину. Это театральная фантазия на тему личного пространства и его границ. Такого в Гродно ещё не видели. Зрители поражены.
Выходим из дворика молча, почему-то стесняясь смотреть друг другу в глаза. И быстрым шагом идём утешать душу к искусству попроще — на площадки с мимами, живыми скульптурам и восточными танцами. Город шумит и живёт — фестиваль набирает обороты.
Начало
А начиналось всё с парада в центре города. Это было очень мощное шествие. Барабаны задавали ритм, поджигали кровь. Темп, смех, новые костюмы, удивление. Можно было нырять вглубь колоны, и тогда шоу начиналось персонально для тебя. Участники двигались медленно и красиво: инстасторис засняли все.
Запомнились ребята, которые отчаянно пародировали зрителей. Они делали вид, что фотографируют, таращились, сокращали дистанцию. Кто-то смеялся в ответ, а у кого-то по лицу проходила нервная судорога.
Неприятно смотреться в кривое зеркало и видеть там мартышку со смартфоном, а не мудрого хомо сапиенс. Даже если зрители этого не поняли, они получили крутой арт-экспириенс: переживание от искусства, когда ловишь новую эмоцию, резко отличающуюся от повседневной гаммы.
Мимы и живые скульптуры были добрее: играли с детьми, фотографировались со всеми желающими. В центре колоны прямо по ходу шествия выступали акробатки и танцовщицы.
После парада все участники распределились по улице Советской. От сцены до сцены было не больше пятидесяти метров.
Порадовал звук: всё, что по теории на таком расстоянии должно было превратится в какофонию, звучало очень гармонично и не мешало параллельным выступлениям. Возле каждой импровизированной сцены стоял чемоданчик для донейшн (добровольной оплаты).
Это была такая красивая и современная интерпретация утерянной культуры уличных ярмарок, когда зрители платили не по тарифу или рангу театра, а только соизмеримо степени своего восторга. Помните Гюго и его юную Эсмеральду? Ну вот.
Гибкие танцовщицы и ловкие парни-акробаты были душой города. Они отвлекали людей от тяжёлого быта и в обмен на хлеб дарили свой талант. Нечто подобное происходило и в эти выходные в Гродно. Плюс, по размеру толпы возле сцен всегда можно было определить, где происходит самое интересное.
Что удивило
К сожалению, мало кто из горожан включился в игру. Дресс-код большинства напоминал торжественный семейный выход на праздник города. А так хотелось фриков, безумств, провокаций. Самые смелые нарядили детей. Особенным, слегка надрывно-дружелюбным выражением лица выделялись литовцы, поляки. Их было много. Всего на фестивале собралось около двадцати тысяч человек, но точно никто не считал. По ощущению — идеально. Не было пугающей толпы, но ты всё время находился в потоке и в движении.
Что важно
Биг-мини фестиваль который год проводится только ради «фана». Он лёгкий и бодрый. На нём не висит сложных чиновничьих задач вроде «улучшения», «привлечения» и других важных «ения». Просто вот такой живой и бесплатный арт-пульс города раз в год. Что-то необычно, что-то наивно, а что-то вполне концептуально. В сумме — весёлый маскарад-день с хорошим зарядом правильной энергии. Ну а когда ещё еноту спокойно пройтись по городу.
Вместо итога
Биг-мини фестиваль уже восемь лет делает вот эта девочка в оранжевых очках. Последние четыре года стали помогать горисполком и Гродненский центр культуры. Теперь у мероприятия три официальных организатора. Но начинала именно она. Девушку зовут Анастасия Ровба, у неё свое маленькое ивент-агентство «Event Bibam». Росту в ней максимум метр шестьдесят, зато улыбка от уха до уха.
Фестиваль давно стал международным, но она по-прежнему ничего на нём не зарабатывает — только немножко радости, вдохновения и нервотрёпки. Мысленно лайкните Настю и пожелайте ей всего самого хорошего. Такие девчонки в смешных очках дарят новое будущее нашим городам и их культуре.
Что посмотреть в Гродно? Каталог достопримечательностей с фотографиями и адресами
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах