Чтобы отдохнуть и повеселиться, белорусы едут в Вильнюс. Или Киев. Или Львов. Это традиционные места для бегства из страны – чтобы недалеко, недорого и весело. Но съездив в экспедицию «К морю на Hyundai Accent» (часть 1, часть 2, часть 3), мы советуем внести в список любимых городов белорусов Одессу. Потому что есть за что!
До Одессы из Затоки мы добрались в самый разгар рабочего дня. И сразу же стали в километровую пробку, что, впрочем, неудивительно для города с миллионом жителей. Что ж, появился повод поглазеть по сторонам. Благо, климат-контроль позволяет делать это с максимальным комфортом, несмотря на +35 градусов за бортом. Пожалуй, пробки – это единственный случай, когда жалеешь об отсутствии «автомата». Независимо от марки и модели автомобиля. Но приобрести Accent с АКП не проблема – им оснащаются все комплектации модели, за исключением базовой Active. Причем «автомат» – традиционной, надежной конструкции, но шестиступенчатый, что позволяет экономить топливо. Словом, идеальный «автомат».
До Одессы из Затоки мы добрались в самый разгар рабочего дня. И сразу же стали в километровую пробку, что, впрочем, неудивительно для города с миллионом жителей. Что ж, появился повод поглазеть по сторонам. Благо, климат-контроль позволяет делать это с максимальным комфортом, несмотря на +35 градусов за бортом. Пожалуй, пробки – это единственный случай, когда жалеешь об отсутствии «автомата». Независимо от марки и модели автомобиля. Но приобрести Accent с АКП не проблема – им оснащаются все комплектации модели, за исключением базовой Active. Причем «автомат» – традиционной, надежной конструкции, но шестиступенчатый, что позволяет экономить топливо. Словом, идеальный «автомат».
Есть город, который я вижу во сне...
Окраины Одессы мало отличаются от окраин других больших городов на постсоветском пространстве: те же панельки вперемешку с промзонами, те же многополосные дороги с супермаркетами и автосалонами по сторонам.
Одесса – город автомобильный. Но местный трафик сильно разбавлен двухколесными транспортными средствами – мотоциклы, скутеры и даже велосипедисты, которые не только лихо маневрируют между рядами машин, но и внезапно оказываются прямо перед капотом вашего авто. Поэтому будьте особенно внимательны и смотрите не только в зеркала, но и активно крутите головой по сторонам.
Еще один нюанс, который может осложнить жизнь водителя, впервые оказавшегося в центре Одессы, – это отсутствие разметки. Иногда даже начинает казаться, что движение транспорта в городе абсолютно сумбурное – как броуновское. Здесь помогает хорошее чувство габаритов автомобиля в Hyundai Accent: обзорность отличная, поэтому в потоке чувствуешь себя уверенно. А для маневров на парковках есть камера заднего вида: она даже рисует траекторию движения.
Интересная особенность автомобильной Одессы – большое количество электромобилей. Поначалу мы бурно реагировали на каждый из них – «Смотри, смотри!». Но уже через полчаса электрические авто становятся неотъемлемой частью дорожного пейзажа. Мы побывали в салоне Hyundai Odessa. И прямо у входа нас встретила электрическая Kona, компанию которой составлял Ioniq Electric. В этом плане Одесса нас серьезно опережает. И хотя одесситы, как и белорусы, пока предпочитают кроссоверы (Tucson – здесь самая продаваемая модель), но все чаще и чаще смотрят в сторону электромобилей. Впрочем, если говорить о расходах на эксплуатацию, на аппетиты Accent мы совсем не жаловались – экономичная машина.
Пройдусь по Дерибасовской, сверну на Ришельевскую
В Одессе мы поселились в отеле «Черное море». Об отеле этой сети, который расположен в Затоке, мы уже рассказывали в нашем предыдущем материале.
Забросив вещи в номер и окунувшись для бодрости в бассейн, мы отправились знакомиться с Одессой. Благо, до тех самых воспетых в стихах и прозе одесских улиц – Дерибасовской, Большой и Малой Арнаутской, Екатерининской, Ришельевской – тут рукой подать.
Неспешной туристической походкой двинулись в самое сердце города. И уже буквально с первых шагов поняли, что три дня, которые у нас есть на знакомство с городом, – это катастрофически мало. Хотелось рассмотреть каждый дом, заглянуть в каждый дворик (а одесские дворы – это вообще целая вселенная), остановиться у каждого перекрестка – гулять по Одессе можно не то что часами – целыми днями. И каждый раз открывать для себя что-то новое. Классный город! Почти Берлин, немного Вильнюс, немного Киев и немного Львов. Если вы цените все вышеперечисленное и хотите новых эмоций – смело отправляйтесь в путешествие в Одессу!
А еще лучше гулять с человеком, который не только покажет каждый уголок города, но и расскажет о нем.
– Вы знаете, что такое настоящий одесский хипес? – поинтересовался наш экскурсовод, историк и краевед Александр Бабич, с которым мы отправились на прогулку по городу.
Мы, конечно же, не знали. Поэтому с удовольствием послушали про то, как в Одессе поступали с незадачливыми гостями города в начале ХХ века, изощренно опустошая их кошельки и карманы. И машинально проверили, на месте ли деньги и документы.
– А вот из этих дверей выносили тело легендарной актрисы немого кино (а заодно и резидента советской разведки) Веры Холодной, – продолжает свой рассказ Александр. – Знаете, что именно благодаря ей во время Гражданской войны большевики взяли город почти без боя (правда, для них это был уже не первый и не последний раз)?
Говорят, что Вера влюбила в себя французского адмирала и именно по ее просьбе, которую стала звучать еще убедительнее благодаря 12 тысячам франков, французская эскадра покинула город.
Два с половиной часа экскурсии пролетели на одном дыхании. И занятно, что за это время мы прошли пешком чуть более километра, останавливаясь почти на каждом шагу и слушая очередную занимательную историю. А сколько их еще! На целую Википедию. В общем, любители истории и историй – вам в этот город, изучать его можно долго.
Обязательно отправляйтесь на такую экскурсию. Лучшего способа быстро и увлекательно проникнуться атмосферой города не найти. Записаться на экскурсию можно на сайте агентства «Тудой-Сюдой». Стоимость экскурсии – порядка 15 BYN.
На Дерибасовской хорошая погода, или Тусим!
Попрощавшись с Александром, мы двинулись на Дерибасовскую – обойти стороной главную туристическую улицу Одессы никак нельзя. В вечерних сумерках она сияла сотнями огней и шумела тысячами голосов, предлагая на выбор десятки способов потратить деньги: кафе, бары, рестораны, уличные музыканты, торговцы сувенирами, катание на лошадях и электроскутерах, всевозможные «аттракционы» – начиная от кидания дротиков в воздушные шарики и заканчивая игрой в наперстки. Кроме наперстков, есть и шоты – любители баров, вечеринок и прочих рейвов тоже найдут для себя много интересного в Одессе.
Рейд по барам? Без проблем! Но мы на машине, малопьющие, поэтому едем просто ужинать по-пенсионерски.
Мы же, следуя рекомендациям знающих людей, отправились ужинать в ресторан «Франзоль». «Нет более одесского ресторана в Одессе». Так утверждает их реклама. Первое, чем обращает на себя внимание это место, – репертуаром ансамбля, который развлекает гостей: «Есть город, который я вижу во сне…» , «Шаланды, полные кефали...» и так далее. И это часть антуража ресторана, который расположился в здании, воссозданном по чертежам павильона «Искусственных минеральных вод» 1826 года.
Море, море...
Второй день в Одессе мы начали очень рано – на восходе. Все для того, чтобы неспешно покататься на нашем Hyundai Accent по пустынным улицам города. Главный нюанс, которого почти не встретить в белорусских городах, – брусчатка. Поэтому энергоемкая подвеска Accent была очень кстати.
Завершив прогулку завтраком в «Компоте» (а завтраками здесь кормят целый день без ограничений) и отведав местный компот, который подают на стол прямо в банках – как у бабушки дома, мы засобирались на пляж – ведь Одесса не только туристический, но и курортный город. И в этом его главное преимущество перед упомянутыми в начале статьи городами. В Вильнюсе морского пляжа нет!
Свой путь в курортную зону мы начали прямо из парка Шевченко. Оставив автомобиль на паркинге отеля (для гостей «Черного моря» бесплатно – для всех остальных 2,3 BYN первый час + 0,4 BYN за каждый последующий час), мы пешком направились к первой точке нашего маршрута – знаменитому пляжу «Ланжерон».
Сам пляж относительно небольшой, но мест для культурного отдыха здесь достаточно: начиная с фуд-корта и заканчивая дельфинарием (билет 23,5 BYN). Здесь обустроена набережная с деревянным настилом и спусками в море. Многие прямо на ней и загорают.
Двигаясь от «Ланжерона» вдоль побережья, можно посетить все самые известные пляжи Одессы – «Отраду», «Дельфин» и, конечно же, легендарную «Аркадию». Именно ее местные рекомендуют туристам для обязательного посещения.
«Аркадия» по своей сути – большой развлекательный комплекс, куда рекомендуется отправляться вечером, когда свои огни зажигают местные пляжные клубы. Самые известные из них – это расположенные по соседству «Итака» и «Ибица». В последний на вечеринку как раз и ехали герои популярного фильма «О чем говорят мужчины». В дневное время клубы предоставляют гостям возможность арендовать шезлонг (почти 12 BYN), шатер (94,5 BYN), поплавать в бассейне, посидеть в баре или поесть в ресторане. А по вечерам в клубах танцы. И регулярно «звездные» гости: от Тимы Белорусских до Армин Ван Бюрена.
Вечер пляжного дня мы снова завершали в центре города. Слышали про Городской рынок еды?
Это место можно назвать фуд-кортом, потому что здесь продают не продукты, а готовую еду. Но пространство и атмосфера этого места больше напоминает клуб. Здесь можно не только поесть, но и повеселиться – посмотреть футбол, потанцевать или, расположившись за одним из множества столиков, провести время в компании друзей.
И при этом все здесь крутится вокруг еды – под одной крышей собрано 6 баров и 13 кафе, в которых можно заказать как привычную пиццу или хот-дог, так и экзотические устрицы. Кстати, именно здесь самые свежие устрицы в Одессе. Так нам рекомендовали это место знающие люди. Поэтому устриц мы и решили отведать – сет из шести деликатесных моллюсков обошелся нам примерно в 20 BYN. И если устриц можно рассматривать как аперитив, то чтобы поесть основательно, можно заглянуть в расположенные по соседству кафе за «Телячим шматом» (4 BYN) или полакомиться жареной барабулькой (9 BYN). Вегетарианцев порадует бургер с маринованным тофу (7 BYN) или кус-кус с овощами (5,5 BYN).
Чем еще подкупает Городской рынок еды – так это своей демократичностью. Здесь нет ресторанного пафоса и чопорных официантов. Все делается с шутками-прибаутками. А потолкаться у прилавка вместе с другими посетителями здесь так же интересно, как на настоящем рынке.
От булавки до ядерной бомбы
«На Привозе можно купить все!» – говорят одесситы. Чтобы проверить это утверждение, на третий день своего пребывания в городе мы с утра пораньше отправились на главный рынок Одессы – Привоз открыт с 7 утра. К слову, Hyundai Accent там в продаже мы не видели – не дожимают одесситы.
Привоз встретил нас хаосом: покупатели, маршрутки, грузчики с тележками, автомобили – все движутся во всех направлениях одновременно. Поначалу здесь вполне можно растеряться. Складывается впечатление, что вся Одесса с утра вместо работы (если речь идет о местных жителях) или пляжа (если говорить о туристах) отправилась на Привоз.
Сам Привоз – это сочетание барахолки с продуктовым рынком. И здесь действительно есть если не все, то многое. Но, безусловно, самое интересное – это крытые ряды, где продавцы фруктов соседствуют с продавцами барабульки и кефали, а обычные одесские бабушки с укропом и зеленым лучком – с гордыми жителями Кавказа, которые лихо выжимают сок из гранатов.
Все путеводители по Одессе советуют при посещении Привоза внимательно следить за тем, чтобы вас не обвесили. Мы, конечно, пытались последовать этой рекомендации, но процесс взвешивания часто так стремителен, а вердикт продавца: «С вас 100 гривен» – столь безаппеляционный, что неподготовленный человек просто не успевает что-то предпринять.
В общем, будете в Одессе – обязательно загляните на Привоз. Очень колоритное место. И местный мастхэв.
Надо брать
Одесса – безусловно, город с особой атмосферой, который готов преподнести вам множество приятных сюрпризов. Здесь интересно гулять. Здесь можно с головой погрузиться в историю и архитектуру. Здесь есть на что посмотреть и куда сходить (от ночного клуба до оперного театра). Здесь вкусно практически в любом заведении. И здесь есть теплое море.
Летом Одесса – идеальное место для тех, кто не любит проводить весь отпуск, лежа на пляже. А межсезонье отлично подойдет для вдумчивого городского туризма с музеями, экскурсиями и культурной программой. Тем более, уже в феврале здесь плюсовая температура, а весна начинается намного раньше, чем в Беларуси.
– Одесса по духу напоминает Барселону, – утверждает директор туристического агентства Zatoka.by Денис Ганаков, выступивший нашим гидом по Черноморскому побережью Украины. – Отличное место для романтического уикенда, для мальчишника или девичника. Или просто с друзьями на машине съездить. Весна в Одессе обалденная. Я просто обожаю весну здесь. И точно так же я обожаю сентябрь. Поэтому всем рекомендую ехать в Одессу – отличная альтернатива Львову или Вильнюсу, и визы не нужны.
Техника в быту
Итак, наше путешествие к Черному морю завершено. Вот ссылки на предыдущие публикации:
И напоследок еще несколько слов о машине, на которой мы отправились в путешествие. Hyundai Accent с механической коробкой передач в почти максимальной комплектации во многом превосходит привычные «бюджетники». Он больше как по размерам, так и по комплектации: «заглядывающие» в поворот фары, круиз-контроль, противозаносная система, бесключевой доступ и другие опции дарят совсем другие ощущения от пользования автомобилем. Это совсем другой Accent, который хочется назвать Elantra! Просторный и экономичный, с бойким и шустрым мотором – в ощущениях эта машина на класс выше. И если посмотреть на размеры – да, она величиной со старую Toyota Avensis!
Понравилась энергоемкая подвеска, которая выдержала все удары украинских дорог. Из минусов – шумноватый климат-контроль и шум от шин. Немного не дожали конструкторы, что, впрочем, легко лечится дополнительной шумоизоляцией, которую можно сделать у дилера.
Большой дорожный просвет позволял нам ездить по самым плохим дорогам, поэтому в конце путешествия осталась только одна мысль – может, не так уж они и нужны, эти кроссоверы? Седан все равно лучше управляется и экономичнее…
Выражаем благодарность туристическому агентству Zatoka.by за организацию проживания и помощь в подготовке материала.
Еще больше фотографий и путевых заметок о поездке к Черному морю на Accent в социальных сетях Hyundai Belarus.
Следите за проектом в Facebook, Instagram или ВКонтакте.
Хештег #кморюнахендэ
Подпишись на Holiday.by!
Только отборные материалы в наших каналах