Мы много пишем про туризм. При этом большой процент читающей аудитории — минчане. Да-да, обидно признавать, но огромная часть жителей небольших белорусских городов ни разу не покидают свой регион — не только физически, но и мысленно. Низкая зарплата, нет денег. Что-то где-то постоянно взрывается, страшно. Дети болеют, бабушки против. Можно ли в этих условиях открыть турфирму в провинции и при этом что-то заработать? Предприниматель Елена делится опытом и рассказывает про свою маленькую, но отважную битву со стереотипами.

Удивительные дела сейчас происходят в Сморгони. Несмотря на удаленность от Минска, здесь никогда не было томно — граница рядом. А теперь стало ещё веселее. Всего в сорока километрах планируется запуск АЭС. В результате, резко взмахнули цены на недвижимость. Молодые семьи съезжают к родителям и сдают свои квартиры по вполне минским тарифам (говорят, доходит до 500 долларов за «трёшку»). В городе много приезжих и командировочных. Открываются кафе, магазины, быстро возводятся новые панельные кварталы.

В этой атмосфере общей оживлённости очень гармонично смотрится наша героиня. Она владелица местного турагентства под названием «Надитур». Ну и что особенного, спросите вы. А то, что в Беларуси по пальцам можно пересчитать турфирмы, которые работают в городах с населением меньше 100 000 человек. В Сморгони же живет всего около 35 000. Насколько выгодно строить туристический бизнес в регионе — в рассказе Елены. 

Предыстория

— Наша компания называется «НадиТур». Мы работаем в Сморгони с 2014 года. На открытие своей фирмы меня подтолкнула одна из моих бывших клиенток. Эта девушка хотела купить тур не в Минске, а именно у меня (так как в туризме я с 90-ых и успела наработать какую-то клиентскую базу). Решение было принято быстро. В течение двух дней подготовила Устав, подала заявку в местный исполком. Бизнес-план не составляла, так как и так хорошо знала, какие направления будут пользоваться спросом.

По счастливой случайности быстро нашли место в центре города, вдвоём с дочкой сделали ремонт. Сами клеили обои, покупали мебель, убирались. В течение первых двух лет работала одна, потом увидела, что клиентов становится всё больше. Решила расширяться. За пять лет много раз слышала, что в таком небольшом городке, как у нас, туристический бизнес не может быть успешным. Вокруг сферы масса стереотипов, о которых бы я хотела поговорить подробнее. Возможно, мой пример поможет кому-то решиться начать своё дело.

Стереотип первый: в маленьких городах никто не путешествует

Железобетонный аргумент. Но Елена говорит, что он ошибочен. Те, кто хоть раз попробовал отдых на море, ставят себе цель: обязательно поехать и в следующем году. С бюджетом 1000 BYN на семью люди умудряются откладывать по 600-1000 долларов на отпуск летом. Плюс, в Сморгони, как и во многих других маленьких городах, мужчины часто катаются на заработки. По приезду могут свозить семью за границу и два раза в год.

Отдельная аудитория — ценители автобусных туров по Европе. В провинции такая поездка гораздо престижнее отпуска в Затоке. Выбирают туры в Чехию, Францию, Италию. Последние два года в моду вошли комбинированные поездки — экскурсионная программа по городам и несколько дней на побережье.

Да, рынок совсем невелик. По подсчётом Елены, на данный момент в год в Сморгони с турфирмами путешествует не более 3% от населения. Зато есть тенденция увеличения среднего чека. То есть, если в 2017 году семья купила бюджетный тур в Украину, то на следующий год они выберут Египет, а в 2019 есть большая вероятность, что полетят уже в Турцию.

Но розовые очки тоже не нужны. Из пляжных направлений хорошо продается только четыре страны: Турция, Египет, Болгария и Украина. За этот сезон менеджерам «Надитур» удалось четыре раза оформить Кипр, семь раз — Грецию. На опыте компании Елены можно попытаться просчитать потенциальную выручку за год. Возможно, по столичным меркам это и маленькие деньги. Но для небольшого города — отличная альтернатива низкоквалифицированной работе «на дядю» за 300 рублей в месяц. Однако, чтобы деньги пошли, надо быть готовым стать брендом своей компании.

Стереотип второй: все едут за путёвками в Минск, так как там дешевле

«Рыжая из турагентства». Так называют Елену в Сморгони. Её могут остановить на улице и попросить рассчитать стоимость тура прямо по дороге в магазин. Многие просят выделить время и подобрать тур лично. Кому-то это покажется неудобным. Но если вы владелец маленького бизнеса в небольшом городе, то знаете: такое доверие — огромный плюс. Владелец бизнеса — его лицо, репутация = клиенты.

Один из самых серьёзных стереотипов, с которыми Лена боролась в течение пяти лет: вера местных в то, что в Минске будет гораздо дешевле. Люди были готовы потерять день на дорогу, подбор и оформление путёвки, только бы не заказывать «у своих».

Есть один момент. Я живу в этом городе. Завтра мне придётся на улице встретиться с человеком, которому мы продали тур. Поэтому я должна быть максимально честна. Должна рассказать как про все плюсы, так и про минусы, которых, конечно, в бюджетных отелях хватает. Я придерживаюсь только одного принципа — правды. Люди понемногу начинают доверять. До сих пор идеально работает сарафанное радио. Один узнал цену у нас, потом съездил в Минск, приехал и рассказал друзьям, что разницы нет. Реклама ни в интернете, ни в местной газете не имеет такого эффекта, как вот эти разговоры у подъезда.

Стереотип третий: в туризме резко выражена сезонность. Значит, осенью-зимой нечем будет платить зарплату

Когда Елена начинала, именно так и было. Приходилось работать и менеджером, и бухгалтером. Получалось, что директор компании самостоятельно погружается в список самых разных задач — от продвижения турфирмы до уборки в офисе. Но со временем штат стал разрастаться. Экономить на зарплатном фонде больше не получалось. Так что компания переориентировалась на раннее бронирование. Это позволило не только более равномерно распределить прибыль по году, но и обезопасить себя от неожиданных провалов в спросе. Так как, по словам Елены, в маленьких городах крайне чувствительное информационное поле. Реальный пример: в год, когда в Египте случился теракт, компания «НадиТур» смогла продать только одну путёвку на побережье Красного моря.

Стереотип четвертый: в регионе нет квалифицированного персонала

С каждым годом ситуация по персоналу улучшается. Девочки уезжают учиться в Минск, получают дипломы специалистов по туризму и возвращаются домой. Средняя зарплата по Сморгони — около 400 BYN, зато не нужно тратиться на съём жилья. Работать в турфирме стало модно: на последнюю вакансию всего за день откликнулось шесть человек. При том, что с дисциплиной всё строго. Рабочий день в маленьком городе начинается рано: в 8.30 утра на пороге офиса уже могут ждать первые посетители. Да и летом всегда график напряженный — вся компания работает без отпусков.

Если с кем-то из персонала по какой-то причине не сработались, есть практика расставаться красиво. Так как уже на следующий день после увольнения работодатель и исполнитель могут встретиться в очереди в магазине за хлебом.

Иногда приходят устраиваться и люди из других сфер. По опыту, они даже более замотивированы на профессиональный рост, чем менеджеры с дипломами. С этого года Елена впервые пробует систему оплаты «оклад+ процент за сделку», но насколько эта схема жизнеспособна в городе с населением до 50 000, говорить пока рано.

Также на работу лучше нанимать активных молодых девушек, которые ориентируются в социальных сетях. В низкий сезон они могут совмещать работу по рекламному продвижению компании и обработку заявок от туристов. Елена отмечает, что даже в небольшом городе, где до офиса турфирмы идти пять минут, клиенты всё чаще предпочитают не «живую» консультацию, а долгое онлайн-общение в мессенджерах или инстаграме.

Стереотип пятый: некуда расти и нет возможности расширяться

Елена избавлена от имперских амбиций и совсем не стремится завоевать Минск. Она из тех, кто предпочитает быть первой — пусть и в небольшом городе. В прошлом сезоне появилось понимание, что хочется роста. Но увеличивать штат в Сморгони просто не было смысла. Предпринимательница сняла два квадратных метра в Мяделе, нашла специалиста. Таким образом, у компании «Надитур» появился маленький филиал. Следующий шаг — представительство в Островце.

— Мысли закрыться не возникало ни разу. У меня двое детей, которых я воспитываю одна. Плюс, я себя не представляю в другой сфере. В любом бизнесе есть трудности. Зато, когда работаешь в небольшом городе, получаешь столько благодарностей от людей. Они привозят сувениры, останавливают и говорят "спасибо" прямо на улице. Это вдохновляет больше, чем прибыль. 

Каталог турфирм на Holiday.by

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах